Этапы урока по ФГОС
статья по теме
Таблица с основными этапами современного урока и разные пути реализации данных этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_uroka.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
При составлении таблицы я опиралась на конспекты Людмилы Жук, кандидата наук, преподавателя из Санкт-Петербургского вуза и книгу «101 педиидея» Садкиной В. И.
Этапы урока | Как можно воплотить |
Организационный момент | Приветствие, настройка на положительный лад. |
Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости | Вспомните, что нам помогает … |
Постановка цели урока в начале или в процессе урока | 1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы. Примеры:
13. Поставить отсроченную загадку, ответ на которую будет найден позже. Пример очень яркий, поэтому привожу полностью. Тема «Маркетинг и реклама». В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой дом из бревен. Затем обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег перед толпой. После этого случая он очень разбогател. К концу занятия попробуйте догадаться, что произошло. (Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось огнестойким. Крестьянин построил и поджег дом на торгово-промышленной выставке, сделав прекрасную рекламу своему изобретению.) 14. Дать 2 альтернативы решения, в конце урока из них останется правильный вариант. |
Объяснение нового материала учителем или учениками | Ученики в ходе объяснения нового проблемного материала не ведут конспект, а записывают вопросы, возникающие в процессе изложения темы. За самые интересные вопросы выставляют оценки. 2. В ходе пояснения нового материала предложено выписывать все изученные и новые понятия. 3. В ходе пояснения нового материала нужно составить опорный конспект. 4. В ходе пояснения учитель через определенное время дает интересные короткие задания и задания на понимание, объяснение и применение. 5. До пояснения ученики списывают с доски таблицу, которую они должны заполнить в ходе объяснения. 6. Составлять или разгадывать во время объяснения кроссворд. |
Первичное восприятие и усвоение нового Теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | |
Проверка домашнего задания | Блиц опрос по цепочке Ответы на вопросы Найти ошибку в предложениях по теме, определениях и т.д. Тесты (в том числе с помощью программы Hot Potato) Тест-рейтинг Это одна из разновидностей тестов, достаточно сложная по технологии проведения (точнее технологии расчетов). Однако эффективность этого методического приема не вызывает сомнений. Учитель готовит вопросы по образцу открытого теста, т. е. ученик сам должен записать короткий ответ на вопрос. После проведения теста подсчитывают количество правильных ответов в классе на каждый вопрос. Затем это число отнимают от числа общего количества работ. Таким образом, получается «стоимость» каждого ответа. Чем больше правильных ответов, тем меньше «стоит» этот ответ. Чем меньшее количество правильных ответов, тем «дороже» этот ответ. Соревнование на правильные ответы по группам |
Динамическая пауза | Простейшая эстафета: ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Порядок вставания можно менять по рядам, от парты к парте; змейкой, с интервалом в два человека; одновременно по одному с каждого ряда (двойная эстафета), по алфавиту. эстафета с мелом у доски: какой ряд быстрее напишет слово или короткую фразу (каждому по одной букве). При этом придерживаться следует того же порядка: только после того как первый ученик сел на место, встает другой. |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | |
Рефлексия деятельности | Устная рефлексия Цель устной рефлексии — обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Подведем итоги (онтологическая составляющая) Один из самых распространенных приемов устной рефлексии, как правило, применяющейся на этапе завершения урока, — это произнесение по следующей схеме: На уроке я... Узнал... Понял... Научился... Самый большой мой успех — это... Самые значительные трудности я ощутил... Я не умел, а теперь умею... Я изменил свое отношение к... На следующем уроке я хочу... Незаконченное предложение (онтологическая составляющая) «Литература для меня — это...» «Я бы спросил автора о...» «Я бы хотел (не хотел) быть на месте...» саморефлексия Учащиеся отвечают на вопросы: «Оправдались ли мои ожидания?», «О чем мне хочется поговорить?»; Какую проблему хотелось бы изучить?». Письменная рефлексия Эссе Бортовой журнал — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, коротких предложений и умозаключений, вопросов. Частями «бортового журнала», которые определяет преподаватель и которые будут заполнять учащиеся, могут быть ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы. Дневник Существуют различные виды дневников: обычный, дневник художественный альбом, дневник из двух частей (в первой графе наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой — комментарии) и другие. Цветовые стики ПРИЁМ "СИНКВЕЙН" Слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Используется на стадии рефлексии. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна. 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Синквейн направлен на развитие умения творчески обобщать и систематизировать знания. Правила написания синквейна: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. Слово. Доброе и ужасное. Ласкает, бьёт, поощряет. Оно как меткая стрела. Орудие. *** Жизнь! Ужасная и прекрасная. Огорчает, радует, продолжается. Она как вспышка в темном небе. СЧАСТЬЕ! *** Улыбка жизнерадостная счастливая радует играет растаяла Улыбка красит человека!!! Радость ПРИЁМ «ДО-ПОСЛЕ» Что вы думали до урока, а как считаете сейчас. На сколько вы оценивали свои знания по теме до урока, а сейчас. 6.«Кораблик». Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус. 7. «Ассоциативный ряд», «Дерево ассоциаций» - данный прием имеет несколько названий и вариативность применения. Суть его состоит в том, учитель просит детей написать за указанное время слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. Учащиеся выполняют задание и подсчитывают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. 8. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Свет молнии. Развивает заинтересованность, творчество, инновационный подход. 9.Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом: увлечён; полезно; заинтересован; нужно; узнал и т.д. 10. Телеграмма. В телеграммном стиле все, что узнал и прочувствовал на уроке. Вариантом может быть написание смс. |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | 1.Разноуровненые контрольные и самостоятельные работы 2.Текстовые задания 3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний) 4.Задания на выделение существенных признаков (глубина) 5.Задания на конструирование нескольких способов решение одной и той же задачи (гибкость) 6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
Коррекция результатов учебной деятельности | |
Информация о домашнем задании |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта этапов урока по ФГОС
При планировании урока необходимо руководствоваться планом работы. В материале представлена карта уроков по ФГОС....
особенности заключительного этапа урока по ФГОС
В методическом материале предлагается вариант заключительного этапа урока по ФГОС(рефлексия)...
особенности заключительного этапа урока по ФгОс
В методическом материале предлагается вариант проведения рефлексии в заключительной части урока по теме "Плесневые грибы и дрожжи"с описанием критериев оценивания...
Конструктор Тиуновой О.Н.(ГБОУ СОШ №251) Примеры 4 основных этапов урока математики в рамках ФГОС.
Конструктор содержит по три примера на каждый из четырёх основных этапов урока математики в рамках ФГОС.1. Приёмы активного целеполагания - организация начала урока и подготовка к активному усвоению н...
«Использование современных информационно- коммуникативных технологий на разных этапах урока музыки в соответствии с ФГОС ».
Информационно-коммуникационная компетенция — это умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных те...
"Использование интерактивной доски на различных этапах урока как средство реализации ФГОС"
С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии, которые дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.Они принося...
Рефлексия как этап современного урока по ФГОС.
Доклад содержит как теоретическую часть о том, что такое рефлексия и для чего она нужна. Так и примеры различных форм рефлексии, которые можно использовать на любом предмете....