«Использование современных информационно- коммуникативных технологий на разных этапах урока музыки в соответствии с ФГОС ».
статья по музыке на тему
Информационно-коммуникационная компетенция — это умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных технологий (Интернет, компьютер).
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
Цели и задачи применения информационных технологий на уроках музыки:
1. Повышение эффективности процесса обучения;
2. Получение информации об изучаемом материале;
3. Ускорение передачи информации;
4. Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени);
5. Повышение наглядности обучения;
6. Расширение дидактического инструментария учителя;
7. Усиление информативности обучения.
Данные цели и задачи успешно реализуются на всех этапах урока музыки. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ob_isp_ikt_na_muzyke.docx | 35.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».
141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,
городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9-а.
тел. факс - 548-35-48
Доклад в рамках заседания РМО
«Типология уроков предметной области «Искусство»
в соответствии с ФГОС»
Тема:
«Использование современных информационно- коммуникативных технологий на разных этапах
урока музыки в соответствии с ФГОС ».
Докладчик: Волкова Ольга Викторовна
учитель музыки 1категории
Директор школы:_______________ Соловьёва Алла Вячеславовна
27.03.2014г
Содержание.
Введение_____________________________________________________3
Цели и задачи применения информационных технологий
на уроках музыки. _____________________________________________4
Использование мультимедиа технологии.________________________5-7
Готовые программные продукты на уроках музыки._________________8
Использование сети Интернет.____________________________________9
Синтезаторы, MIDI-клавиатуры, цифровые фортепиано.____________9-10
Использование ИКТ во внеурочной деятельности.________________10-11
Заключение ___________________________________________________12
Литература и информационные ресурсы.__________________________13
Введение.
Развитие современного общества требует от современного учителя расширения профессиональных компетентностей в определённой области образования, в том числе музыки. Введение новых требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом базовой категории «фундаментальное ядро содержания образования» определило системно - деятельные и компетентностные подходы к структуре образовательной программы, к условиям её реализации, к результатам освоения. Важным является владение педагогом-музыкантом такими видами компетености, как профессиональная компетенция, психолого-педагогическая, музыкально-теоритическая, исполнительская, общехудожественная, методическая, просветительская, полихудожественная и конечно информационно-коммуникационная, инновационная.
Информационно-коммуникационная компетенция — это умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных технологий (Интернет, компьютер).
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
Цели и задачи применения информационных технологий на уроках музыки:
- Повышение эффективности процесса обучения;
- Получение информации об изучаемом материале;
- Ускорение передачи информации;
- Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени);
- Повышение наглядности обучения;
- Расширение дидактического инструментария учителя;
- Усиление информативности обучения.
Данные цели и задачи успешно реализуются на всех этапах урока музыки. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
Использование мультимедиа технологии.
Технология мультимедиа (лат. multi – «много», media – «среда») – способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов.
Мультимедиа технология обогащает процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным. Сегодня мультимедиа-технология — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
Например, для решения дидактической задачи организационного этапа можно использовать:
1. слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
2. лазерные диски, CD-ROM, например, с записью материалов фонохрестоматии.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать различные виды презентаций:
1. презентацию-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий, для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
2. презентацию-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
3. презентацию-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Для решения дидактической задачи данного этапа мы можем использовать:
1. презентацию-лекцию - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации и звук для настроя восприятия обучающихся нового материала, обобщения, систематизации знаний (PowerPoint);
2. видеофрагменты фильмов о композиторах или фрагменты из опер и балетов;
3. презентацию-модель - с помощью анимации создается музыкальная модель(например, ритмический рисунок или фрагмент мелодии) (PowerPoint);
4. слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
5. изображения - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (например, цветик-семицветик) (PhotoShop);
6. коллажи - создание собственных оригинальных музыкальных ребусов (PhotoShop);
7. видеоклипы - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker).
8. лазерные диски, CD-ROM.
9. обучающие игры и флэш-игры-«Угадай мелодию», «Мои первые знания о музыке», «Инструменты симфонического оркестра», «Разгадай кроссворд», «Что я знаю о музыке», «Знатоки музыки», «Нотная азбука».
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого понимания. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных ключевых понятий урока. Здесь мы можем использовать:
1. презентацию-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint);
2. мобильный класс-работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint); выбрать иллюстративное сопровождение для музыкального произведения (PhotoShop, PowerPoint).
Для создания и демонстрации данных мультимедийных технологий необходимо умение учителя музыки пользоваться такими прикладными программами, как: PowerPoint, PhotoShop, Movie Maker, Word, Excel ,Publisher и другие.
Готовые программные продукты на уроках музыки.
На этапах ознакомления, усвоения и закрепления новых знаний успешно используются готовые программные продукты :
1. энциклопедии («Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия современной музыки», «Музыкальные инструменты» и др);
2. обучающая программы («Музыкальный класс», «Развиваем музыкальные способности», «Волшебная флейта», "Уроки музыки с дирижером Скрипкиным", «Затерянная мелодия», «Учимся понимать музыку»)
3. тематические – развивающие-программы с помощью анимации, трехмерной графики знакомят с произведениями композиторов (П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Времена года», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» и т.д.)
4. демонстрационные материалы:
Плакат - иллюстрации - переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, удобны для частого применения (можно на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке);
плакат-схема - такие и подобные им плакаты можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и поместить на стенд «Сегодня на уроке» или раздать ученикам в качестве опорного конспекта.
Использование сети Интернет.
При работе обучающихся в группах на этапе закрепления или проверки полученных новых знаний возможно использование сети Интернет. Существует несколько Интернет-ресурсов, позволяющие учащимся одновременно выполнять определённое задание: ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/), ЦОР (http://school-collection.edu.ru/), Каталог образовательных ресурсов
сети Интернет для школы (http://katalog.iot.ru/), Федеральные образовательные ресурсы (http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm) и др.
Электронные учебные модули ФЦИОР создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.
Синтезаторы, MIDI-клавиатуры, цифровые фортепиано.
В настоящее время клавишные синтезаторы, MIDI-клавиатуры и цифровые фортепиано являются полноправными спутниками акустических клавишных инструментов. Возможности их в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов, которые можно синтезировать. Это большое подспорье при изучении, например, полифонии.
Использование современных инструментов актуально на всех этапах урока, а также во время проведения игровых моментов: «Два рояля». Учитель предлагает слова из песни, поочерёдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поёт её под фонограмму.
«Музыкальный футбол». Одна команда задаёт вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например ―С чего начинается Родина?), другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке (например ―Уголок России – отчий дом).
Использование ИКТ во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса. Для ее организации мы используем следующие технологии:
1. мультимедиа технологии: презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях;
2. компьютерные технологии: стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);
буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word);
плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Важно предоставлять учащимся возможность самостоятельно приобретать знания из предметной области «Музыка», что способствует развитию познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
При выполнения проектной работы с помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word ), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта-– буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
Заключение.
Таким образом, применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.
Данные технологии совершенствуют навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека.
Использование ИКТ также способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Список литературы:
1. Г.П. Сергеева «Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании»,Многорафия, Москва,2013г.
2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
3 . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
4. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
Информационные ресурсы:
- http://fcior.edu.ru
- http://school-collection.edu.ru/
- http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&show=0
- http://pedsovet.su/load/
- http://www.rusedu.ru/
Сайты для скачивания минусов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы активизации на уроке музыки в соответствии с ФГОс.
Перечисляются основные методы активизации деятельности учащихся на уроке музыки....
Использование элементов игровых технологий на разных этапах урока математики
Основная цель работы-активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и интереса к предмету. В этой статье показано использование игровых технолог...
презентация "Современные технологии обучения, применяемые на уроках музыки в условиях реализации ФГОС"
презентация...
Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы
Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информи...
Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы
Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информи...
эффективные технологии на разных этапах урока
методические рекомендации для уроков...