Организации современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
статья на тему

Калинова Людмила Михайловна

Современный учитель должен шагать в ногу со временем! Особенности современного урока в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организации современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.



                      Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

И.Г. Песталоцци

    В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие ребёнка. Следовательно, перед школой стоит задача – дать ребёнку возможность усвоить компетенции, связанные с поиском, приобретением и усвоением новых знаний.

    Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты, где ученик становится активным субъектом учебного процесса.

    Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется деятельность учащихся в этой среде. Педагог лишь организует процесс, при необходимости вмешиваясь и корректируя траекторию движения учащегося по теме и маршруту.

    Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Именно в действии рождается знание. Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию. Чтобы решить ее, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

    Для достижения этой цели используется технология деятельностного подхода. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Система дидактических принципов.

    Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

1) принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам;

2) принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик;

3) принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

4) принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне;

5) принцип психологической комфортности – создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы;

6) принцип вариативности – формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

7) принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

    В  структуре урока системно-деятельностный подход является основным элементом учебного процесса, который отрабатывается и совершенствуется день ото дня. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть, чтобы ученик включился в «деятельность» в рамках урока он должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый результат. Чтобы учителю не упустить эти элементы из внимания есть надежный способ – отразить их в структуре урока. Поэтому важнейшей характеристикой данного метода является системность. Реализация деятельностного подхода осуществляется на следующих этапах урока:

  • мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

- устанавливаются тематические рамки («могу»).

Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

  • Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  • Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

- побуждающий, подводящий диалоги;

- мотивирующий приём «яркое пятно» – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

  • Проблемное объяснение нового материала.

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

  • Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

  • Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала).

Фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2–3 типовые задания) на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать.

Самоконтроль, самопроверка.

  • Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

  • Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать? и другие.

    Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

    Системно-деятельностный подход позволяет повышать и сохранять уровень мотивации, а следовательно, успешно формировать учебную деятельность младших школьников. Разве не к этому должен стремиться каждый педагог в условиях модернизации образования?!

Список литературы

1. Асмолов А.Т. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Т. Асмолов // Педагогика. – 2009.

2. Попова Н.П. Деятельностный способ обучения / Н.П. Попова. – ОАОУ НИРО, 2011.

3. Янушок М.Б. Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://m.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/08/17/doklad-sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-mladshih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Диалог" в 5 классе с точки зрения системно - деятельностного подхода.

В данной карте представлены этапы урока, цель каждого этапа, деятельность учителя и учащихся...

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Презентация на тему "Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода"...

Конструирование современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода к обучению как условие реализации

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельного подхода в обучении. Учителей сегодня олнует множество вопросов, ответы на которые предлагает автор....

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Компетентностно-ориентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно-деятельностного подхода

Презентация-выступление на республиканском семинаре для учителей-слушателей курсов в рамках программы повышения квалификации.Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в опреде...

Моделирование современного урока АЯ на основе системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС третьего поколения

В данном материале рассматривается теоретическая основа при проведении уроков на основе СДП в рамках ФГОС III поколения...