Компетентностно-ориентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал на тему
Презентация-выступление на республиканском семинаре для учителей-слушателей курсов в рамках программы повышения квалификации.
Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения.
Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося.
Изменился подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Творческая мастерская у каждого преподавателя, безусловно, своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их структурирования.
Хотелось бы предложить воспользоваться эффективным средством для «сборки» уроков.
Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией.
Такая «шпаргалка» повышает эффективность проектирования урока преподавателем. Даже если все методические приемы известны педагогу, без «шпаргалки» трудно удержать их в памяти. Применяя «шпаргалку» разнообразные уроки можно готовить довольно быстро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_shchurinoy_i.a.ppt | 685 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компетентностно-ориентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно-деятельностного подходаВыступление учителя биологии высшей кв.категории МБОУ «Школа № 95» Приволжского района г.Казани Щуриной И.А. на Республиканском семинаре в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей географии.Казань 2016г.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»Джон Дьюи
Виды УУД
Виды универсальных учебных действий
Виды универсальных учебных действий
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
самоопределениесмыслообразо-ваниенравственно-этическая ориентация
целеполаганиепланированиепрогнозированиеконтролькоррекцияоценкасаморегуляция
общеучебныелогическиепостановка и решение проблемы
планирование сотрудничествапостановка вопросовразрешение конфликтовуправление поведением партнёраумение выражать свои мысли
качества учащихся,подлежащие развитию
креативные (творческие) качества
когнитивные (познавательные) качества
оргдеятельностные(методологические) качества
коммуникативные качества
мировоззренческие качества
Формирование образовательных компетенций
Компетентностный подход
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций.Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
При проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого - педагогические представления берутся за основу, какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства.(А.С. Сиденко, Сологуб В.А.)
Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения. Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося.
ПРИЕМЫ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.Цель современного образования - развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Изменился подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС ООО
Первый шаг:четко определить и сформулировать для себя тему урока;определить место темы в учебном курсе;определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второй шаг:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица:
Слова-ориентиры для определения целей урока
Традиционный подходПонимать требованияЗнать (сформировать знание о…)Научить работать с различными источниками знанийСистематизироватьОбобщать Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачиОценитьЗакрепитьПроверитьПроанализировать (ошибки, достижения учащихся)
Компетентностный подходНаучить формулировать целиСформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)Научить выбирать источники знанийНаучить систематизироватьНаучить выявлять общее и особенноеНаучить выбирать способы решения задачиСформировать критерии оценки, способность к независимой оценкеМодифицировать, перегруппировать, научить применятьНаучить приемам самоконтроля Сформировать способность к самооценке
Третий шаг:
1. Спланировать учебный материал2. Подобрать учебные задания, целью которых является:узнавание нового материала;воспроизведение;применение знаний в новой ситуации;применение знаний в незнакомой ситуации;творческий подход к знаниям.-3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий:- задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;- задания, способствующие осмыслению материала учащимся;- задания, способствующие закреплению материала учащимся.
Четвертый шаг:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. Следующая таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты(Приложение 1)
Пятый шаг:
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Шестой шаг: Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:мотивационно-целевой;процессуальный;рефлексивно-оценочный
Седьмой шаг:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:что контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроляЗадание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмой шаг:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.Девятый шаг: Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски
«Конструирование урока»
Творческая мастерская у каждого преподавателя, безусловно, своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их структурирования.Хотелось бы предложить воспользоваться эффективным средством для «сборки» уроков. Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией.Такая «шпаргалка» повышает эффективность проектирования урока преподавателем. Даже если все методические приемы известны педагогу, без «шпаргалки» трудно удержать их в памяти. Применяя «шпаргалку» разнообразные уроки можно готовить довольно быстро.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА
Как можно начать урокс традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить учащегося на работу; с разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление; с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока; с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока. с эпиграфа к данной теме; с создания ситуации противоречия между известным и неизвестным.: последовательность применения данного приема такова:– Самостоятельное решение– Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения– Постановка цели урока.;с невыполненного домашнего задания - учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Тема-понятие. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в учебнике или словаре.Тема-пятно. Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Тема- исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа предыдущего приема, но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Далее формулируется тема и цель урока.Тема-диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, или конкретизацию материала. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу незнания материала.Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель урока.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» Разминку можно проводить по-разному: Что лишнее?Обобщить – что это …Что пропущено – логическая цепочка Какое слово скрывается и т.д. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. «НАЙДИ ОШИБКУ»Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся Заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места»интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно необходимо. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
«КРОССВОРД»Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды. Нужно научить составлять кроссворды
«ШПАРГАЛКА» Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке»,если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, цветом, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.«СВОЙ-ЧУЖОЙ»Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов, их анализ. Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)
«КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ»Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины. «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ»Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»Мультимедийная презентация - это представление материала с использованием компьютерной техники. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Научите учащихся создавать маленькие яркие презентации к уроку(проект).
«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником
«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»1.К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:- Почему?- Как доказать?- Чем объяснить?- Вследствие чего?- В каком случае?- Каким образом?Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 6 вопросов за 6 минут, получает отметку “5”; 5 вопросов – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих. Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за ределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…
ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ
«ТЕСТЫ»Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором несколькихответов, тест-сопоставление, тест с вставлением слов из списка, тест с развёрнутым ответом и др.«ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ-ПЛАКАТ»Ученик (или группа)с оставляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, Половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры. Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры - плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.«КЛАСТЕР»Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:
ПОНЯТИЕ
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ»Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ ПРИ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ»Как бы вы назвали урок?Что было самым важным на уроке?Зачем мы сегодня на уроке…?Какова тема сегодняшнего урока?Какова цель урока?Чему посвятим следующий урок?Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?Что для тебя было легко (трудно)?Доволен ли ты своей работой?За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из класса (группы)?«УЧЕНИК, ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ …»я научился … я разобрался …я наконец-то запомнил …
Ваш личный результат!?
УСПЕШНЫХ ВСЕМ УРОКОВ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка
методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка
Что такое системно-деятельностный подход? Деятельность в системе. Как я это делаю на своих уроках....
«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»
Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...
Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».
Идея опыта. Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...