Авторская программа
опыты и эксперименты (10 класс) на тему

Предоставлен материал из опытта работы по составлению авторской программы учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 11.02.2013

Базеевой Е.А., учителя русского языка и литературы,

«Опыт работы по составлению авторских программ»

Если набрать в поисковой системе Яндекс тему моего выступления, то мировая паутина на профессиональных сайтах учителей, образовательных порталах предложит массу  примеров образовательных программ: и авторских, и адаптированных, различной тематики и направленности, целеполагания, методологии, основанных на различных педагогических технологиях. И все они успешно работают, дают положительные результаты, педагоги выставляют их на сайтах в интернете, печатают, делясь своим опытом. Невольно возникает вопрос (и не только у молодых специалистов, заместителей директоров):  А как их создают? Что нужно сделать, во-первых, чтобы придумать авторскую программу, а во-вторых, чтобы она работала, причем работала хорошо.

        При этом нужно помнить: не все учителя способны создать чудо (авторскую программу), учитель должен иметь опыт работы по каким-либо направлениям (начинать не с пустого места),  он уже работал по адаптированной программе; он может создать программу, но не знает механизма, методики ее составления, его беспокоит компьютерное обеспечение, страх быть непонятым, показаться некомпетентным, неуверенность. Эти подводные камни нужно преодолеть.

Поделюсь опытом своей работы. В этом учебном году в 10а классе введено два элективных курса. Передо мной встала задача – какое содержание они должны в себе заключать? Соответственно, в какой форме, т.е. программе, оно должно заключаться? Как же начать работу по разработке внедрению и авторских программ?

По моему мнению, эту работу должен правильно организовывать заместитель директора по учебной работе. Но учителю нужно не просто прийти и ждать указания к действию. Я посоветовалась с коллегами из других школ, программы которых утверждены в  Казани в ИПКРО.  Продумала  такое содержание элективных курсов, которое минимально затрагивается в ФГОС, является проблемой в современном обществе, затруднительно для учащихся и максимально отражено в ЕГЭ. Первое требование в авторской программе – актуальность и целесообразность. Вряд ли мы найдем отклик в старшеклассниках, если материал электива им не нужен,  а значит, не добьемся решения поставленных целей. Актуальной, значимой  я посчитала проблему нормативного аспекта русского языка и речевого мастерства школьников (проблема «правильности» и «красоты» речи). С этим пришла к зам.директору по учебной работе. Учитель зачастую не знает некоторых моментов в требованиях, например, к элективным курсам. Выбрали направление движения. Определяем ЦЕЛЬ. Она реализуется через ЗАДАЧИ.

        Педагогу необходимо четко определить ожидаемые результаты, а также наметить линию перспективы, чтобы предусмотреть свои дальнейшие профессиональные шаги Если замысел реализуется несколько лет, то важно понимать, как эта педагогическая идея будет развиваться от года к году и определить ожидаемые промежуточные и итоговые результаты.

        После того как педагог определился с целью, задачами, контекстом своего замысла, он приступает к программированию и планированию. Выглядеть итоговый документ может в соответствии со стандартами оформления документации в конкретном учреждении. Разумеется, на этапе разработки он может представлять собой пояснительную записку и план мероприятий:

  • Нормативные документы, обеспечивающие правомерность данного электива: 1. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год.

2. Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы \ под общей редакцией С.А. Войтас. – М.:Айрис-пресс, 2007

  • Определение количества часов в соответствии с Учебным планом.
  • пояснительная записка, обосновывающую актуальность и целесообразность предлагаемого замысла;
  • формулировка образовательной цели и задач;
  • ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
  • признаки и особенности правильной речи;
  • виды речевых ошибок и недочетов.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические, синтаксические);
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • анализировать,  рецензировать и редактировать текст.

  • Оборудование и материалы:

учебники, лингвистические словари, справочники; тестовые задания по русскому языку;компьютер, диски с материалами по русскому языку.

  • Формы занятий:

групповые; индивидуальные;практикумы.

  • Виды практических заданий 

конструирование текстов выступлений по приведенным ситуациям;

- анализ прослушанных выступлений;

- ролевые игры;

- рекламные ролики;

-выразительное чтение по тексту прозаических и стихотворных       произведений;

- поиск информации;

- подборка тезисов для подготовки убедительной речи по указанным темам;

- написание рефератов, публичное выступление с ними

  • Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

промежуточные - самостоятельные работы; письменный и устный анализ упражнений; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;

итоговые - контрольные работы.

  • Содержание элективного курса
  • Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем уроков

Кол-во часов, тип урока

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Виды контроля знаний учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата

План          Факт

1 группа

  • Литература для учителя.
  • Литература для учащихся.
  • Приложения: лекции, упражнения, поверочные работы и т.д.

Реализация авторского замысла должна сопровождаться ведением отчетной документации и осуществлением мониторинга эффективности собственной деятельности. Во многих учреждениях существуют типовые формы отчета. При этом педагогом могут быть включены дополнительные важные для него аспекты педагогического анализа. Что касается мониторинга, то его процедура должна быть очень простой и удобной, но при этом проводиться регулярно. Разработать процедуру может сам педагог. Именно результаты диагностики и анализа собственной деятельности позволят классному руководителю обоснованно определять дальнейшие шаги в своей воспитательной практике.

Авторская программа должна иметь рецензию вуза, прописанного в нормативных документах (аттестации) или ИМЦ. Я утверждала программы в одну в НМИ (это платно), другую в ИМЦ у специалиста, курирующего предмет.

Я особо хочу обратить внимание: обязательное  условие работы над авторскими программами – соответствие современным требованием – сегодня это внедрение информационно - коммуникативных технологий. Требуется разнообразие форм  и видов работы: 

урок – практикум

творческая мастерская

урок - обозрение

урок - диспут

урок – круглый стол

урок - конференция заочная экскурсия

дискуссия

творческая мастерская

работа с презентацией и т.п.

Составление и утверждение авторских программ регламентируется локальным актом образовательного учреждения (Положением) и общими требованиями.

В такой кропотливой работе важную составляющую имеет стимулирование  педагогов, внедряющих авторские программы, — поощрение, участие в профессиональных конкурсах, грантах,  обобщение и распространение опыта (печать, газеты, журналы, интернет), аттестация. Помощь в материально-техническом обеспечении (компьютеры, подключение специалистов дополнительного образования школы, налаживание сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, налаживание контактов с родительской общественностью и др.).  Личное участие администрации, профессиональное сотрудничество, компетентность администрации – вот что определяет успешность в решении образовательных задач. Потому как «То, что идёт от сердца, до сердца и доходит».

Самое главное – это требование наличия авторской программы при аттестации на высшую категорию!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...