РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
материал на тему

Бельская Олеся Николаевна

Мини обзор ранее проделанной работы и планирование на последующую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihoseminar_minaeva_o.n.ppt1.45 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_psihoseminara.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Подготовила: Минаева О.Н. Воспитатель Новогуровской школы для обучающихся с ОВЗ

Слайд 2

В рамках ФГОС разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .

Слайд 3

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны между собой.

Слайд 4

Ш.А. Амонашвили считал основной целью воспитания творение счастья каждого из воспитанников. «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это принесет человеку личное счастье.»

Слайд 5

Некоторые особенности детей и групп детей с ОВЗ: эмоциональная неустойчивость; неустойчивость дружественных групп; агрессивность и самоагрессивность (аутоагрессия); повышенная тревожность; неадекватная самооценка и др.

Слайд 7

Что способствует выработке какого-либо качества:

Слайд 8

Способы формирования детского коллектива: Рассказ (должен соответствовать социальному опыту воспитанников, приведен с наглядными иллюстрациями и в подходящей эмоциональной обстановке, должен быть коротким), а также составление рассказов воспитанниками на темы дружбы; Беседа (групповая и индивидуальная);

Слайд 9

Внушение (только в случае, когда необходимо затормозить какое-либо нежелательное проявление ребенка или наоборот стимулировать нравственно-оправданное поведение; Поручения и распределение обязанностей; Воспитывающие ситуации (искусственно созданные в естественных условиях); Соревнование (важна правильная организация);

Слайд 10

Игры («Путаница», «Все-некоторые-только я», «на льдине», «части моего я», «волшебный магазин», «контакт-слово» и др.); Выполнение коллективных фотографий, коллажей и других наглядных действий по соединению детей, не общающихся друг с другом.

Слайд 11

Подобная работа уже проводилась мною ранее на детях дошкольного возраста: Была использована психологическая методика «Два дома» (По Т.Д. Марцинковской) , где с оциограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Слайд 14

В первую очередь, в комплексы утренней гимнастики были добавлены упражнения, направленные на повышение самооценки детей В течении 7 месяцев применялись такие способы, как: Добавлены элементы массажа и самомассажа, направленные на принятие себя и других.

Слайд 15

Выполнены коллективные работы

Слайд 16

Создан почтовый ящик «Ах, какая новость»

Слайд 18

Пос. Новогуровский– 2015 г.



Предварительный просмотр:

Психосеминар для педагогических работников – 2015

«РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ»

Подготовила: Минаева Олеся Николаевна – воспитатель

Новогуровская школа для обучающихся с ограниченными возможностями развития

пос. Новогуровский – 2015

План-конспект

Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство  РФ в области образования с 2007 года  утвердило  понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны между собой. Так, например, Ш.А. Амонашвили считал основной целью воспитания творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого  таланта, а это принесет человеку личное счастье.»

Некоторые особенности детей и групп детей с ОВЗ:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • неустойчивость дружественных групп;
  • агрессивность и самоагрессивность (аутоагрессия);
  • повышенная тревожность;
  • неадекватная самооценка и др.

В связи с такой спецификой обучающихся нашей школы, в первую очередь важно развивать такие качества личности как эмпатия, а в совокупности с ней сочувствие и альтруизм.

Что способствует выработке какого-либо качества:

Способы формирования детского коллектива:

  • Рассказ (должен соответствовать социальному опыту воспитанников, приведен с наглядными иллюстрациями и в подходящей эмоциональной обстановке, должен быть коротким), а также составление рассказов воспитанниками на темы дружбы;
  • Беседа (групповая и индивидуальная);
  • Внушение (только в случае, когда необходимо затормозить какое-либо нежелательное проявление ребенка или наоборот стимулировать нравственно-оправданное поведение;
  • Поручения и распределение обязанностей;
  • Воспитывающие ситуации (искусственно созданные в естественных условиях);
  • Соревнование (важна правильная организация);
  • Игры («Путаница», «Все-некоторые-только я», «на льдине», «части моего я», «волшебный магазин», «контакт-слово» и др.);
  • Выполнение коллективных фотографий, коллажей и других наглядных действий по соединению детей, не общающихся друг с другом.

Ранее мною уже проводилась подобная работа на дошкольниках.

        По результатам наблюдений, в выбранной группе было замечено, что к четырем мальчикам и двум девочкам отношение других детей пренебрежительное. Это проявляется в отказе от тактильного с ними взаимодействия, насмешках, избегании совместных игр.

        В сентябре 2014 года была проведена психологическая методика «Два дома» (по Т.Д. Марцинковской, взята с сайта psikholog-dou.ru/PARADIEVA/sociometricheskaja_metodika.doc), которая тоже показала, что их социометрическое положение в группе занижено (они находятся в положении так называемых «изолированных» детей). В связи с возникшей проблемой, предприняты попытки поиска ее решения.

        В первую очередь, в комплексы ежеутренней гимнастики были добавлены упражнения, направленные на повышение самооценки детей («ах какие руки», «что во мне хорошего», «кубик расскажи, кто я» и др.), что привело к повышению самооценки и становлению уверенности в себе у детей группы.

        Составлена подборка дидактических и подвижных игр, направленных на тактильное взаимодействие детей: «Не зевай, себе пару выбирай», «Путаница», «Горячий стул» (смягченный вариант) и другие. 

        Введена методика поощрительных призов от других детей за работу, выполненную лучше всех (было замечено, что у каждого из отвергаемых детей есть способности выше среднего к различным видам труда - так, например, одна из девочек прекрасно сочиняет сказки, а у мальчика, с наименьшим коэффициентом принятия группой, есть талант в художественной лепке - на что в результате данной методики обратили внимание их сверстники).

        Над мальчиком, который имел дефекты речи и страдал от насмешек других детей, была опробована методика шефства - каждый день ему назначался своеобразный куратор, занимающийся развитием его языка и он, стараясь повторять предложенные слова и следовать за «идеалом», заговорил четче и правильнее. В детях-кураторах проснулась гордость, начиная хвалить своего подопечного, они перестали испытывать к нему неприязнь и насмешки исчезли.

        Для воспитания духа коллективизма совместно с детьми были придуманы игры «мой сосед, я его люблю за.., хвалю за...»; выбрана «засыпалочка»; оформлены коллективные работы «Дед Мороз — борода в цепочках», «Подсолнухи», «Там на неведомых дорожках..», в которых главным аспектом было проговаривание того факта, что нужна помощь каждого ребенка группы, чтобы получилось качественно и ярко; также зачастую использовалось распределение группы на микрогруппы с непостоянным составом (при новом задании он сменялся) при выполнении трудовых поручений и спортивных заданий с присутствием соревновательного элемента (эффект - «свои»).

        В группе был сделан почтовый ящик «Счастливая весть», с помощью которого дети делятся своими радостями-успехами и передают приятные послания (письма) своим одногруппникам.

        Были проведены консультации и обсуждения  с родителями детей группы на темы: «Мой ребенок учится знакомиться с другими детьми», «Принц и нищий», «Особенности тревожных и агрессивных детей, их общение со сверстниками». Совместно с ними была составлена подборка песен, направленных на повышение настроения, уверенности в себе и становление дружелюбного настроя в группе. В условиях нашей школу такую работу можно выполнить уже непосредственно с самими учениками.

        При прочтении книг детям также были введены варианты обсуждения, такие как «я - друг главного героя», «я - друг антигероя», «придумай другой конец истории».

        В марте 2015 года психологическая методика «Два дома» (по Т.Д. Марцинковской) была проведена повторно и результаты оказались намного лучше, чем при первичном ее проведении. Большинство детей отказывалось кого-либо селить в «плохой» дом (т.е. отрицательные выборы сильно снизились), а дети, находящиеся в зоне «изолированных» перешли в зону «пренебрегаемых», в общем составе дети получили примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильности выбранной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Также исчезли неформальные лидеры группы. Результаты наблюдений тоже повысились: детей, к которым было пренебрежительное отношение перестали сторонится, начали приглашать в совместные игры, в единичных случаях их выбирали на место лидеров команд.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы

Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...

Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познаватель...

Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка

Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...