Доклад «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста как средство развития речи»
учебно-методический материал

Зейлингер Ольга Николаевна

Важнейшим этапом в жизни ребенка в рамках его развития является развитие мелкой моторики, которое целесообразно начинать с рождения и продолжать в течение всего дошкольного периода и младшего школьного возраста. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет получен результат. Систематическое и планомерное использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в младшем школьном возрасте быстрее освоить правильную речь. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Развитая речь – одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент  формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и успешной социализации.

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

Доклад

«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста как средство развития речи»

Подготовила и провела: воспитатель 4 класса высшей квалификационной категории - Зейлингер О.Н.

декабрь 2023 г.

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Развитие речи – это самое актуальное, самое важное место в работе с детьми младшего школьного возраста. Ведь развивая речь, мы учит ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первоначальное понятие о языке. Развитие речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и они положительно влияют на развитие нашей речи. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования возрастной физиологии, психологии и педагогики дают основание утверждать, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.

          Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции рук на развитие ребенка в целом. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

https://documents.infourok.ru/752cc0f1-3c2a-4b2a-b000-ace4fe92feff/0/image002.jpg

        Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта заключаются в том, что у данных школьников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, словесное опосредование движений (если ребенок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике). Дефекты в движении пальцев оказывают влияние не только на формирование двигательного навыка, но и приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.

Двигательные нарушения обусловлены поражением уровня коры головного мозга, отвечающего за регуляцию движений.

Недостатки моторики у учащихся с нарушением интеллекта выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) крайне неразвиты двигательные образы.

При поступлении к нам в школу, младшие школьники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы рук вялы, непослушны, не удерживают мелких предметов. Приступая к новому заданию, ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны. Правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.

        Присущие младшим школьникам с ОВЗ грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 

        Развитие мелкой моторики успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает ручной труд. Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. В группе продленного дня декоративно прикладное творчество один из самых эффективных видов коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

        В моей работе большое значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Развитие и формирование индивидуальных, трудовых и творческих способностей, через овладение традиционной и нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепкой, бумагопластикой и моделированием из различных материалов.

        На занятиях по ДПТ я развиваю творческие, художественные способности ребенка, мелкую моторику рук, аккуратность, наблюдательность, развиваю интерес к эстетико-эмоциональному творчеству. В процессе целенаправленной и систематической работы по формированию элементов творческих способностей происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Важную роль в приобщении учащихся к творческой деятельности уделяется внимание выставочной работе и участие ребят в различных городских и краевых конкурсах по ДПТ. Творческие работы учащихся выставляются на стендах класса и выставках школы, («Дары осени», «Декада инвалидов», «Мастерская Деда Мороза», тематические: День защитников Отечества, День матери, Международный женский день), отправляются на краевые и муниципальные творческие детские конкурсы, тем самым вырабатывается положительная мотивация и интерес детей к ДПТ. Занятие распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы, постепенное изменение видов работы. Уровень развития мелкой моторики у всех детей разный. Пятеро детей (Семыкина П. Кучеренко В, Новоселов И, Назарова Е, Богданов Б, Панов В (сложности в вырезании) имеют высокий уровень. Двое детей (Капов Д, Бачериков Р, Данильченко Д, Пыжик С) – средний. Зыкина Е. Ткаченко В, Якименко Е – низкий. Все виды работ одному и тому же ребенку удаются по-разному. Трудности вызывают лепка, аппликация, работа с ножницами, зато работа с конструктором и мозаикой, пластилином, разукрашивание красками вызывает удовольствие. Деятельность школьников должна быть успешной – это будет подкреплять интерес к занятиям. Многим требуется помощь педагога (тьютора) или товарища (если ребенок закончил свою работу, при необходимости, ему разрешается помочь слабым ученикам).

        Прежде чем приступить к работе пластилином, дети отрабатывают все операции на бумаге, затем создают фигурки и обыгрывают их. На занятиях происходит формирование основных операционных навыков работы с инструментами и материалами. Задания даются разные, чтобы ребенок использовал разные способы, разные движения рук. Конечно занятия включают материал объяснительно-иллюстрированный и повторение по образцу.

        Для аппликации использую различные материалы: бумага, ткань, природный материал и бросовый материалы, что очень полезно для развития тактильных ощущений. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, пользоваться шаблоном, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

        Конечно, перед началом работы провожу самомассаж рук, пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику со стихами и под музыку, физкультминутки с элементами пальчиковой гимнастики (народные игры – потешки), которые оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи, снижается утомляемость, повышается работоспособность, а также усиливается согласованная деятельность речевых зон, способствующая развитию памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость. Ребята все это воспринимают как игру и с удовольствием выполняют все задания.

        Следует отметить, что занятия по развитию мелкой моторики выполняются и на спортивном часе, это могут быть физические упражнения на развитие крупных мышц, комплексные движения, направленные на развитие мышц разных групп. При проведение командных соревнований - игры с применением мяча и метаний малого мяча, катание мяча, манипуляции с палочками (когда к палочке привязана веревка, и с помощью движений кисти обеих рук надо намотать эту веревочку на палочку). Это повысит эффективность выполняемых упражнений и избавит ребят от однообразной работы одними пальцами рук. Конечно, необходимо соблюдать тесную взаимосвязь между развитием мелких мышц кисти рук и мышцами верхних конечностей.

        В группе продленного дня в режиме у нас стоят дидактические игры: собираем сказки-картинки (пазлы), мозаика, различный конструктор, кубики, выкладывание различных фигур, букв, слов. Педагоги должны организовывать и направлять двигательную деятельность детей с тем, чтобы обратить ее на пользу ребенку.

        Поэтому важнейшим этапом в жизни ребенка в рамках его развития является развитие мелкой моторики, которое целесообразно начинать с рождения и продолжать в течение всего дошкольного периода и младшего школьного возраста. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет получен результат. Систематическое и планомерное использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в младшем школьном возрасте быстрее освоить правильную речь. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Развитая речь – одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент  формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и успешной социализации.

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Литература

1. Худенко, Е.Д. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей инвалидов / Е.Д. Худенко. - М.: Педагогика, 2001. - 314 с.

2. Забрамная, С.Д. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. - М.: Академия, 2002. - 324 с.

3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.: У-Фактория, 2006. - 10-40 с.

4. Маллер, А.Р. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: АСТ, 2001. - 218 с.

5. Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. - С.-Пб, 2009. -9-34 с.

6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. - М. АСТ, 2010. - 32-43с.

7. Выготский Л. С. Психология искусства. М. 1965, с. 318


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Уровень развития мелкой моторики – один из п...

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Приводятся различные подходы для развития мелкой моторики....

Методическое пособие по развитию мелкой моторики для детей младшего школьного возраста со спастической диплегией

Актуальность реализации методического пособия:  В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необх...

Тема самообразования " Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...