Создание условий для самостоятельного избрания учеником видов деятельности
статья на тему
В работе представлено использование современных образовательных технологий для формирования личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для самостоятельного избрания учеником видов деятельности.
Достижению планируемых результатов в процессе обучения в свете ФГОС второго поколения активно способствуют современные педагогические технологии. В частности технология индивидуализации обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход , учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся. В этой связи приоритетным направлением деятельности школы может и должно стать создание оптимальных условий для реализации творческих способностей учащихся через формирование исследовательской культуры а так же для реализации идеи целесообразного личного выбора учащихся через внедрение в систему воспитательной работы таких программ как "Мой выбор". Следовательно, главной научно-методической целью работы образовательной организации, в которой применение образовательных технологий направлено на формирование современной личности может стать - поиск путей и способов выполнения нового социального заказа общества к образованию за счёт создания личностно-ориентированного образовательного пространства.
Задачи школы для достижения этой цели:
- обеспечить овладевание учащимися содержания образования на повышенном уровне знаний, требуемом для профессиональной ориентации и поступления в вузы
- создание условий для творческой деятельности в области профильных дисциплин
- максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовные сферы личности
Решению этих задач и достижению поставленной цели служит теория личностно-ориентированного образования. Ряд ученых (Кушнир А.М., Шадриков А.Д., Бондаревская Е.В.) исследует и разрабатывают сейчас модели и технологии личностно- ориентированного образования.
Идея личностно-ориентированного образования рассматривается в рамках разных областей знаний по-разному:
Философия образования рассматривает этот подход с использованием категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога, игры как формы само проявления личности (Батищев Г.С., Кемеров В.Е.).
Психология - с точки зрения реализация "Я концепции". В этом случае личностно-ориентированное образование обогащается такими понятиями, как смысловая сфера, рефлексия, переживания, диалог как механизм накопления личностного опыта учениками (Анциферова Л.И., Давыдов В.В.).
С точки зрения дидактики личностно-ориентированное образование включает в себя категории цели, содержание образования, методов и технологии обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса ( Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).
Личностно-ориентированное образование (по Серикову В.В.) не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответствующего развития личностных функции субъектов образовательного процесса. К числу указанных позиций автор относит функции: мотивации (принятие и обоснование деятельности),коллизии (видение скрытых противоречий деятельности), критики (относительно предлагаемых извне ценностей и норм), рефлекции (осознание себя в деятельности), смылотворчества (определение системы жизненных смыслов), самореализации (стремления к признанию своего образа "Я" окружающими).
Ведущие понятия создаваемого образовательного пространства: "личность", "развитие".
Выделяются подхода к организации учебно-воспитательного процесса ориентируемые на развитие аффективной сферы личности: способность чувствовать, сопереживать, эмоционально реагировать; когнитивного мышления: самостоятельности в приобретении научных знаний о мире: деятельностной сферы личности: овладевание учащимися разнообразными способами творческой деятельности.
Реализация личностного ориентационного образования в нашем учебном заведении основывается, кроме базового компонента образовательной программы, на предметы, изучаемые углубленно и, кроме того, включены личностно-ориентированные спецкурсы, позволяющие осуществлять допрофессиональную подготовку.
Дополнительное образование включает:
- адаптацию школьников к жизни в социуме; начальная профессиональная подготовка;
- набор программ дополнительного образования; взаимосвязанный с обязательными и вариативными учебными программами.
Работа осуществляется по двум направлениям: внеучебной по профильным дисциплинам и культурологической.
Программы внеучебной деятельности по профильным дисциплинам включают:
• предметные семинары, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны, дни наук;
• программу подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня (городских, окружных, международных);
• программа исследовательской деятельности по профильным дисциплинам предусматривает групповые и индивидуальные занятия в творческих лабораториях и научных сообществах под руководством преподавателей.
Индивидуальная работа учителя с одаренными учащимися, а также личностно-ориентированные спецкурсы требуют особой подготовки учителя. Здесь речь идет об автономности обучения. Понятие автономности включает в себя ориентацию на обучаемого по многим направлениям:
- постановка целей и задач;
- отбор необходимого материала;
- исследование разнообразных источников;
- планирования и содержания этой деятельности.
Условия, необходимые для этого вида деятельности:
1)психологическая готовность и желание учащегося; организаторские способности и умение направить - учителя;
2) способность учащегося действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами, а не называемым мнением ему из вне; способность учителя создавать понятие "правильного направления" и определить свое место в этом процессе.
Обеспечение этих условий представляется делом весьма непростым.
Особое значение имеет атмосфера доброжелательности, доверия, взаимной помощи и творчества, которая создается и поддерживается учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»
На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения. В наш...
Создание условий для самостоятельного использования учащимися собственной системы развития физических качеств.
В последнее время стало недостаточно употребление таких терминов, как «знания», «умения», «навыки», так как явно обозначилось противоречие: в жизни применяют полученные ЗУНы учащиеся всё меньше....
Районное МО Создание условий для формирования навыков исследовательско-познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе
Создание условий для формирования навыков исследовательско-познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе...
План самообразования на тему "Создание условий для формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта"
План самообразования...
«Создание условий в школе для успешной учебной деятельности каждому учителю»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, необходимо создать условия для...
Создание условий для творчества в учебной и деятельности на уроках технологии.
Опыт работы с учащимися на уроках технологии (технический труд)....
Создание условий для самостоятельной деятельности учащихся
Презентация классного руководителя...