«Создание условий в школе для успешной учебной деятельности каждому учителю»
статья на тему
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, необходимо создать условия для успешной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
АВГУСТОВСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 2017 ГОДА
ДОКЛАД
на тему:
«Создание условий в школе для успешной учебной деятельности каждому учителю»
Доклад подготовила:
Темиржанова И.М.,
Зам.директора по УВР,
учитель географии
МКОУ СОШ № 7
Кисловодск, 2017 год
«Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя.
Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования»
А. Барбюс
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, необходимо создать условия для успешной учебной деятельности.
И я, как молодой заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы, встретилась с этой проблемой.
За год своей работы в этой должности я выделила ряд моментов для создания условий успешной учебной деятельности каждому учителю, которые стараюсь применять в своей работе.
Группу методов стимулирования для каждого учителя я разделила на большие группы:
- методы эмоционального стимулирования;
- методы развития познавательного интереса;
- методы формирования ответственности и обязательности;
- методы развития творческих способностей и личных качеств каждого учителя.
Довольно кратко я постараюсь охарактеризовать каждую группу:
Методы эмоционального стимулирования.
Важнейшая задача завуча является обеспечение появления у педагога положительных эмоций по отношению к своей работе, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует все жизненные процессы и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в работе; поощрение и порицание; постановка системы перспектив.
Создание ситуаций успеха в работе представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых педагог добивается в работе хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Это очень важно для поддержки молодых специалистов.
Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи.
Поощрение и порицание в обучении. Вовремя похвалить работника в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для корректного порицания,- это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием работника.
Круг поощрений весьма разнообразен. В рабочем процессе это может быть похвала, положительное оценивание какого- то отдельного качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания.
Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия какой-либо информации: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.
Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий, направленных к выполнению основной задачи
Метод стимулирования занимательным содержанием. Этот метод я применила при выборе тем на педагогических советах. Потому что большое значение в развитии познавательного интереса у работника играет подбор образного, яркого, занимательного материала. Этот метод создает в коллективе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к работе.
Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учителя в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей является наиболее сложной и труднореализуемой.
Методы формирования ответственности и обязательности. Рабочий процесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Одним из основных мотивов выступает мотив чести, когда педагог дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить - «держать свое слово».
Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов: разъяснения работникам личностной значимости в рабочем процессе; приучения их к выполнению требований оперативного контроля.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учителя.
В ходе работы перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к работе, но, тем не менее, являются необходимыми для достижения успеха в рабочем процессе.
Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.
На сегодняшний день в работе каждого учителя важны психологические.
Наибольший эффект дают такие методы, как:
- творческое задание:
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- дискуссия (организация обсуждения материала);
- создание креативного поля;
Творческое задание представляет собой задание, содержащее творческий компонент, для решения которого педагогу необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в работе не применяемые.
Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Этот метод заключается в представлении информации в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у преподавателя сильную мотивацию.
Дискуссия метод работы, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б.Богоявленской для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод выступает ключевым при создании творческой атмосферы в коллективе. Смысл его заключается в том, что преподавателям предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность.
Я считаю, что все выше изложенные условия ведут к положительному отношению к работе, познавательному интересу и потребности в познавательной деятельности, воспитании чувств ответственности и обязательности. Поэтому каждый день, приходя на работу, я стараюсь применять различные методы стимулирования для каждого своего коллеги. И закончить свое выступление хотелось бы фразой М.Горького «Учитесь у всех, не подражайте никому»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в классе «Как сформировать у ребенка успешную учебную деятельность».
Родительское собрание в классе «Как сформировать у ребенка успешную учебную деятельность». В архиве: сценарий родительского собрания «Как сформировать у ребенка успешную учебную деятельнос...
Презентация "Мотивация как основа успешной учебной деятельности"
Для работы с педагогами по психологическому просвещению....
Текущий, промежуточный и итоговый контроль успешности учебной деятельности обучающихся
Целью данной работы является исследование проблемы текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся.Актуальность исследования обусловлена тем, что проверка и о...
Влияние личностной тревожности младшего подросткового возраста на успешную учебную деятельность
Содержит теоретико-исследовательские материалы...
Родительское собрание "Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности" для 5-9 классов.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...
Мотивационная готовность к обучению в школе как условие успешности учебной деятельности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности. Очевидно, что требуется глубокое, критическое рассмотрение с...
«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»
Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...
- Мне нравится (1)