Технология критического мышления.
учебно-методический материал на тему

Арутюнян Виктория Александровна

В разработке я описала, что такое технология критического мышления, рассказала о  нескольких методах работы с технологией критического мышления, которые можно использовать на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkm17.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления: «с чем её едят»?

«Неграмотным человеком завтрашнего дня

 будет не тот, кто не умеет читать,

 а тот, кто не научился  при этом учиться»

Э. Тоффлер

Общее образование – самый важный этап становления личности. Каждый учитель, преподаватель понимает, что образование предполагает не просто передачу информации от педагога ученику. Профессионалы своего дела понимают под образованием не только изучение научных истин, но и воспитание, развитие личности ребенка, подготовка к жизни в обществе (социализация), приобщение к современным технологиям. Каждый аспект требует разработки особенных технологий, благодаря которым мы могли бы выполнять все эти функции максимально успешно.  Содержание ФГОС ООО позволяет нам максимально задействовать эти технологии для достижения оптимальных результатов.  Я хочу обратить внимание на одну из них. Но прежде всего разобраться с терминами. Что мы понимаем под словом «технология»?  Слово пришло к нам из греческого языка – techno – порядок действий мастера. То есть технология – это мастерство, доведенное до искусства.  Значит, тот, кто владеет технологией, настоящий мастер своего дела.   Теперь вернемся к образовательным целям и применим к ним некоторые технологии. Наша цель научить, воспитать, развить – мы применим информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, развивающие, личностно-ориентированные, проблемные и диалоговые. Вкупе они помогут достичь нужного результата.  На каждом уровне у обучающегося развивается умение видеть предмет во взаимосвязи с другими предметами, знать, понимать и использовать основные закономерности предмета, ведущие теории, ключевые концепции и базовые принципы для решения  учебных и жизненных задач.  Что позволяет формировать универсальные учебные действия и умения, необходимые для дальнейшей успешной деятельности, синтезировать, выявлять частное и общее, делать выводы, анализировать и принимать решения. А это и есть, наверное, важнейшая задача образования – не просто формировать интеллектуальную личность, а способную мыслить, анализировать и принимать самостоятельные решения.

Я хочу остановиться еще на одной технологии. Мне кажется, что очень хорошим девизом современного образования может служить фраза, которой много лет, но она остается невероятно актуальной. И здесь обращение к чему-то прошлому будет очень уместно. Ведь, если разобраться, ФГОС требует инноваций, а инновация – это погружение уже известного в новое время, это традиция в сочетании с новаторством.  «Учись учиться!» - очень точное отражение содержания ФГОС.  Технология, о которой я хочу рассказать, помогает детям научиться информацию не просто принимать на веру, а преобразовывать в своё знание, присваивать; не просто узнавать, а перерабатывать, искать важное ; а также помогает учиться отстаивать свою точку зрения. Ведь эта черта характера очень важна для сильной современной личности, она позволяет стать успешным человеком.  Итак, остановимся на технологии, которая включает в себя возможность думать, перерабатывать информацию.

Технология критического мышления – методика, позволяющая научить ребенка размышлять над проблемным вопросом, анализировать, находить решение и аргументировать свою точку зрения. Для меня, как для учителя русского языка и литературы (в особенности!), это технология просто незаменимая, драгоценная. Она учит правильно работать с информацией. В работе с текстом мы исходим из убеждения, что важнее – качественно обрабатывать в своем сознании  прочитанное. Эта технология отвечает текстоцентрическому подходу.

Для того чтобы правильно пользоваться этой технологией, необходимо понять её суть. Итак, при использовании на уроках критического мышления любое утверждение подвергается сомнению, это качественное мышление. Задача учеников: разобраться, верно ли утверждение, попытаться доказать свою точку зрения, использовать аргументы, подвести итог и сделать вывод.

…Я приведу несколько приемов работы с технологией критического мышления (ТКМ)

«К барьеру!»

Учитель дает детям в качестве отправной точки утверждение, возможно ложное, возможно истинное. И предлагает своему оппоненту опровергнуть высказывание, убедить учителя и слушателей.

Рассмотрим на примере некоторых вопросов.  Я дам вам утверждение, а вы постарайтесь убедить меня и окружающих в том, что оно неверно или верно.

- Самый важный предмет в школе – русский язык.

- Я считаю, что главная и единственная задача учителя – передача знаний детям.

- Авторитет учителя в обществе сильно снижен.

«К барьеру» - это игра в провокацию.

Такая игра с применением ТКМ дает нам:

-развитие мышления у детей;

-вовлечение в активную деятельность учеников;

-формирование речевых навыков;

-развитие коммуникативных навыков учеников;

-толчок к актуализации знаний учащихся.

Методика «ЧП» - чтение/письмо.

Читаем с карандашом, отмечаем

  • знал

        «+»     новая информация

         «?»    хочу узнать

После прочтения записываем таблицу.

Пример работы с текстом.         Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. К сочинительным союзам относятся союзы и, а, но, или, либо, двойные союзы не только- но и, то-то, не то-не то.

+

?

Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные

К сочинительным союзам относятся союзы и, а, но, или, либо, двойные союзы не только- но и, то-то, не то-не то.

Какие союзы относятся к подчинительным?

Такой прием ТКМ:

-учит детей систематизировать информацию;

-учит анализировать прочитанный текст;

-приучает детей к порядку и дисциплине ( это очень важное умение. Возьмем, например,  подход кайдзен, который начинает постепенно внедряться в работу образовательных учреждений в качестве способа улучшения качества образования. В основе лежат 5 принципов: - аккуратность, - порядок, -чистота, -работа по стандарту, - дисциплина).

Прием «Артноут»  (творческий конспект)

Каждый из нас старается применять те методы и приемы, которые ближе и понятнее нам. И теория критического мышления может применяться совместно с творческим подходом. Даём детям возможность творческого полёта мысли. В погоне за стандартизацией нужно не забывать давать ученикам возможность проявить свою индивидуальность. Приём артноут позволяет ребятам поработать с теоретическим материалом и составить свой вариант конспекта, используя все возможные формы записи и классификации информации: схемы, рисунки, косая запись…

Пример: Роды литературы — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Выделяются три основных рода литературы: драма, эпос, лирика.

Драма — один из трех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи.

Лирика — один из трех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли.

Эпос — один из трех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях(есть авторская речь).

Артноут – возможность работать с информацией в тексте, преобразуя её в удобный формат, это позволяет ученикам лучше усваивать материал, а учителю увидеть формы мышления своих учеников.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что ТКМ – универсальна, может использоваться на любом уроке любого предмета. О плюсах для учеников я сказала еще в начале выступления – возможность размышлять над проблемным вопросом, анализировать, находить решение и аргументировать свою точку зрения. Для учителя – это возможность учиться вместе с детьми.

Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Обучать – значит вдвойне учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...