Профилактика правонарушений в деятельности социального педагога
учебно-методический материал по теме

Коптева Александра Георгиевна

Теоретический материал по технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних, подготовленный в рамках курса повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_pravonarusheniy_v_shkole.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

Контрольная работа

по курсу «Технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних

 «Профилактика правонарушений в деятельности социального педагога»

                                       

Автор:

Коптева А.Г.

СПб 2016

Оглавление:

  1. Актуальность проблемы
  2. Понятие правонарушения несовершеннолтених

В условиях продолжительного экономического кризиса, ухудшения уровня жизни населения, давно устарели моральные и нравственные ценности и идеалы советского периода. Кризис наблюдается не только в экономике, но и в моральных ценностях современного общества. Сейчас можно наблюдать дезадаптацию населения, потерю моральной ценности семьи, человеческих отношений, детства. В таких условиях большинство людей оказались не способны воспринимать новые требования современной жизни, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. И одной из наиболее слабых, более подверженных риску категорий оказались дети.

По данным статистики демографического состава России на 1 января 2016 года численность населения нашей страны составляет 146 545 000  человек, из них 31 715 000 – дети младше 19 лет. Являясь столь значительной группой населения, естественно, эта категория и проблемы в ней являются объектом пристального наблюдения и работы специалистов различных служб.

Несовершеннолетние сталкиваются с проблемами взаимоотношений между людьми, сверстниками, родителями. Не умея критически осмыслить происходящее, они ищут возможность ухода от реальных требований, которые к ним предъявляет общество. Группа сверстников, таких же, как и они, является их кругом общения, формируя ценности и идеалы. Большинство таких групп является «уличными». Они ничем не увлекаются, а просто проводят время. Такое времяпровождение часто приводит к употреблению алкоголя, табакокурению, а зачастую и употреблению наркотических средств, совершению правонарушений. Не умея предвидеть последствия, давать реальную оценку своим действиям, не понимая степени риска своих поступков и ответственности за них, несовершеннолетние постепенно привыкают к асоциальным формам поведения, принимая их за норму общества.

Глубокие социальные и политические перемены в российском обществе обострили криминальную обстановку: растет число правонарушений, сохраняется высокий удельный вес ранее судимых, снижается возрастной ценз правонарушителей, поэтому социальная профилактика рецидивной преступности у юношей и девушек, подростков и даже детей в последние годы стала чрезвычайно актуальной.

Все выше сказанное свидетельствует о необходимости совершенствования государственной системы профилактики рецидивной преступности у несовершеннолетних, защиты их прав. Данная необходимость составляет проблему, требующую разрешения.

Цель данной работы: проанализировать профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Определить понятие правонарушения несовершеннолетних.
  2. Рассмотреть причины совершения преступлений несовершеннолетними.
  3. Проанализировать основные формы и методы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Понятие правонарушения

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами — прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия «ответственность».

Правонарушение — прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни, оно выражается в несоблюдении правовой нормы. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения — преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Несовершеннолетние преступники – это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих.

Причины правонарушений

В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений: составляют учащиеся общеобразовательных школ. Их удельный вес в 2011 г. составил 27% от совершенных несовершеннолетними преступлений. Естественно, любое явление, в том числе и широкомасштабная подростковая преступность, имеет свои предпосылки и причины. Что же подталкивает подрастающего человека на преступный путь?

Социально-политические и экономические преобразования в государстве в большей степени, чем на других категориях населения, отразились на несовершеннолетних. Подростки в настоящее время - одна из наиболее социально и экономически незащищенных категорий населения, многие из них испытывают состояние стресса, апатии и раздражения.

Проблема вовлечения подростков в организованную преступность, в экстремистские группировки является сегодня одной из актуальных.

У части молодежи возникает решение самоутвердиться, совершая правонарушение, ввиду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом. Социальная база преступных группировок расширяется за счет безработных, занимающихся мелким бизнесом, а также подростков из малообеспеченных, неполных семей.

Причиной криминализации молодежи является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более сильной личности.

В последние годы многими людьми, особенно молодыми, утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности, значительно ослаблены родственные, семейные, производственные и иные связи, что существенно снижает возможности социального контроля.

Деформации духовной жизни подрастающего поколения в большой мере способствует и проникновение по разным каналам в подростковую среду, например, через средства массовой информации, бытовые контакты и т.д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков; как «нормы» жизни современного подростка и т.д.). Телевидение в нашей стране стало электронным оружием массового поражения, которое особенно опасно для подростков («Как влияют СМИ на психику школьников?» «Отрицательно», ответили 86% проанкетированных учителей); Заметна прямая связь между насилием на телеэкране и ростом насильственных преступлений среди несовершеннолетних. А многие родители, в, свою очередь, самоустраняясь от воспитания детей, перекладывают свои функции по воспитанию на улицу, средства массовой информации. Просмотр телепередач в семьях стал заменителем общения родителей с детьми.

Все более и более тревожной становится социальная обстановка вследствие осуществляемых социально-экономических реформ, их негативного влияния на положение детей и подростков в стране.

Кризис в экономике привел к тому, что отрасли сферы, обслуживания населения постоянно снижают объемы предоставляемым семьям социальных услуг. В итоге досуговая среда все чаще приобретает криминальные формы («В состоянии ли посещать ваши дети разные спортивные секции, клубы и объединения по интересам?» – «Нет, семья не в состоянии обеспечить его средствами для посещения спортивных секций и других объединений. Дорого» (69%); «Посещаешь ли ты какие-то секции? Если нет, то почему?» – «Родители не в состоянии оплачивать» – 60%).

Способствует углублению кризисного состояния подростковой среды и политика, направленная на коммерциализацию культуры, искусства, спорта (стадионы превратились в рынки, спортклубы и секции недоступны для большинства детей и подростков, даже театры используются не по назначению).

Переход к рыночным отношениям серьезно затруднил организацию досуга несовершеннолетних и в летнее время. Часть детских оздоровительных учреждений ликвидирована из-за нерентабельности и отсутствия денежных государственных дотаций. Поэтому не случайно любимыми местами времяпрепровождения; подростков стали чердаки, подвалы где они предоставлены сами себе, бесконтрольны и свободны в выборе форм «развлечений».

Как уже отмечалось, из года в год растет число, преступлений, совершенных в группе. Существующее ныне множество неформальных молодежных групп подвергается постоянной критике, при этом не предлагается других вариантов социализации.

Им свойственно стремление к объединению, где каждый чувствует свою силу, формируется как личность.

Общество не смогло предложить молодежи ни ориентиров, ни идеологий. Прежние и новые молодежные организации не сумели, с одной стороны, завоевать широкое признание молодежи (65% молодых людей, согласно проведенным опросам, ничего не слышали о деятельности молодежных объединений), с другой – не стали заметными помощниками общества в решении молодежных проблем и воспитании молодого поколения.

Важную роль с семейном воспитании играет вся обстановка семейной жизни, и в частности эмоциональный характер взаимоотношений между, родителями и маленькими детьми. Взрослые для растущего человека являются своеобразным «психологическим центром».

В тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца или любого заменяющего их лица не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у ребенка появляется чувство беспокойства и своей незащищенности. Это, предпосылка для психологического отчуждения человека, формирования у него личностной, позиции неприятия окружающей среды, непонимания ее и даже ожидания угрозы с ее стороны.

В свою очередь, возрастает негативное влияние со стороны сверстников на формирование правосознания подростка. Неформальные группы, также способствуют распространению алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростковой среде.

Таким образом, не следует забывать, что основы характера, исходные жизненные установки, ценности закладываются в семье. Именно в раннем возрасте, в семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания (в школе, на производстве, в общественных организациях и т. п.) уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Поэтому дефекты семейного воспитания – одна из основных детерминант, преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.

В результате влияния социально-экономических и. политических факторов в последние годы в некоторых семьях (16% от общего их числа) сложилась криминогенная ситуация. Она привела к увеличению числа асоциальных семей различных типов.

Неблагополучные семьи. В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получают пример аморального образа жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.

Анализ уголовных дел показывает, что среди несовершеннолетних с девиантным и деликвентным поведением значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях. У 46% воспитанников воспитательной колонии в семье существовали разногласия между старшими членами семьи, а также между ними и детьми; выливающиеся в открытые продолжительные конфликты.

Девиантные семьи. Многие подростки совершали повторные преступления не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно, приближались к правонарушению в процессе деградации личности.

На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, которые способствуют: а) вовлечению несовершеннолетних в (наркоманию, проституцию, занятия азартными играми; б) отрицательный пример членов семьи (пьянство, ссоры, скандалы, переходящие в драки); в) воспитание детей бездельниками, эгоистами, тунеядцами; г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам; д) наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.

В таких семьях как способ общения утвердились аморальность, культ насилия. Взаимное неуважение, цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой – одновременно формируют аналогичные качества и отношения и у самих подростков.

Таким образом, одним из негативных обстоятельств в девиантных семьях является неумение и нежелание благопристойно, уважительно по отношению друг к другу вести себя в повседневном общении.

Деликвентные семьи. Обстановка в деликвентных семьях характеризуется периодическими или протекающими с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.

В них интенсивная конфликтная атмосфера; которая обусловливает постоянную напряженность, озлобленность в отношениях, скандалы и драки, жестокое обращение; семьи, в которых в процессе конфликтных взаимоотношений демонстрируется неуважение к базовым нравственным ценностям, духовности, проявляются ориентация исключительно на престижно- потребительские ценности, низкий уровень культурных потребностей и интересов, неприятие ориентации на доброту, сострадание, солидарность.

Выборочное криминологическое обследование показало, что 26% подростков живут в семьях, где есть судимые. На формирование личности подростка в семье отрицательное влияние оказывает то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления. Анализ уголовных дел несовершеннолетних свидетельствует, что 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы. Последние нередко становились вовлекателями несовершеннолетних в преступную деятельность.

Семьи с преобладанием физического и психического насилия. Одной из побудительных причин совершения подростками повторных преступлений является несправедливое, грубое обращение с ними взрослых.членов семьи. Ежегодно от этого страдают около 2 млн. мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет. Для 200% из них семейное насилие заканчивается смертельным исходом; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством.

Обычно агрессором в семье является мужчина, а его жертвами – те, кто слабее. Но если женщины, особенно бездетные, могут избавиться от обидчика путем обмена жилплощади, развода и т.д., правовое положение детей такой, возможности не дает. Они вынуждены лишь терпеть побои и истязания в подавляющем большинстве случаев от собственных же родителей. Психическое состояние многих несовершеннолетних правонарушителей характеризуется постоянным желанием куда-либо уехать, переменить место жительства и учебы. В этом можно усмотреть стремление выйти из трудной или конфликтной ситуации (анализ ответов на вопрос: «Что вы хотели бы сделать?»).

По мере взросления и приобретения самостоятельности подросток получает возможность уйти от подобных условий жизни, избежать придирок, упреков, безразличия, во многих случаях – побоев и издевательств. Эта возможность реализуется путем все более активного участия в неформальных группах сверстников, совершения преступлений (как первичных, так и повторных) и побегов из дома. У подростков, постоянно подвергающихся такому обращению, складывается убеждение, что грубость – норма отношений между людьми. Они легко впадают в состояние гнева, причем их гнев чаще всего изливается на более слабых: младших по возрасту, на животных. Зачастую несправедливое отношение к подростку вызывает отчаянное желание любой ценой отомстить обидчику и ведет к совершению преступления. В 30% случаев преступления против жизни несовершеннолетние лица совершают в ответ на провоцирующие действия со стороны будущей жертвы. В нормальных социальных и психолого-педагогических условиях подросток не станет преступником или преступником-рецидивистом.

Несовершеннолетние преступники – это обыкновенные дети, которые в результате неправильного воспитания и дурного примера стали правонарушителями.

Основные направления, стратегии и методы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков.
  2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.
  3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.
  4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:

а) исследовательские;

б) предупреждающие, профилактические;

в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;

г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.

Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. В первую очередь он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).

И наконец, он обозначает группу подростков, которые уже совершали преступления, доставлялись в отделение полиции и состоят на учете отделе по делам несовершеннолетних УМВД, в комиссии по делам несовершеннолетних.

Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы.

После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии:

1) Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии — это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы-интерната.

2) Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением — одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3) Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4) Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и организацию досуга.

Реабилитационно-развивающие мероприятия. Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль. Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.

В заключение работы хотелось бы отметить, что правонарушения среди несовершеннолетних в России имеет свои особенности, определяемые совокупностью экономических, идеологических, правовых, политических, организационных и иных факторов. Многие из них обладают свойствами долговременного действия, некоторые носят приходящий характер. От понимания этих факторов и зависит определение государственной политики и социальной профилактики в области борьбы и предупреждения преступности несовершеннолетних. В каждой школе, в каждом районе города необходимо учитывать множество факторов при проведении профилактической работы: демографические, социальные характеристики населения, имеющиеся ресурсы для профилактической работы (наличие различных спортивно-патриотических,  подростково-молодёжных клубов, культурно-досуговых центров, кризисных центров и др.), способных к сотрудничеству в организации полноценной и разносторонней помощи в профилактической работе. Также немаловажным является готовность и способность к совместной деятельности не только сотрудников школы, но и остальных субъектов профилактики для полноценного межведомственного взаимодействия.

Источники:

  1. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М.: Генезис, 2008. – 256 с.
  2. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. – М.: Академия, 2008. – 158 с.
  3. Волков, В.Н. Социально–психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В.Н. Волков // Закон и право. – 2009. – № 11. – С. 20-23.
  4. Зарипова, Г. Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних / Г. Зарипова // Законность. – 2011. – № 1. – С. 27.
  5. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
  6. Зинчук, Е.Г. Подростковая девиантность как одно из условий формирования резерва преступного мира / Е.Г. Зинчук, В.В. Кривошеев // Преступность и дети: Сб. тезисов конференции. – М.: Просвещение, 2009. – 276 с.
  7. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений./ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
  8. Колосова, М. Малолетние бандиты / М. Колосова // Огонек. – 2010. – № 6. – С. 44-45.
  9. Нагаев, В.А. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы / В.А. Нагаев. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 274 с.
  10.  Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 128 с.
  11.  Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. //Федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей». – М.: Просвещение, 1999. С. 51.
  12. Черемошкина, Л.В. Ценностные ориентации современной молодёжи как основа социальной ответственности / Л.В. Черемошкина // Социальная политика и социология. – 2009. – № 3. – С. 146-154.
  13. http://rosinka.net/otvetstvennost-nesovershennoletnix-i-ix-zakonnyx-predstavitelej-za-sovershennye-pravonarusheniya/
  14. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.

Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель программы: профилактика девиантного поведения учащихся ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функци...

Методическое обеспечение деятельности социального педагога общеобразовательной организации Московского района Санкт-Петербурга по профилактике правонарушений несовершеннолетних

В этом материале представлены формы планов, отчетов, писем и прочих документов, которые используют в своей работе социальные педагоги и заместители директора по воспитательной работе. В последнее врем...

Деятельность социального педагога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних

В данной презентации рассмотрены основные аспекты  деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних в ОУ....

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...