Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.
методическая разработка по теме
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodi_cheskaya_razrabotka.docx | 54.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Деятельность социального педагога в рамках социально образовательного проекта на тему:
«Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 2013-2016 учебный год »».
Автор: Подшиваловой Галины Анатольевны,
ГБОУ СОШ №251 г. Москвы.
Содержание:
- Введение…………………………………………………………………….... 3
- Актуальность программы в рамках образовательного процесса…………7
- Организация работы по программе……………………………………… 10
- Заключение. Прогнозируемый результат………………………………….24
- Список использованной литературы…………………………………… 26
Введение.
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека.
В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаем такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать свое место в будущем.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки школьников, требуют модернизации форм работы по профилактике правонарушений, проектирование и создание системы управления этой работой в школе. В сложившихся условиях обострилась проблема социальной дезориентации детей и подростков. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: табакокурению, алкоголизму, наркомании.
Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека в возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.
Человек, начинающий жить по законам общества, чувствует себя не совсем комфортно в окружающей среде.
В городе из года в год увеличивается количество детей и подростков, которые по той или иной причине уходят из семей, которые не обеспечивают детям условий для жизнедеятельности и гармоничного полноценного развития. Дети, лишенные внимания взрослых, склоняются к бродяжничеству, попрошайничеству, мелкому воровству, употреблению спиртных напитков. Такие дети могут пополнить ряды безнадзорных.
В системе воспитательной и профилактической работы должна быть весомо представлена общественная составляющая, в том числе советы родительской и ученической общественности, а так же, использованы все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования.
Проведенные исследования показали, что наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе с созданием «Совета профилактики». Программа должна способствовать укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности школы и других субъектов системы профилактики.
Наиболее важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от прежних поведенческих традиций, декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе - активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты, но и педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования – весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в Программе профилактики правонарушений.
В современных условиях каждая школа ищет свое место в образовательном пространстве, выбирает из многообразия направлений наиболее интересные и привлекательные для учащихся и их родителей, пытается создать в образовательном учреждении наиболее благоприятную воспитывающую среду, способную противостоять негативным социальным изменениям, происходящим в обществе.
Воспитывать стало труднее. Некоторые нравственные ценности потеряли свой смысл. Наиболее характерные приметы времени: правовой нигилизм, разобщенность людей, враждебность по отношению друг к другу. Многие отрицательные явления коснулись и детской среды.
Изменился менталитет современной семьи. В ряде семей уделяется недостаточное внимание вопросам формирования нравственных качеств и личностному росту ребенка.
Опираясь на сложившийся уклад и выработанные годами традиции, школа в этих очень непростых условиях стала совершенствовать формы и методы профилактической работы, выделив два ведущих направления:
- индивидуальная работа с детьми социального риска и оказание им адресной, материальной, педагогической и психологической помощи;
- максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех его позитивных возможностей для многогранного развития личности, формирование положительной воспитательной среды.
Социально – психологическая служба обеспечивает медико-социально – психолого – педагогическое сопровождение работы школы по сохранению и укреплению психофизического здоровья обучающихся, защите их прав и интересов, обеспечение успешной социализации, проводит государственную политику по профилактике правонарушений несовершеннолетними, поддержку детей, находящихся в кризисных жизненных ситуациях.
- Актуальность программы в рамках образовательного процесса.
В настоящее время в обществе, несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.
Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.
Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал, безработица – привели к тому, что многие родители вынуждены выезжать на заработки за пределы района, работая вахтовым методом, что приводит к безусловному росту безнадзорных детей. Идет расслоение общества на бедных и богатых.
В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на противоправные действия. Отмечается тенденция роста числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, занимающихся табакокурением.
- Цели и задачи программы:
Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы, профилактике экстремизма и терроризма, формированию у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, а так же формирования установок толерантного сознания среди учащихся школы; развития умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоения стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. способствовать развитию творческого потенциала детей, оказание действенной и незамедлительной психолого--педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации, формированию у учащихся навыков здорового образа жизни
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
- создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечить организацию общедоступных спортивных секций, технических кружков, клубов по интересам и привлечение в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;
- обеспечить координацию деятельности всех субъектов профилактики в отношении учащихся школы;
- развертывание воспитательной работы направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- формирование в ходе воспитательных мероприятий толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе;
- распространение норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
- развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- подбирать методические материалы для классных руководителей по профилактике правонарушений, употреблению наркотиков, алкоголя, табака;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
- Организация работы по программе.
Сроки реализации программы – 2013 - 2016 годы.
Программа используется в школе с 1 по11 класс. Она составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 3 года. Структура и организация данной профилактической программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно, степени их социализации.
Участники программы.
-учащиеся
-классные руководители
-социальный педагог
-учителя-предметники
-школьный врач
-врачи-специалисты, закрепленные за школой
-школьные специалисты (психолог)
-родители
Основные направления программы:
- Предупреждение непосещения и не успешности учеников.
- Организация досуга.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Правовое воспитание.
- Профилактика наркомании и токсикомании.
- Работа с родителями.
- Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
- Проведение индивидуальной воспитательной работы.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Предупреждение непосещения и не успешности учеников. | ||
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. | |||
Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя. | В течение года. | Классные руководители, социальная служба. | |
Проведение дополнительных занятий учителями-предметниками. | В течение года. | Завучи, классные руководители | |
Ежедневный контроль за посещаемостью уроков. | В течение года. | Социальная служба. | |
Предоставлять отчет в КДН и ОВД о не посещающих школу. | В течение года. | Подшивалова Г.А. | |
Участие в операции «Подросток». | В течение года. | Подшивалова Г.А. Коноплева Л.С. | |
Проводить обследование семей, где родители не обеспечивают детям необходимые условия. | В течение года. | Социальная служба | |
Организация работы по выявлению семей и детей «группы риска», родителей и лиц их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию детей и жестоко с ними обращающихся. | В течение года. | Социальная служба, классные руководители | |
2 | Организация досуга. | ||
Активно вовлекать подростков в досуговые мероприятия как в школе, так и за ее пределами. | В течение года. | Социальная служба, классные руководители | |
Вовлечение в кружки, секции, привлечение к подготовке школьных мероприятий детей «группы риска», установление их контактов. | В течение года. | Социальная служба, классные руководители | |
Организовать отдых детей из неблагополучных семей и детей «группы риска» на каникулах. | В течение года. | Социальная служба | |
Открытие спортивных кружков, секций. | сентябрь | Остапенко Н.И. КоноплеваЛ.С. | |
Проведение мониторинга среди подростков по теме «Чем я хочу заниматься». | сентябрь | Психологи | |
Организация спортивных олимпиад, конкурсов, выставок. | В течение года. | Учителя физкультуры | |
3 | Пропаганда здорового образа жизни. | ||
Проведение бесед о вредных привычках, их последствиях для здоровья, о здоровом питании, о предотвращении экологических катастроф. | В течение года. | Классные руководители | |
Беседы: | |||
Природа и здоровье. | В течение года. | Классные руководители | |
Музыка и здоровье. | В течение года. | Классные руководители | |
Спорт и здоровье. | В течение года. | Классные руководители | |
Компьютерные игры и здоровье. | В течение года. | Классные руководители | |
Модная фигура и здоровье. | В течение года. | Классные руководители | |
Если хочешь быть здоров. | В течение года. | Социальная служба, классные руководители. | |
Как стать сильным и ловким. | В течение года. | Классные руководители | |
Простые правила гигиены. | В течение года. | Классные руководители | |
Вредные привычки – угроза здоровью. | В течение год. | Классные руководители | |
Осторожно: опасно для жизни! | В течение года. | Классные руководители | |
Право каждого человека на жизнь. | В течение года. | Классные руководители | |
Великий дар жизни. | В течение года. | Классные руководители | |
Проведение диспутов: | |||
«Курить или не курить?».9-11кл. | В течение года. | Социальная служба | |
«Алкоголь, наркотики и здоровье» 10-11кл. | В течение года. | Социальная служба | |
«Мода и здоровье»-8кл. | В течение года. | Социальная служба | |
Скажи наркотикам «Нет!» | В течение года. | Социальная служба | |
«Здоровый образ жизни как одно из условий профилактики возникновения вредных привычек» - кл.час | В течение года. | Классные руководители | |
Анкетирование родителей по теме «Здоровье вашего ребенка». | Март | Психологи | |
Проведение родительского собрания на тему: «Здоровье моего ребенка». | Март | Классные руководители | |
Проведение Дня здоровья. | В течение года. | Социальная служба | |
Проведение недели здоровья. | Март | Социальная служба | |
Формирование ценностей здорового образа жизни на уроках ОБЖ и физической культуры. | В течение года. | Учителя физкультуры | |
Работа секции по различным видам спорта и проведение спортивных мероприятий. | В течение года. | Учителя физкультуры | |
4 | Правовое воспитание. | ||
Проведение бесед на классных часах по правовым темам: | |||
Что такое право и правоведение? | В течение года. | Социальная служба | |
Путешествие в страну прав. | В течение года. | Классные руководители | |
По праву я хочу все знать! | В течение года. | Классные руководители | |
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. | В течение года. | Классные руководители | |
Конвекция о правах ребёнка. | В течение года. | Классные руководители | |
Знакомство с Уставом школы. Права и обязанности учащихся. | Сентябрь | Классные руководители | |
Справедливость и права человека. | В течение года. | Классные руководители | |
Мы все – разные. | В течение года. | Классные руководители | |
Береги честь смолоду! | В течение года. | Классные руководители | |
Жестокость и насилие под запретом. | В течение года. | Классные руководители | |
Права детей и их защитники. | В течение года. | Классные руководители | |
Возрастные особенности старшеклассников | В течение года. | Классные руководители | |
Проведение диспутов: | |||
Кто они – люди, достойные уважения? | В течение года. | Социальная служба | |
Дал слово – держи. | В течение года. | Социальная служба | |
«Белые вороны» кто они? | В течение года. | Социальная служба | |
Это сладкое слово «свобода» | В течение года. | Социальная служба | |
Осторожно: жестокость! | В течение года. | Социальная служба | |
Равны ли в правах взрослые и дети? | В течение года. | Социальная служба | |
От детской драки до преступления против личности. | В течение года. | Социальная служба | |
Что такое толерантность? | В течение года. | Социальная служба | |
Организация работы клуба «Правовед» | В течение года. | Социальная служба | |
Проведение круглых столов на правовую тему: | |||
Свобода . Что значит быть свободным? | В течение года. | Социальная служба | |
Политические дебаты. | В течение года. | Социальная служба | |
Услышим друг друга. | В течение года. | Социальная служба | |
Кто ты в 21веке? | В течение года. | Социальная служба | |
Разъяснительные беседы по ответственности заведомо ложные сообщения, актах терроризма, неподобающем поведении вблизи жизненно важных объектов | В течение года. | Работники ОВД | |
Изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении его в обществе и правах ребенка | В течение года. | Учителя обществознания | |
Организация совместных рейдов и дежурств педагогов, родительской общественности и сотрудников ОВД на вечерних школьных мероприятиях. | В течение года. | Подшивалова Г.А. Коноплева Л.С. | |
5 | Профилактика наркомании и токсикомании. | ||
Выявление детей дивиантных форм поведения, детей и семей группы «риска», составление картотеки. | Сентябрь январь | Социальная служба, классные руководители | |
Проведение психологического тестирования детей, состоящих на внутришкольном контроле и детей группы «риска». | Сентябрь январь | психологи | |
Проведение тренингов по злоупотреблению ПАВ детьми и молодежью. | В течение года. | Психологическая служба | |
Проведение классных часов по теме: | |||
Жизнь без наркотиков. | В течение года. | Классные руководители, специалисты Центра по профилактике употребления ПАВ | |
Вредные привычки и их профилактика. | В течение года. | Классные руководители, специалисты Центра по профилактике употребления ПАВ | |
Особенности влияния алкоголя, никотина и ПАВ на организм. | В течение года. | Классные руководители, специалисты Центра по профилактике употребления ПАВ | |
Экономические и социальные последствия курения, употребления алкоголя и ПАВ. | В течение года. | Классные руководители, специалисты Центра по профилактике употребления ПАВ | |
Проведение родительских собраний по темам: «Влияние психологического и духовного климата в семье на формирование подростка и необходимости организации свободного времени ребенка». «Возможные механизмы вовлечения подростков в наркологические группы». «Признаки наркологического опьянения и стратегия поведения взрослых в ситуации алкогольного или наркологического опьянения». | В течение года. | Классные руководители, специалисты Центра по профилактике употребления ПАВ | |
Изучение технологий профилактической работы, применяемых в школе: - проведение педагогического совета «Здоровье школьника: проблемы и пути решения» | Март | Администрация школы, медицинский работник. | |
Роль школьной библиотеки в профилактике правонарушений. | |||
Организация выставок: «Я и мой выбор» | В течение года. | библиотекарь | |
Трудом славен человек. | В течение года. | библиотекарь | |
Герои труда. | В течение года. | библиотекарь | |
Труд школьника. | В течение года. | библиотекарь | |
Что такое наркомания? | В течение года. | библиотекарь | |
Курить – здоровью вредить. | В течение года. | библиотекарь | |
Помощь в подготовке к мероприятиям посвященным правам человека и профилактике правонарушений | В течение года. | библиотекарь | |
Подбор методической литературы, посвященной вопросам профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде. | В течение года. | библиотекарь | |
Пополнять фонды библиотеки новинками литературы посвященной профилактике. | В течение года. | библиотекарь | |
Проведение лекций для девушек и юношей «Здоровая семья». | В течение года. | Социальная служба | |
Конкурс стенгазет «Наркотикам-НЕТ, спорту-ДА!» | Декабрь | Социальная служба | |
| Работа с родителями. | ||
День открытых дверей. Общешкольное родительское собрание: «Организация начала учебного года». Знакомство с требованиями, режимом и уставом школы. | Сентябрь | Классные руководители | |
Родительские собрания по классам: «Возрастные особенности детей данного возраста», встреча «Учитель-родитель». | Ноябрь | Классные руководители | |
Общешкольное родительское собрание: «Ответственность родителей за правонарушения и преступления детей». ФЗ №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних». | Декабрь | Классные руководители, социальная служба | |
Уточнение информации по семьям, находящимся в социально опасном положении в ОДН ОВД по району «Западное Дегунино». | В течение года. | Социальная служба | |
Составление индивидуального плана работы с этими семьями на учебный год. | В течение года. | Классные руководители, социальная служба | |
Составление акта проверки жилищно-бытовых условий учащихся, находящихся под опекой. | В течение года. | Классные руководители, социальная служба, | |
Организация тематических встреч родителей и правоохранительных органов. | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Организация консультации специалистов. | В течение года. | Социальная служба | |
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Проведение индивидуальной работы, направленной на предупреждение и ликвидации безнадзорности. | В течение года. | Классные руководители. социальная служба | |
Индивидуальная работа с родителями по вопросам воспитания детей. | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Проведение лекториев для родителей на темы, связанные с ответственностью за нарушение Уголовного кодекса РВ несовершеннолетними, просмотр видеофильмов, презентаций, детских творческих работ на правовую тему. | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Родительский лекторий «Психологические особенности школьников» (по классам) | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Проведение анкетирования с родителями учащихся. | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Рассмотрение вопросов по профилактики вредных привычек на заседаниях родительского комитета и родительских собраний. | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей. | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Встречи родителей учащихся с работниками системы профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений и наркомании: школьный инспектор, юристы центра «Дети улиц», наркологического диспансера САО. | В течение года. | Социальная служба | |
Оказание психолого-педагогической поддержки семьям с детьми с ограниченными возможностями. | В течение года. | Социальная служба | |
7 | Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. | ||
Анкетирование учащихся на тему «Молодежные неформальные объединения». | Сентябрь | Социальная служба | |
Выявление детей, попавших в молодежные группировки, беседа с ними. | сентябрь | Классные руководители социальная служба | |
Проведение бесед среди подростков с показанием видео про молодежные течения. | В течение года. | Социальная служба | |
Проводить индивидуальную работу с детьми, которые попали в группировки. Содействовать им на выход из них, представляя взамен что-то новое. | В течение года. | Социальная служба | |
8 | Проведение индивидуальной воспитательной работы. | ||
Анализ социального паспорта школы. | Сентябрь | Социальная служба | |
Анкетирование учащихся с целью выявления степени подверженности влиянию. | Классные руководители социальная служба | ||
Выявление и постановка на внутришкольный контроль учащихся с асоциальным поведением. | Сентябрь январь | Классные руководители социальная служба | |
Изучение жилищных условий, ближайшего окружения ребенка, склонного к употреблению ПАВ. | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. | Сентябрь январь | Классные руководители социальная служба | |
Индивидуальная профилактическая работа с родителями несовершеннолетних, которые не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение. | В течение года. | Классные руководители социальная служба | |
Оказать помощь в трудоустройстве несовершеннолетних в летний период и организации летнего отдыха детей «группы риска». | Май-июнь | Социальная служба |
Отдельным важным направлением в работе является работа с учащимися находящимися в социально опасном положении, т.е. учащиеся, относящиеся к «группе риска», состоящие на внутришкольном учёте, из неблагополучных семей и т.п.
Как правило, существует несколько факторов, под воздействием которых некоторые ученики (подростки) попадают в «группу риска». Например: медико-биологические; социально-экономические; психологические; педагогические.
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в «группе риска». Такие дети обычно лишены нормальных условий для развития, что приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.
Подобного рода семьи требует повышенного внимания всех служб школы, а так же работы по разным направлениям (работа классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации и т.д.).
Профилактические мероприятия:
Мероприятие | Ответственные |
Уточнение состава Совета профилактики приказом директора образовательного учреждения. Утверждение положения о Совете профилактики. Утверждение плана работы. | Администрация школы, социально-психологическая служба школы |
Сверка информации в ОДН ОВД по учащимся и семьям, состоящим на профилактическом учёте. | Социальный педагог, школьный инспектор |
Оформление документации по учащимся и семьям, состоящим на учёте в ОДН ОВД, внутришкольном учёте и КДН и ЗП района. Составление индивидуального плана работы | Классные руководители, Социально-психологическая служба |
Контроль за посещаемостью учащихся. | Социально-психологическая служба, классные руководители. |
Участие в акции «Подросток» | Классные руководители, социальный педагог, зам. директора по УВР |
Привлечение учащихся к посещению дополнительных занятий и кружков | Классные руководители, педагогический коллектив, социально-психологическая служба |
Проведение индивидуальных бесед с приглашением школьного инспектора, представителей КДН и ЗП, инспекторов ОДН ОВД и т.д. | Социально-психологическая служба, классные руководители |
Контроль за успеваемостью | Классные руководители, социальный педагог |
Привлечение детей «группы риска» к участию в тематической недели права и ответственности | Социально-психологическая служба, школьный омбудсмен. |
Проведение консультаций для родителей | Социально-психологическая служба, администрация школы, педагогический коллектив |
Индивидуальные встречи с родителями | Социально-психологическая служба, зам. директора УВР |
Заключение. Прогнозируемые результаты.
Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни школы. Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
Показателем эффективности программы является:
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства толерантности, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими.
Внедрение норм толерантности в социальную практику учащихся, противодействие экстремизму, нетерпимости к любому проявлению жестокости, и агрессивности к людям некоренных национальностей, других вероисповеданий.
Выработка устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке, особенно при угрозе совершения террористического акта.
Формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
Формирование устойчивых установок к здоровому образу жизни.
Применение творческих подходов в этой работе, личной заинтересованности в том, чтобы из учащихся и их родителей сделать равноправных партнеров образовательного процесса, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в реализации выше изложенной программы.
Список литературы:
- Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы. (Итоги конкурса программ и проектов по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения обучающихся и воспитанников). Выпуск 5/ Отв. Редактор М.Е. Умрихина. - М.: Центр «Школьная книга», 2009 г.
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.//Серия: «Нормативно – правовое и инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/Отв. Редактор В.П. Моисеенко. - М.: Центр «Школьная книга», 2005 г.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2009 г.
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001г.
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998г.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991 г.
- Мадахаев Л. В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002г.
- Филипович И.В., Майстрова М.В. психология девиантного поведения. – Мн.6 ЗАО «Веды», 2003 г.
- Жиляев А.Г., Палачёва Т.И. Система первичной профилактики наркотизации и методические подходы к формированию здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения (5-6 классы). Методическое пособие. - М.: Центр «Школьная книга», 2004г.
- Жиляев А.Г., Палачёва Т.И. Система первичной профилактики наркотизации и методические подходы к формированию здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения (10-11 классы). Методическое пособие. - М.: Центр «Школьная книга», 2004г.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. – М., 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога в рамках ФГОС
В статье представлен материал о работе социального педагога при переходе на ФГОС....
Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.
Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....
"Социально-педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога"
Презентация на методическое объединение...
Деятельность социального педагога в рамках ФГОС второго поколения
Презентация о деятельности социального педагога в рамках ФГОС второго поколения...
Новое содержание деятельности социального педагога в рамках реализации ФГОС ООО
Новые образовательные стандарты требуют изменений в подходе работы социального педагога в школе. Необходимо пересмотреть методы, выбрать из них более эффективныые, с помощью которых можно получить выс...
Профилактика правонарушений в деятельности социального педагога
Теоретический материал по технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних, подготовленный в рамках курса повышения квалификации....
Методическое обеспечение деятельности социального педагога общеобразовательной организации Московского района Санкт-Петербурга по профилактике правонарушений несовершеннолетних
В этом материале представлены формы планов, отчетов, писем и прочих документов, которые используют в своей работе социальные педагоги и заместители директора по воспитательной работе. В последнее врем...