Определение уровней сформированности УУД на занятиях естественнонаучного цикла.
статья на тему

Шевырева Ольга Дмитриавна

В данной статье говорится об определении уровней сформированности УУД на занятиях естественнонаучного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевырева Ольга Дмитриевна

МКОУ Калачеевская СОШ № 1

г. Калач, 11.01.2017г.

Определение уровней сформированности УУД на занятиях естественнонаучного цикла.

Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, также он означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [4]. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  • отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  • выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  • апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  • формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования;
  • обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  • разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся среднего звена.

Объекты мониторинга:

1.    Универсальные учебные действия школьников;

2.    Психолого- педагогические условия обучения;

3.    Педагогические технологии, используемые в среднем звене школе.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

1.    соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

2.    соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

3.    сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

 Введение ФГОС ООО предполагает мониторинг метапредметных УУД [1]. С этой целью использую анкету по определению уровней сформированности УУД. Ее можно использовать как одну из методик или в дополнение к ним. Анкета является модификацией психолого-педагогической карты М. Р. Битяновой, в основе которой лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики [2]. Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по различным параметрам, наметить пути работы с такими учащимися, а также увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у учащихся в первую очередь, что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности [3]. Данная методика адаптирована мною для предметов естественнонаучного цикла. Приведу пример анкеты для определения уровня сформированности УУД на уроках физики, её можно применять и на занятиях по биологии. химии, географии.

Анкета  по определению уровня сформированности УУД на уроках физики уч-ся 7 "Б"класса.

Таблица 1

Параметры характеристики школьника (УУД)

Гриднева

Игнатов

Илюшин

Касьян

Коновалова

Кулишенко

Куцов

Лаптиев

Лубянов

Медведев

Михелкин

Михелкина

Перегудова

Покузиева

Пьявкина

Разгуляева

I

1

Регулятивные УУД

Способен сосредоточено работать над  задачей  и не отвлекаться в процессе ее решения

+

+

+/-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Способен поставить перед собой  учебную цель и последовательно добиваться ее достижения

+

+/

+

+

-

-

+/

+

+/

-

-

-

+/-

+

+/-

-

3

Понимает требования учителя и старается их выполнять

+

+/-

+

+/-

+

+/--

+

+/-

-

-

-

+/-

+

+/-

+/-

+

4

Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

5

Умеет работать по образцу, инструкции, правилу

+

+

+/-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

7

Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

8

Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

9

Контролирует свои эмоции

+

+

+/-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

10

Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног)

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

+

1

II Познавательные УУД

Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

2

Демонстрирует способность  осуществлять классификацию

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

3

Может связно рассказать о явлениях природы, описывать события и объекты

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

4

Ориентируется в основных понятиях времени

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

+

5

Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом)

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

6

Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием)

-

+

+

+

+

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

+

7

Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать  главное в тексте;  понимает смысл пословиц и поговорок

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

-

+

+

+

+

+

-

+

8

Умеет приводить аргументы, формулировать выводы,  адекватно полученным результатам

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

-

+

+

+

+

+

-

+

9

Может творчески, нестандартно решать задачи

-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

+

10

  Умеет  формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.

+/-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

+

1

III Коммуникативные УУД

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий

+/-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

+

2

 Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

+

3

Умеет работать в паре и группе

+

+

+/-

+/-

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

+

4

Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными.

+/-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

+

5

Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться

+/-

+

+/-

+/-

+/-

-

+/-

+/-

-

+

+/-

-

+/-

+

-

+

6

Умеет строить понятные для партнера высказывания,  с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

+/-

+

+/-

+/-

+/-

-

+/-

+/-

-

+

+/-

-

+/-

+

-

+

7

 Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом.

+/-

+

+/-

+/-

+/-

-

+/-

+/-

-

+

+/-

-

+/-

+

-

+

8

По-дружески относится к большинству одноклассников

+

+

+/-

+

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

+

9

Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним

+

+

+/-

+

+/-

+

+

+/-

+

+/-

+

+/-

+

+

+/-

+

10

Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять

+

+

+/-

+

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

+

1

IV Личностные УУД

Активен на уроках, стремится проявить свои знания

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

2

Проявляет заинтересованность в получении новых знаний

+

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

3

Проявляет заинтересованность в хорошей оценке

+

+

+/-

+

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

+

4

Сформирована учебно- познавательная  мотивация

-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

+

5

Сформированость самооценки (- завышенная, заниженная, +\- несколько завышенная\заниженная, +адекватная,)

+

-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

6

Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).

(Не знает и так не поступает – низ.

Большинство знает, но так поступает иногда +/–  сред.

Знает и чаще поступает  +

–выс.)

+

+

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

7

 Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

8

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. Умеет выделять нравственное содержание поступков на основе различения морально-этических норм (хорошо\плохо, правильно\неправильно и др.)

+

+

+/-

+/

+/-

+/-

+/-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

+

9

 Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.

+/-

-

-

+

+

+/-

+/-

+/-

-

+

+/-

+

+

+

+/-

+

10

При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения (низ), способностей и сложность заданий (сред), на недостаточность собственных усилий (выс)

+/-

+

-

+

+

+/-

+/-

+/-

-

+

+/-

+

+

+

+/-

+

Условные обозначения: да "+" , нет "- " и  не всегда "+/-"

Учитель: Шевырева О. Д.                                                                                Дата заполнения:        14.12.15 г.                                                    

Группа риска (отмечает учитель):

Обработка результатов (по каждой сфере):

+ высокий уровень (3 балла);        

+\- средний уровень (2 балла);

- низкий уровень (1 балл).

Низкий уровень: ниже 13 баллов.

Средний уровень: 13-23 балла.

Высокий уровень:  23-30 баллов.

Обработка результатов не занимает много времени, проста в использовании.

Для наглядности можно использовать цветное заполнение ячеек. Такой мониторинг уровня сформированности УУД провожу в конце первого и второго полугодия. Определив с помощью анкеты учащихся «группы риска» по различным параметрам, намечаю пути работы с такими детьми, провожу индивидуальные или групповые занятия и консультации с целью формирования определенных УУД.

 При оценке достижений учащихся во внеурочной деятельности использую авторскую разработку оценочного листа учащегося, который рассчитан на период обучения в 5-9 классах МКОУ Калачеевская СОШ № 1. Этот лист включает различные виды деятельности учащихся на внеурочных занятиях  естественнонаучного цикла. Сам принцип оценивания позаимствован у движения скаутов, где каждое достижение отмечается определённым символом (значком, вымпелом и т. п.) и участник стремится собрать как можно больше значков. В оценочном листе внеурочной деятельности учащегося функцию значков выполняют цветные наклейки, отражающие различные умения, приобретенные ребёнком в ходе выполнения исследовательских работ, например освоение приёмов работы с цифровым микроскопом, оборудованием химической лаборатории, лабораторным оборудованием "Архимед" и др.

Оценочный лист является составной частью портфолио учащегося и постоянно пополняется при систематическом посещении занятий внеурочной деятельности. Приведу пример такого листа для конкретного ученика.

К окончанию основной школы подразумевается полное заполнение данного листа. На данном этапе учащиеся, занимающиеся по ФГОС имеют оценки достижений во внеурочной деятельности по 8-й класс включительно. Считаю данную методику оценки достижений обоснованной, так как ученики активно занимаются исследовательской деятельностью по программе "Я - исследователь", "Клуб юных исследователей" и участвуют в научно-практических конференциях различного уровня, показывая высокие результаты.

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) метапредметные образовательные результаты учеников необходимо обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой  универсальных учебных действий.  Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание их оценки строится вокруг умения учиться.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных  или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д. Несомненно, решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой [5]. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

  В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может будет оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы образования проводится в форме неперсонифицированных процедур.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

В заключении хотелось бы сказать, что появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы готовы работать в соответствии с задачами стандарта и планируем в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения.

Список литературы:

 1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

2.  М. Р. Битянова «Организация психологической работы в школе»; Совершенство, 1997.

3.  М. Р. Битянова «Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция и педагогическая поддержка» М, Педагогический поиск, 1998

 4. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.

 5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика знаний в 5 классе, направленная на определение уровня сформированности познавательных метапредметных умений.

Стартовая диагностика  знаний  в 5 классе, направленная на определение уровня сформированности познавательных метапредметных умений....

Самопрезентация. Критерии определения уровня сформированности информационной культуры учителя.

Эссе учителя истории и обществознанияГБОУ СОШ № 1392 им. Д.В. РябинкинаБулаш Татьяны Леонидовны...

Диагностика "Определение уровня сформированности этнокультурных компетенций учащегося"

Данный материал являетсмя одним из результатов работы региональной инновационной площадки "Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества в условиях ...

Проектная методика, как один из наиболее эффективных способов определения уровня сформированности метапредметных умений обучающихся.

Проект представляет собой интерактивную, самостоятельную работу  учащихся над темой или проблемой под руководством учителя, имеющую конечный продукт, который нужно представить и защитить. Конечны...

Анкета по определению уровня сформированности УУД

Эта анкета очень проста и удобна в использовании...

Методика для определения уровня сформированности УУД (основная школа)

Методики для определения уровня сформированности УУД (основная школа)...