Использование метапредметных технологий на уроках химии
статья по теме

Забудская Мария Яковлевна

Статья содержит описание метапредметных технологий, используемых на уроках химии, которые способствуют активному успешному формированию универсальных учебных действий у школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметные технологии в  преподавании химии.

    Требования к результатам основных образовательных программ общего образования, сформулированные во ФГОС, принципиально  меняют взгляд на такие понятия, как «результаты образования» и «качество образования».

    Необходимость достижения не только предметных, но также личностных и метапредметных результатов  общего образования существенно влияет на развитие содержания и методики  всех школьных предметов, в том числе и химии. Слайд 1.

    Во ФГОС под метапредметными результатами понимают освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.  Слайд 2.

Что же такое метапредмет? Слайд 3 - 4.

    Метапредмет — это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой традиционных учебных предметов.

Выделяют несколько метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» и т. д.

   

      На  метапредмете «Знак» (Слайд 5) у школьников формируется способность схематизации. Обучение школьников схематизации включает в себя формирование умений «читать» схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками (атом - химический элемент – символ химического элемента).

      Используют знаково – символические средства  представления  информации для создания моделей изучаемых объектов (простые и сложные вещества; чистые вещества и смеси) (Слайд 6)  и процессов (физические и химические явления) (Слайд 7). 

    Учатся видеть за условными обозначениями какое – либо содержание учебного материала (доля химического элемента в сложном веществе) (Слайд 8),   а также оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением.

      Школьники учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать; готовят  выступления с опорой на графические изображения для более полного ответа на поставленный вопрос и достижения взаимопонимания (Слайд 9).

     

Примеры метапредметных заданий (Слайд 10 - 12).

 

Задание 1. Используя материал учебника, составь схему, иллюстрирующую круговорот углерода (азота, кислорода и т.д.) в природе.

Задание 2. Систематизируйте знания, полученные при изучении  темы «Основания». Составьте и заполните таблицу «Сравнение свойств  

гидроксидов NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3».

      В рамках метапредмета "Знание" (Слайд  13) у обучающихся формируется способность работать с понятиями, как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

     Одними из  важнейших понятий химии являются «валентность» и  зависимость «строение вещества ↔ свойства вещества», которое позволяет прогнозировать свойства вещества и по свойствам вещества делать выводы о его строении.    

      Изучая метапредмет «Проблема» (Слайд 14), школьники учатся обсуждать вопросы. Здесь они осваивают умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др.

    Среди эффективных средств формирования метапредметных и личностных достижений учащихся особое место занимают ситуационные задания. Цель ситуационных заданий – научить школьников выявлять в проблемах повседневной жизни естественно – научную сущность, актуализировать необходимую информацию и применять её для решения проблемы.

     Примеры ситуационных заданий (Слайд 14).

     Задание 3. Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа и диоксида углерода в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:

а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую карбюратор;

б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;

в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.

Какое решение должен принять Иван Петрович? Почему?

    Задание 4. Вы прокипятили белое бельё со стиральным порошком и содой в старом баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось на дне бака, появились жёлтые пятна, а на стенках бака – белый рыхлый налёт. Почему это произошло? Напишите уравнения реакций. Как можно удалить пятна с белья и налёт со стенок бака? Что надо было сделать, чтобы не испортить бельё?

       На метапредмете «Задача» (Слайд 15)  учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения.

Задача 5.   (Слайд 16)   Сейчас на рынке есть выбор антифризов – жидкостей для охлаждения двигателя, которые устойчивы к замерзанию. Но если вы оказались в такой ситуации, что антифриз приобрести негде, а вам необходимо залить его в систему охлаждения, можно приготовить самостоятельно солевой антифриз, замерзающий при температуре  - 45С. Этот раствор содержит 32% CaCl2, 7% NaCl, 61%H2O. Рассчитайте, сколько граммов солей и воды надо взять, чтобы залить его в охлаждающую систему  автомобиля, у которого его объем составляет примерно 6л.

    Учащиеся, выполняя данные задания, приобретают  естественнонаучную  грамотность (умения  описывать,  объяснять,  прогнозировать явления окружающей  действительности  с  естественнонаучных  позиций, действовать   в  соответствии  с  ними).

     Освоив понятие «валентность», научившись работать с формулами соединений, умея по формуле соединения прогнозировать химические свойства и составлять химические реакции, то есть прогнозировать, какой будет продукт в определенных условиях, школьник сможет разобраться в таком сложном и непонятном предмете «Химия».

      Изучая химию, школьник решает основные задачи, то есть учится работать с разного типа формулами, учится прогнозировать то, куда пойдет реакция, и каковы будут её продукты. Но при этом, осваивая метапредметную технологию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях (Слайд 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "Использование проектных технологий на уроках химии"

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического про...

Методика использования мультимедиа технологий на уроках химии.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемы...

Статья Использование метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье дается описание использования метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС....

Методическая разработка урока "Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы "Углеводороды" в 10 классе."

Теоретические аспекты использования технологии "Адаптивная система обучения"- это новая модель организации урока.Цель урока: используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении ...

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

Презентация к статье "Использование метапредметных технологий на уроках химии"

В презентации к статье "Использование метапредметных технологий на уроках химии"  обозначены  основные метапредметы и приведены примеры различных метапредметных заданий для уроков хими...

Из опыта использования метапредметных технологий на уроках физики.

Как заинтересовать учащихся в учебе, как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, как показать важность их работы для них же самих, а не только для учителя?Одним из путей является применени...