Методический семинар «Использование элементов современных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС II поколения».
учебно-методический материал
Применение элементов современных образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 58.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс
«Учитель года - 2019»
Методический семинар
«Использование элементов современных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС
II поколения».
Учитель математики
МБОУ Верхнеспасской СОШ
Сидорова Людмила Ивановна
Сведений науки не следует сообщать учащемуся,
но его надо привести к тому,
чтобы он сам находил и самодельно ими овладевал.
Такой метод познания наилучший …»
Это высказывание немецкого педагога 19 века Адольфа Дистервега значительно опередило время и на сегодняшнем этапе развития образования является особенно актуальным. Каждый день жизнь сталкивает человека с проблемами, ставит перед ним задачи. И от того, насколько сформированы у него способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, умение анализировать ситуацию, предвидеть и взвешивать последствия, определяет качество его жизни. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности, формирование которой предусмотрено образовательными стандартами нового поколения.
В практической же деятельности даже обучающиеся с высоким уровнем мотивации, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются, не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применять имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач, как на уроке, так и в жизни.
Данные противоречия определяют проблему, которая заключается в построении такой дидактической модели урока (включающей метод обучения, формы его реализации, определенные педагогические средства, конкретные педагогические приемы, учебные материалы и желаемый результат, которая способствует изменению позиции ученика: от получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию.
Становится очевидным, что использование только методов традиционного обучения не достаточно, в современных условиях необходимо ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий.
Поэтому в течение последних лет я работаю над темой «Использование элементов современных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС II поколения».
Мною была выдвинута гипотезу: применение элементов современных образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности обучающегося.
Актуальность приобретают слова Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Практико – ориентированный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики «открывали» новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности.
Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание.
Например, при изучении темы 6 класса «Сложение дробей с разными знаменателями» в устный счёт, предлагаю задачу на сложение дробей с одинаковыми знаменателями («ситуация успеха») и включаю задание, где знаменатели разные. Задача: На выпускной вечер одиннадцатых классов было куплено 4 торта, которые были разрезаны на разное количество одинаковых кусков. После праздника на каждом подносе остались кусочки торта. Сколько торта осталось?
Происходит «заминка» (проблема), и начинаем думать: «почему не получилось?».
Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? зачем?
В 5 классе при изучение темы «Проценты» прошу решить задачу: Даша с мамой пришли в магазин покупать ей платье, на покупку у них было 2000 рублей. Даше понравилось платье за 2500рублей. Но на него была скидка 25%.Хватит ли у них денег на покупку? Без фактов нового материала решить задачу не возможно. Тем самым создаю проблемную ситуацию.
Дети, с которыми работаю, имеют различные уровни восприятия и усвоения изучаемого материала. Кто-то схватывает темы на «лету», кому-то нужно время, чтобы осмыслить полученную информацию, а кому - то сложно понять очевидное для других. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Для детей с низким уровнем мотивации разрабатываю индивидуальные задания, карточки, например, даю карточку с решенной задачей (уравнением) и предлагаю решить подобную по образцу или даю алгоритм решения задания. Стараюсь, чтобы каждый обучаемый мог испытать «ситуацию успеха». Детям, у которых есть склонности к данному предмету, даю задания повышенного уровня, направленные на логическое мышление
Дифференцированное обучение является базовой технологией при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Так в начале 10 класса провожу диагностическую работу, с целью выявления сильных и слабых сторон математической подготовки каждого обучающегося.
После диагностической работы и беседой с обучающимися класс условно делится на три группы:
1 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоление нижнего рубежа (7-8 заданий); это ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.
2 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить не очень высокие баллы (на уровне 50–60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки; - это ученики, которые самостоятельно могут решать задачи среднего уровня.
3 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100-балльной шкале), необходимые для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов. Это ученики, которые интересуются предметом, решают задачи повышенного уровня.
И начинаю работать со слабыми позициями, постоянно держа под контролем сильные, выполняя соответствующие задачи (добиваюсь, выполнения того, что не получается).
Итогом проводимой работы должны стать готовность к экзамену, что включает в себя:
умение выполнять задания;
выбирать задания, которые решить под силу;
способность к самоконтролю;
умение правильно рассчитывать отведённое время;
психологический настрой и концентрация.
Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так чтобы твой урок запомнился? Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающим?
В своей работе использую и информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Широко использую различные ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
http://school-collection.edu.ru – Хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий;
http://fcior.edu.ru - Хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов;
А своим обучающим рекомендую http://alexlarin.net- сайт Ларина, https://ege.sdamgia.ru образовательный портал РЕШУ ЕГЭ, http://uztest.ru где собран теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
А математика с интерактивной образовательной платформой https://uchi.ru Учи.ру - это просто и интересно.
Информационные технологии использую и во внеурочной деятельности. Важным направлением организации внеурочной деятельности является научно-практическая деятельность учащихся, т.е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. При выборе темы проектов учитываю практическую значимость вопроса, его актуальность. Например: «Один день из жизни моей семьи или зачем учит математику», «Математика и мир профессий», «Числовые суеверия», «Устный счет – гимнастика для ума» и др. Мои ученики неоднократно становились победителями муниципальных и региональных конференций «Грани творчества», «Путь в науку».
Вовлекаю своих учеников к участию в математических конкурсах и олимпиадах, таких как «Олимпус», «Альбус», всероссийской олимпиады, организованной «Центром поддержки талантливой молодежи». В этом году мои учащиеся участвовали в III Международном дистанционном конкурсе «Старт». Дети активно участвуют в таких конкурсах, занимают призовые места, становятся лауреатами.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет мне как учителю:
достичь глубины и прочности знаний, закрепить умения и навыки в различных областях;
развивать логическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
воспитывать у учащихся потребность в обучении и ответственность за результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
И вместе с тем никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом.
Считаю, что необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно «вкрапление» в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения.
Итак, только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. Мы – учителя, а это значит нельзя стоять на месте, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"
Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ. 2.ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»
Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...
Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Рассмотрены вопросы использования информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....
Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"
Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"...