Методический семинар: "Деятельностные технологии в преподавании литературы, направленные на реализацию ФГОС"
методическая разработка на тему

Корогодина Елена Валерьевна

"Учитель года - 2017" Конкурсное задание заочного этапа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар: «Деятельностные технологии в преподавании литературы, направленные на реализацию ФГОС » Корогодина Елена Валерьевна – учитель русского языка и литературы МКОУ «Атагайская СОШ»

Слайд 2

Цели работы семинара: рассмотреть деятельностные технологии, направленные на реализацию ФГОС; выделить наиболее результативные, с точки зрения собственного педагогического опыта; поделиться опытом использования данных технологий.

Слайд 3

Новая парадигма современного отечественного образования ставит перед школой задачи воспитания личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности, к практическому применению полученных знаний и умений.

Слайд 4

Деятельностные технологии эффективны в решении задач по саморазвитию и самосовершенствованию современной личности («портрет выпускника основной школы»); становлению и развитию высоконравственного, творческого, инициативного гражданина России; подготовке человека к будущей жизни, полноценного члена общества, способного найти свое место в жизни, применить полученные в школе знания на практике .

Слайд 5

Игровые технологии . Театрализация – одно из проявлений игры Диалог барышни Лизы и служанки Насти: Синяк Анна и Синяк Марина (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка») Куст шиповника (Моисеева Юлия) и ветерок (Антропова Лиза) (Ж.Санд «О чем говорят цветы»)

Слайд 6

Проект Костылевой Сони. 5 класс Технология проектного обучения . П.П.Бажов «Хозяйка Медной горы» (иллюстрации к фрагментам сказа) Проект Моисеевой Юли. 5 класс

Слайд 7

Технология проектного обучения . Коллективный проект «Памятники литературным героям» Евтушко Соня И.С.Тургенев «Муму» Моисеева Юля К.И.Чуковский «Мойдодыр»

Слайд 8

Информационные технологии обучения способствуют: индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых; изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера; стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;

Слайд 9

Информационные технологии обучения способствуют: усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий; повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению; изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и их досуга.

Слайд 10

Технология интегрированного обучения . Интегрированный урок (английский язык – литература) «Тайга …хлипких не любит»

Слайд 11

Здоровьесберегающая технология обучения . Физминутка на английском языке (На интегрированном уроке: английский язык – литература) «Тайга …хлипких не любит»

Слайд 12

Результат использования деятельностных технологий: качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей; развитие познавательных интересов и творческой активности; повышение уверенности в собственных силах; развитие исследовательских способностей; развитие «чувства локтя», коммуникабельности; обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи; повышение умения адекватно оценивать себя; усиление мотивации на успешную учебную деятельность



Предварительный просмотр:

Методический семинар:

«Деятельностные технологии в преподавании литературы, направленные на реализацию ФГОС» (слайд 1)

Цели методического семинара:

- рассмотреть деятельностные технологии, направленные на реализацию ФГОС;

- выделить наиболее результативные, с точки зрения собственного педагогического опыта;

- поделиться опытом использования данных технологий. (слайд 2)

Социально – экономические преобразования, стремительно происходящие в обществе, приводят к изменениям во всех сферах жизни. В современном мире модернизация и инновационное развитие определены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как единственный путь развития, который позволяет обществу стать конкурентоспособным.

В настоящее время в системе образования предусмотрены ценностные ориентиры, целевые установки и педагогические средства. Постиндустриальное общество утвердило ценности индивидуальности, саморазвития личности, обеспечило широкие возможности творческого труда, что потребовало необходимость перехода от классической к новой образовательной парадигме, к реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС.

Новая парадигма современного отечественного образования ставит перед школой задачи воспитания творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности, к практическому применению полученных знаний и умений. Современность требует от системы образования оперативного и гибкого реагирования на запросы общества, с учетом основных тенденций его развития. (слайд 3)

Большие возможности в этом плане открывают деятельностные технологии, направленные на реализацию Стандарта второго поколения.

Среди имеющихся технологий я бы выделила те, которые наиболее активно используются педагогами в образовательном процессе и эффективны в решении задач по

 - саморазвитию и самосовершенствованию современной личности («портрет выпускника основной школы»);

- становлению и развитию высоконравственного, творческого, инициативного гражданина России;

- подготовке человека к будущей жизни, полноценного члена общества, способного найти свое место в жизни, применить полученные в школе знания на практике. (слайд 4)

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и обучением – один из основных видов деятельности человека, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Данная технология позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу, но и шаги по изучению предмета.  Игра делает положительно и эмоционально  окрашенной моторную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы. Творческое, познавательное использование игры способствует повышению интереса и развитию мышления. Несёт здоровьесберегающий фактор развития и обучения. Идёт передача опыта старшего поколения младшему. Способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

     В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Театрализация – одно из проявлений игры. Так как способностью к подражанию и перевоплощению наделены все дети, возможность использования данной технологии возникает при изучении большинства произведений. Ведь перевоплощаясь в литературных героев, обучающиеся могут через свои собственные ощущения понять, о чем думают Гек Фин и Том Сойер, задумывая очередное «дельце» (герои Марка Твена); из диалога барышни Лизы и крестьянки Насти увидеть чувства, которые испытывает Лиза к Берестову (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»); оказаться прекрасным цветком на цветочной поляне и поболтать с ветерком (Ж.Санд «О чем говорят цветы»). Почувствовать себя актером, услышать аплодисменты как оценку твоего труда. (слайд 5)

Технология проектного обучения

Цель технологии – конечный результат: интерес учащихся к определенной проблеме, создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения анализа).

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Уроки литературы – вот поле деятельности для использования технологии проектного обучения. Проявить свой талант художника, сопоставить свои иллюстрации к фрагментам из изученных произведений с уже имеющимися иллюстрациями, презентовать данную работу с комментариями… (слайд 6)

Или, узнав на одном из уроков, что существуют памятники литературным героям,  поспешить приобрести недостающие знания из дополнительных источников и узнать, где он находится и чем «Русалка Андерсена, «Муму» Тургенева или «Мойдодыр» Чуковского заслужили этой чести. И вот уже от интереса к предмету возник и презентован коллективный проект «Памятники литературным героям». (слайд 7)

Информационная технология.

С её помощью уроки становятся более яркими, насыщенными, разнообразными. Погрузиться в атмосферу происходящего с помощью музыки: грустной, веселой, энергичной или мелодичной; прикоснуться к поэзии с помощью изобразительного искусства, интегрировать преподавание предмета.

Потому что как было сказано выше: развитие и воспитание ученика зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия будет учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.

Уже сегодня можно сказать, что внедрение информационных технологий обучения способствует:

  • индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологи-ческих особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
  • изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера;
  • стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
  • усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
  • повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
  • изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и их досуга. (слайды 8,9)

Технология интегрированного обучения.

Данная технология соответствует социальному заказу и тенденциям общественного развития. Ведь достижение метапредметных результатов формирует УУД, способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

Интегрированные уроки не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интегрированное обучение показывает и раскрывает для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели.

Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.

Уроки литературы традиционно интегрируют с русским языком, музыкой, живописью, кинематографом, театром. Не менее удачно и увлекательно можно интегрировать литературу с английским языком. Что мы и постарались сделать с учителем английского языка: обобщить изученное по произведению В.Астафьева «Васюткино озеро» и систематизировать на фрагментах данного произведения материал по теме «Способы образования глаголов будущего времени». (слайд 10)

Данный урок вначале был тщательно спланирован: совместно продумана цель, поставлены задачи урока, сформированы УУД, намечены пути реализации запланированного.  В конечном итоге урок прошел на высоком уровне, поставленные цели были достигнуты, что было выявлено  на этапе «Рефлексия» при опросе обучающихся.

Здоровьесберегающая технология – подразумевает под собой отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания. Необходимое соответствие физической и учебной нагрузки возрастным возможностям ребенка;        необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). На уроке эти задачи решаются через физминутки, разминки для глаз, психологические разгрузки под музыкальное сопровождение. Используется методика зрительно – координационных упражнений, вызывающая большой интерес у обучающихся.

Результат использования деятельностных технологий:

  • качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
  • развитие познавательных интересов и творческой активности;
  • повышение уверенности в собственных силах;
  • развитие исследовательских способностей;
  • развитие «чувства локтя», коммуникабельности;
  • обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;
  • повышение умения адекватно оценивать себя;

усиление мотивации на успешную учебную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек

Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...

Применение эвристической технологии на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

На примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...

К вопросу о проблемах преподавания литературы в условиях реализации ФГОС.

Статья посвящена проблеме актуализации компетентностного подхода в преподавании литературы. Рассматривается изменение роли ученика от пассивного наблюдателя до активного участника образовательного про...

”Учебно-методическое обеспечение предмета технологии  в 7 классе в условиях реализации ФГОС”

Доклад  учителя технологии Логиновой В.Н. на заседании школьного методического объединения учителей технологии, физкультуры, музыки, ИЗО и ОБЖ...

«Современные технологии проведения урока литературы в рамках реализации ФГОС»

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании.  Нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим...