Методический семинар: "Деятельностные технологии в преподавании литературы, направленные на реализацию ФГОС"
методическая разработка на тему
"Учитель года - 2017" Конкурсное задание заочного этапа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели работы семинара: рассмотреть деятельностные технологии, направленные на реализацию ФГОС; выделить наиболее результативные, с точки зрения собственного педагогического опыта; поделиться опытом использования данных технологий.
Новая парадигма современного отечественного образования ставит перед школой задачи воспитания личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности, к практическому применению полученных знаний и умений.
Деятельностные технологии эффективны в решении задач по саморазвитию и самосовершенствованию современной личности («портрет выпускника основной школы»); становлению и развитию высоконравственного, творческого, инициативного гражданина России; подготовке человека к будущей жизни, полноценного члена общества, способного найти свое место в жизни, применить полученные в школе знания на практике .
Игровые технологии . Театрализация – одно из проявлений игры Диалог барышни Лизы и служанки Насти: Синяк Анна и Синяк Марина (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка») Куст шиповника (Моисеева Юлия) и ветерок (Антропова Лиза) (Ж.Санд «О чем говорят цветы»)
Проект Костылевой Сони. 5 класс Технология проектного обучения . П.П.Бажов «Хозяйка Медной горы» (иллюстрации к фрагментам сказа) Проект Моисеевой Юли. 5 класс
Технология проектного обучения . Коллективный проект «Памятники литературным героям» Евтушко Соня И.С.Тургенев «Муму» Моисеева Юля К.И.Чуковский «Мойдодыр»
Информационные технологии обучения способствуют: индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых; изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера; стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
Информационные технологии обучения способствуют: усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий; повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению; изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и их досуга.
Технология интегрированного обучения . Интегрированный урок (английский язык – литература) «Тайга …хлипких не любит»
Здоровьесберегающая технология обучения . Физминутка на английском языке (На интегрированном уроке: английский язык – литература) «Тайга …хлипких не любит»
Результат использования деятельностных технологий: качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей; развитие познавательных интересов и творческой активности; повышение уверенности в собственных силах; развитие исследовательских способностей; развитие «чувства локтя», коммуникабельности; обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи; повышение умения адекватно оценивать себя; усиление мотивации на успешную учебную деятельность
Предварительный просмотр:
Методический семинар:
«Деятельностные технологии в преподавании литературы, направленные на реализацию ФГОС» (слайд 1)
Цели методического семинара:
- рассмотреть деятельностные технологии, направленные на реализацию ФГОС;
- выделить наиболее результативные, с точки зрения собственного педагогического опыта;
- поделиться опытом использования данных технологий. (слайд 2)
Социально – экономические преобразования, стремительно происходящие в обществе, приводят к изменениям во всех сферах жизни. В современном мире модернизация и инновационное развитие определены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как единственный путь развития, который позволяет обществу стать конкурентоспособным.
В настоящее время в системе образования предусмотрены ценностные ориентиры, целевые установки и педагогические средства. Постиндустриальное общество утвердило ценности индивидуальности, саморазвития личности, обеспечило широкие возможности творческого труда, что потребовало необходимость перехода от классической к новой образовательной парадигме, к реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС.
Новая парадигма современного отечественного образования ставит перед школой задачи воспитания творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности, к практическому применению полученных знаний и умений. Современность требует от системы образования оперативного и гибкого реагирования на запросы общества, с учетом основных тенденций его развития. (слайд 3)
Большие возможности в этом плане открывают деятельностные технологии, направленные на реализацию Стандарта второго поколения.
Среди имеющихся технологий я бы выделила те, которые наиболее активно используются педагогами в образовательном процессе и эффективны в решении задач по
- саморазвитию и самосовершенствованию современной личности («портрет выпускника основной школы»);
- становлению и развитию высоконравственного, творческого, инициативного гражданина России;
- подготовке человека к будущей жизни, полноценного члена общества, способного найти свое место в жизни, применить полученные в школе знания на практике. (слайд 4)
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и обучением – один из основных видов деятельности человека, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Данная технология позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу, но и шаги по изучению предмета. Игра делает положительно и эмоционально окрашенной моторную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы. Творческое, познавательное использование игры способствует повышению интереса и развитию мышления. Несёт здоровьесберегающий фактор развития и обучения. Идёт передача опыта старшего поколения младшему. Способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Театрализация – одно из проявлений игры. Так как способностью к подражанию и перевоплощению наделены все дети, возможность использования данной технологии возникает при изучении большинства произведений. Ведь перевоплощаясь в литературных героев, обучающиеся могут через свои собственные ощущения понять, о чем думают Гек Фин и Том Сойер, задумывая очередное «дельце» (герои Марка Твена); из диалога барышни Лизы и крестьянки Насти увидеть чувства, которые испытывает Лиза к Берестову (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»); оказаться прекрасным цветком на цветочной поляне и поболтать с ветерком (Ж.Санд «О чем говорят цветы»). Почувствовать себя актером, услышать аплодисменты как оценку твоего труда. (слайд 5)
Технология проектного обучения
Цель технологии – конечный результат: интерес учащихся к определенной проблеме, создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения анализа).
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Уроки литературы – вот поле деятельности для использования технологии проектного обучения. Проявить свой талант художника, сопоставить свои иллюстрации к фрагментам из изученных произведений с уже имеющимися иллюстрациями, презентовать данную работу с комментариями… (слайд 6)
Или, узнав на одном из уроков, что существуют памятники литературным героям, поспешить приобрести недостающие знания из дополнительных источников и узнать, где он находится и чем «Русалка Андерсена, «Муму» Тургенева или «Мойдодыр» Чуковского заслужили этой чести. И вот уже от интереса к предмету возник и презентован коллективный проект «Памятники литературным героям». (слайд 7)
Информационная технология.
С её помощью уроки становятся более яркими, насыщенными, разнообразными. Погрузиться в атмосферу происходящего с помощью музыки: грустной, веселой, энергичной или мелодичной; прикоснуться к поэзии с помощью изобразительного искусства, интегрировать преподавание предмета.
Потому что как было сказано выше: развитие и воспитание ученика зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия будет учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.
Уже сегодня можно сказать, что внедрение информационных технологий обучения способствует:
- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологи-ческих особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера;
- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
- усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
- изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и их досуга. (слайды 8,9)
Технология интегрированного обучения.
Данная технология соответствует социальному заказу и тенденциям общественного развития. Ведь достижение метапредметных результатов формирует УУД, способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
Интегрированные уроки не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интегрированное обучение показывает и раскрывает для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.
Уроки литературы традиционно интегрируют с русским языком, музыкой, живописью, кинематографом, театром. Не менее удачно и увлекательно можно интегрировать литературу с английским языком. Что мы и постарались сделать с учителем английского языка: обобщить изученное по произведению В.Астафьева «Васюткино озеро» и систематизировать на фрагментах данного произведения материал по теме «Способы образования глаголов будущего времени». (слайд 10)
Данный урок вначале был тщательно спланирован: совместно продумана цель, поставлены задачи урока, сформированы УУД, намечены пути реализации запланированного. В конечном итоге урок прошел на высоком уровне, поставленные цели были достигнуты, что было выявлено на этапе «Рефлексия» при опросе обучающихся.
Здоровьесберегающая технология – подразумевает под собой отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания. Необходимое соответствие физической и учебной нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). На уроке эти задачи решаются через физминутки, разминки для глаз, психологические разгрузки под музыкальное сопровождение. Используется методика зрительно – координационных упражнений, вызывающая большой интерес у обучающихся.
Результат использования деятельностных технологий:
- качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
- развитие познавательных интересов и творческой активности;
- повышение уверенности в собственных силах;
- развитие исследовательских способностей;
- развитие «чувства локтя», коммуникабельности;
- обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;
- повышение умения адекватно оценивать себя;
усиление мотивации на успешную учебную деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек
Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...
Применение эвристической технологии на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
На примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...
К вопросу о проблемах преподавания литературы в условиях реализации ФГОС.
Статья посвящена проблеме актуализации компетентностного подхода в преподавании литературы. Рассматривается изменение роли ученика от пассивного наблюдателя до активного участника образовательного про...
”Учебно-методическое обеспечение предмета технологии в 7 классе в условиях реализации ФГОС”
Доклад учителя технологии Логиновой В.Н. на заседании школьного методического объединения учителей технологии, физкультуры, музыки, ИЗО и ОБЖ...
Пояснительная записка к методическому семинару " Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС"
Методический семинар...
Презентация к методическому семинару " Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС"
Презентация к методическому семинару...
«Современные технологии проведения урока литературы в рамках реализации ФГОС»
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим...