Дифференцированный подход в обучении математике
статья на тему
Применение уровневой дифференциациина уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение уровневой дифференциации на уроках математики. Материал из опыта работы. | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Логовская Т.Р.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Туимская средняя школа № 3, с. Туим
Дифференцированный подход в обучении математике
Целью школьного образования является создание условий для формирования личности выпускника с прочным интеллектуальным, творческим и деятельностным фундаментом, способной органично влиться в социальные, политические, экономические и культурно-национальные отношения в регионе и государстве. А значит, я, как учитель математики, должна разработать свою систему эффективных приемов и методов обучения, в результате применения которых мои ученики получат знания в таком объеме и такого уровня, которые помогут им определиться в дальнейшей жизни. Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и возможности. Такой взгляд на школьный курс выдвигает на первый план задачу интеллектуального развития и прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, гибкость мышления. Именно эти качества являются значимыми для адаптации человека к быстро изменяющимся условиям реальной жизни.
В своей педагогической деятельности для решения этой задачи я применяю технологию дифференцированного обучения. Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, обладая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом, или чьи интересы лежат в других областях.
Остановлюсь на уровневой дифференциации, которая основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.
Достижение обязательных результатов обучения становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизмениться ближайшая цель обучения каждого ученика. Перестроится в соответствии с этим и содержание его работы: или его усилия направятся на овладение материалом на более высоком уровне, или продолжится работа по формированию важнейших опорных знаний и умений. Именно такой подход приводит к тому, что дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя, и для ученика смысл.
Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо выполнение некоторых условий. Первое условие - выделенные уровни усвоения материала и, в первую очередь, обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся. Следующее важнейшее условие – уровень требований должен быть в целом существенно выше уровня обучения, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.
Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, от особенностей класса, от возраста учащихся и др. В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения я применяю формирование мобильных групп. Деление на группы строится на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки. Работа этих групп проходит в рамках обычных уроков.
При изучении темы дифференциацию применяю внутри класса, для чего условно делю класс на 3 группы:
Уровень дифференциации | Характеристика группы | Организация деятельности |
Высокий (1группа) | сильные учащиеся, обладающие глубокими, прочными знаниями, умеющие аргументировать, доказывать, обобщать, знающие основные методы решения задач; | обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации; привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач; формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний. |
Средний (2 группа) | средние учащиеся, обладающие хорошими знаниями основных фактов, однако не всегда умеющие обосновать ответ, обобщить, знающие основные методы решения задач, но затрудняющиеся при решении творческих задач, они не всегда рационально решают задачи; | обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником; организацию самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний; отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне. |
Низкий (3 группа) | слабые учащиеся, обладающие минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств, умеют решать стандартные задачи. | создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентацию на успех, регистрацию действительного продвижения в учении; создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения; отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам. |
Такое деление условно, т. к. при достижении определенного уровня знаний возможны перемещения из группы в группу. При этом использую два вида дифференцированной формы учебной деятельности: в основном индивидуальную, реже - групповую дифференциацию.
Дифференцированный подход использую на всех этапах обучения. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.
При изучении нового теоретического материала использую проблемный метод обучения. Учебник (Математика 6, И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович), значительно помогает мне в подготовке к уроку. Знакомство с новым материалом в нем осуществляется в большинстве случаев через систему заданий. В процессе их выполнения ученики получают возможность самостоятельно или с моей минимальной помощью познакомиться с новым материалом. Для тех, кто испытывает затруднения, учебник предлагает систему наводящих вопросов и указаний. В процессе знакомства с новым материалом текст читаем вслух по частям; при этом плохо читающим детям даю небольшие и более легкие абзацы.
На этапе отработки полученных навыков применяю дифференцированный подход, который выражается в следующем: в тот момент, когда одним учащимся объяснения по ходу решения задач становятся уже необязательными, а другим – они еще нужны, начинается одновременно самостоятельная и коллективная работы. Учащиеся, которые считают, что уже поняли новый материал, работают самостоятельно. Такая самостоятельная работа предлагается по желанию, причём некоторым учащимся рекомендую воздержаться от самостоятельной работы и продолжить работу с классом. Остальные ученики выполняют коллективную работу: выходят к доске, решают задачи и объясняют их. Причём к доске выходят одновременно 2-3 ученика: один решение комментирует вслух, другие работают молча.
На этапе закрепления и применения полученных знаний основой дифференцированного подхода считаю организацию самостоятельной работы. Здесь больше всего содержится возможностей для учета особенностей учащихся. Готовлю два-три варианта заданий. Учащиеся выбирают вариант. Отдельным учащимся даю разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Этот прием характерен для этапа первичного закрепления, когда происходит, по сути, «доусвоение» нового материала и выявляются пробелы. Слабым учащимся для самостоятельной работы обычно готовлю облегченные карточки-задания алгоритмического вида, карточки-консультанты с планами и образцами решений, сильным – задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию. Работу организую так, чтобы не обделить вниманием ребят из разных групп: в определенные моменты урока консультирую, проверяю работу учащихся, выполняющих один вариант, остальные в это время работают самостоятельно. Больше внимания получают самые слабые и средние ученики. Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляю преимущественно в виде заданий различной трудности и характера: 1 группа - нестандартные или более сложные и объемные задания; 2 группа - задания необязательного уровня; 3 группа - задания обязательного уровня.
На этапе проверки усвоения полученных знаний важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание и умение. Для этого составляю варианты заданий повышенной или пониженной трудности. Учащихся самостоятельно выбирают уровень трудности задания.
Обучение математике должно способствовать зарождению у учащихся интереса на первичном уровне, поддерживать его развитие до познавательного уровня и тем самым создавать основы для выбора математики как предмета для последующего профильного обучения.
Таким образом, дифференцированный подход в учебном процессе оказывает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Список используемых источников:
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., Народное образование, 2005. 556с.
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.192с.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2000. 88с.
4. Барышникова Н.Б. Нестандартные уроки. Математика. Волгоград, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.
Выступление на методическом обЪединение....
«ОДНОЧЛЕНЫ И МНОГОЧЛЕНЫ» Дифференцированный подход в обучении математики
Тип урока:урок применения и совершенствования знаний Развить умений и навыков работы с одночленами и многочленами; выявить закономерности и обобщение учебного материала;воспитать познавател...
дифференцированный подход в обучении математике
статья-отчёт о проделанной работе...
Дифференцированный подход в обучении математики
В последние годы значительно усилился интерес преподавателей математики к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стр...
Доклад по теме самообразования: «Дифференцированный подход на уроках математики».
Хочу поделиться опытом работы по теме: "Дифференцированный подход на уроках математики"....
Дифференцированный подход при подготовке к ЕГЭ по математике
побудить и способствовать формированию различных активных видов деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ...
Дифференцированный подход вобучении иностранным языкам
Материалы из опыта работы...