Дифференцированный подход в обучении математики
материал по теме
В последние годы значительно усилился интерес преподавателей математики к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей таким образом организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят с учетом его математических способностей и интеллектуального развития как на уроках, так и в домашней подготовке к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differencirovannyy_podhod.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении математики
Зотова Е.В. преподаватель математики
ГБОУ СПО «Раменский политехнический техникум»
Московской области
В последние годы значительно усилился интерес преподавателей математики к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей таким образом организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят с учетом его математических способностей и интеллектуального развития как на уроках, так и в домашней подготовке к ним, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях обучающихся, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку. Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития профессионально важных качеств каждого отдельного ученика и его подготовки к жизни, к предстоящей трудовой деятельности.
Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников.
Цели дифференциации обучения:
- С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучающегося.
- С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
- С дидактической точки зрения– разрешение назревших проблем обучения путём создания новой методической системы дифференцированного подхода к учащимся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Виды дифференциации:
1) Внутренняя дифференциация- – обучение учащихся в достаточно большой группе (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с использованием системы уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся от более низкого к более высокому уровню знаний и умений.
2) Внешняя дифференциация – создание относительно стабильных групп, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к обучающимся учебные требования.
Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен уметь определять уровень актуального развития ребёнка и зону его ближайшего развития.
Для определения уровня развития ученика ему даётся задание, рассчитанное на 8 минут. Если ученик в отведённое время справляется с заданием, то он находится в зоне актуального развития; если не справляется, - то он в зоне ближайшего развития.
Уровень актуального развития отражает тот уровень развития психических функций ребёнка, который сложился в результате определённых, уже завершившихся циклов его развития.
Зона ближайшего развития определяется теми видами деятельности, которые ребёнок пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми он может справиться с помощью учителя, книги, машины.
Пытаясь создать образ ученика нашего техникума, при внедрении дифференцированного подхода в обучении и воспитании, я исхожу из того, что нет и не может быть единых жестких требований к каждому учащемуся, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека.
Дифференцированное обучение способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и учителя. Оно вдохновляет педагогов на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.
Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.
Литература.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М,1996.
- Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности.М., 1996.
- Журнал «Математика в Школе» 1999 – 2005 гг.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.
- Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников (проблемы, поиск, опыт): Сборник статей. Орехово-Зуево, 2003.
- Коротяев Б.И. Обучение – процесс творческий: Из опыта работы. М.,1980.
- Научно-практический журнал «Завуч» 2004 – 2005 гг.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб.пособие для педагогических вузов. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.
Выступление на методическом обЪединение....
«ОДНОЧЛЕНЫ И МНОГОЧЛЕНЫ» Дифференцированный подход в обучении математики
Тип урока:урок применения и совершенствования знаний Развить умений и навыков работы с одночленами и многочленами; выявить закономерности и обобщение учебного материала;воспитать познавател...
дифференцированный подход в обучении математике
статья-отчёт о проделанной работе...
Дифференцированный подход в обучении математике
В работе рассказывается о дифференцированном подходе в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной шк...
Дифференцированный подход в обучении математике
В работе рассказывается о дифференцированном подходе в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной школы. Раскрываются виды и формы дифференцированного обучения. Говори...
Организация урочных и внеурочных занятий с использованием дифференцированного подхода в обучении математике.
Обобщение опыта работы по теме ,, Дифференцированное обучение"...
Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"
Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6562397","attributes":{"alt":"","class":"media-image...