Доклад по теме самообразования: «Дифференцированный подход на уроках математики».
статья по теме

Жадейка Елена Николаевна

Хочу поделиться опытом работы по теме: "Дифференцированный подход на уроках математики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_doklad.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Благоразумный наставник прежде всего

должен узнать свойства ума и характера

поручаемого ему ученика.

Марк Фабий Квинтилиан

     Мое педагогическое кредо -  сделать учение посильным, воспитать интерес к изучению математики,  развивать и поддерживать его. 

     

      Обучения математике требует современное состояние нашего общества, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как компетентность, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Сегодня базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни.  И как учитель, я осознаю своё высокое назначение.

 

      Возможности учащихся в освоении знаний индивидуальны. Кто-то опережает, кто-то еле успевает, а кто-то совсем отстает. Только постепенный переход от известного к новому, только постепенное усложнение материала способствует эффективному усвоению математического материала и здесь необходима помощь учителя.

В моей педагогической практике я имела возможность работать с разными категориями обучающихся.  А именно: с обучающимися, которые имели низкий уровень мотивации; средний уровень мотивации; и высокий уровень мотивации в обучении. Труднее всего формировать и поддерживать интерес к предмету, изучаемому материалу,  активность учащихся на протяжении всего урока, именно у этих детей. Ведь известно, что математика интересна только тогда, когда  понятна,  слишком уж это сложная наука   для

многих.

     Поэтому, в 2001 году я поставила перед собой цель: изучить различные технологии обучения и выбрать наиболее оптимальные технологии, учитывая разноуровневый контингент обучающихся. Познакомившись с  большим количеством технологий, я убедилась, что только технология дифференцированного подхода позволит мне грамотно и компетентно построить учебный процесс, так как эта технология является проникающей технологией.

     Поэтому с 2005 года моей темой самообразования является «Дифференцированный подход на уроках математики».

     Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. 

        Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

    Основная цель моей деятельности - способствовать развитию образованной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики.

Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:

   -   формирование прочных вычислительных навыков;

формирование и развитие коммуникативной, языковой  компетенций; умений находить, систематизировать необходимую информацию.

развитие интереса к изучению математики.

       Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части (базового минимума). При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Таким образом, цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

   В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:

 1.     Учет индивидуальных особенностей учащихся.

 2.     Группирование учеников на основании этих особенностей.

  3.     Вариативность учебного процесса в группах.

 Первый аспект — учет индивидуальных особенностей учеников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации.

  Учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. Считается что дифференциация — одно из средств реализации    личностно-ориентированного обучения. 

Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. Так, например, Рональд  Де Гроот   выделил три уровня.

1-й микроуровень, когда различный подход осуществляется

 к отдельным группам детей внутри класса.

Этот уровень дифференциации иногда называется

 внутренней или внутриклассной.

  2-й мезоуровень — уровень школы, когда дифференциация

осуществляется внутри школы между отдельными

классами, профилями, направлениями.

 3-й макроуровень — дифференциация между школами, 

создание различных типов школ.

             Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

      При внешней дифференциации учащиеся специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т.е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, например, обучения в сотрудничестве и метода проектов, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии.    

                 

      Дифференцированный  подход в обучении – это принцип посильности усвоения – каждый обучающийся продвигается своими темпами. Дифференцированный  подход проявляется в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по математике.

 Главной задачей своей деятельности на уроке я считаю создание таких условий, при которых знания моих учеников оказалось бы необходимым для решения учебной задачи, для поиска нужной информации, которая, в свою очередь, дала бы импульс мыслям, привела бы в движение воображение, вооружила аргументами, потребовала новых знаний.

Организуя урок, я стараюсь использовать методы и приёмы, направленные на осуществление личностно-ориентированного обучения. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

На уроках использую:

индивидуальную форму работы с обучающимися, (самостоятельные работы, работа по карточкам (индивидуальные, для коррекции знаний));

фронтальную форму работы с обучающимися  (опрос, беседа, математические диктанты с сигнальными линейками (для обратной связи),   работа в тетради с печатной основой);

индивидуализированную форму работы с обучающимися, где учащийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.

     

     На уроках применяю такие виды работ, как:

работа в парах: ученик-ученик (сильный со слабым; ребята одного уровня) работают с учебником, проговаривают правила,  выполняют задания, учитель-ученик.

Работа в группах по 4 – 6 учащихся. Каждый ученик выполняет самостоятельную работу и отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.

     Значительную роль я отвожу работе с обучающимися на индивидуальных и дополнительных занятиях.

     Для этого мне необходим раздаточный материал. В кабинете имеются особого рода опорные конспекты,  тематические папки, в которых систематизированы методические материалы, открытые уроки, внеклассная работа по предметам, тематические зачёты, карточки для коррекции знаний, карточки с индивидуальными заданиями, разноуровневые самостоятельные, контрольные и тестовые работы, дидактический и раздаточный материал по темам: «Проценты», «Три задачи на дроби».

Задания должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

Начинаю работу с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания  готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

обязательные задания.

Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

дополнительные задания.

Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе.

Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объём работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.

    На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Отношения с обучающимися строю на основе взаимного уважения и понимания.

      Решая, проблему дифференцированного подхода к учащимся в своей работе, применяю:  

элементы технологии Н.П. Гузик («Комбинированная система обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме). Элементы технологии В.В. Фирсова, (введение двух стандартов: 2 уровня обучения; своеобразная лестница, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне).

все задания разделяю на базовые (обязательные) и дополнительные,

Элементы технологии И.С. Якиманской (Личностно ориентированный подход).

Элементы технологии П.Я. Гальперина, надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

  М.Б. Воловича (поэтапное усвоение материала)

Обеспечиваю проблемно-поисковый подход.

    Я считаю, что при таком подходе мне удается согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка, поддерживать в нём стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

           В целом работа в системе приводит к положительному результату. Поэтому стараюсь  использовать элементы наиболее отработанные, от которых дети получают удовольствие. Я работаю на результат.

         

Внутренняя

дифференциация

внешняя

дифференциация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Дифференцированный подход на уроках математики

Презинтация "Дифференцированный подход на уроках математики" отражает мое направление работы по самообразованию. В работе прописаны цели, задачи, что я использую в работе и результаты работы....

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...

Выступление на педагогическом совете "Дифференцированный подход на уроках математики"

Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из ни...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Системно-деятельностный подход на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

 С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...

Дифференцированный подход на уроках математики

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должн...