Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.
статья на тему

Алексеева   Наталья Владимировна

Описание системы работы учителя русского языка и литературы

МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской области

Алексеевой Натальи Владимировны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt.doc376 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Наталья Владимировна

        

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

на уроках русского языка и литературы.

Описание системы работы учителя русского языка и литературы

МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской области

Алексеевой Натальи Владимировны

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………….. 2

1.1. Педагогический анализ особенностей современных школьников……………..2

2. Теоретические основы технологии развития  критического мышления…………4

2.1. Возникновение и распространение технологии………………………………….4

2.2.Образовательная технология развития критического мышления……………….5

3. Использование технологии критического мышления через чтение и письмо

     на уроках русского языка и литературы. Приемы и стратегии…………………..8

             

4. Диагностика результативности работы учащихся

       в режиме технологии   развития критического мышления……………………..14

4.1. Промежуточный анализ результатов качества обученности

с момента использования в обучении технологий развития критического мышления

           5.   Заключение………………………………………………………………………….17

            6.  Практическая часть…………………………………………………………………19

                 Примеры применения  технологии РКМ на уроках русского языка и литературы

1.Пояснительная записка

Современное образование в России перешло на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательным учреждением поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь, т. е. целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, открываются значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии  для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать  совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Педагогический анализ особенностей современных школьников показывает, что важным качеством современных детей является более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является свободное и независимое поведение, чем у детей в прошлые годы. Соответственно, происходит отделение ребенка от коллектива, от семьи, подчас рушатся моральные нормы, устои.

В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим ребята с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста, глубинного смысла;

Подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у учащихся прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Произведение художественной литературы, к большому сожалению, остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа.

Также индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Учащиеся «учат» только те предметы, которые нужны им для сдачи ОГЭ и ЕГЭ,  в дальнейшем для поступления в различные учебные заведения, и впоследствии для жизни.

По степени популярности занятия сегодняшних подростков в свободное время, например, в выходные дни, располагаются в следующей последовательности:

-просмотр телепередач,

-слушание музыки,

-игра на компьютере,

-общение с друзьями в соц. сетях,  

и лишь на последнем месте  -  чтение книг.

Отсюда следует, что на уроки литературы, где заранее нужно прочитать текст,  они приходят неподготовленными, что затормаживает образовательный процесс.

Часто подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считают,  моральные нормы и ценности относительными. Отсюда вывод: не обязательно их соблюдать. Поэтому они запросто используют нецензурные выражения, не уважают мнение других. Школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными.  Они хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.

Исходя из всего выше сказанного, следует, что современного ученика чрезвычайно сложно и трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Я считаю,  что в первую очередь это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры.

Осталось ответить на вопрос: ”Как научить ребенка мыслить критически?

Ответ, по моему мнению, может дать технология развития критического мышления,  (ТРКМ),  которая, является одной  из  педагогических технологий, способной  решить ряд задач, касающихся обновления образовательного  процесса в  школе.

Зачем нужна технология развития критического мышления  именно в школе?

1. Развитие навыков критического анализа развиваемых посредством приемов данной технологии  являются неотъемлемыми характеристиками  выпускника средней школы, а в дальнейшем и  современного специалиста,

2. ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс  в  школе повысить самостоятельность учащегося, эти  и многие другие задачи стоят перед Российской  школой в связи с реализацией ФГОС.              

3. Исследования, проведенные с учащимися,  показывают,  что при применении ТРКМ в учебном процессе  происходит активное развитие умений критического анализа учащихся всех познавательных стилей, т.е. данная технология обеспечивает учет индивидуальных особенностей школьников.

4. Данная технология  “не привязана”  к предметной области – ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение  учебного курса  практически целиком в рамках данной технологии, делая  ее  использование, системным и методичным.

 Несколько слов о том, как технология развития критического мышления связана  с чтением и письмом. Многие слишком буквально понимают ее как обучение чтению и письму и поэтому связывают исключительно с начальной школой. А это означает вдумчивое чтение или вдумчивое письмо? Если сопоставить эти понятия с критическим мышлением, ответить на этот вопрос будет проще. Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным.  Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют пробелы в тексте. А письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

Поэтому ценность данной технологии вижу в возможности развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. Можно назвать это  новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – все можно обсуждать и подвергать анализу.

А это в свою очередь важно, так как подростковый возраст- это возраст переходный, когда подростковый максимализм преобладает над всеми чувствами. Желание быть правым, доказать свою точку зрения…

А использование развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность ученику высказать свое мнение, убедить сверстников в чем-либо грамотно и корректно.

Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 2.Теоретические основы технологии развития  критического мышления

2.1.Возникновение и распространение технологии.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков. Когда мы говорим: «он мыслит критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее,  данный термин связан с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развитии критического мышления со стороны ученика).

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце 20 века Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких результатов как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • умение сотрудничать и работать в группе;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Хотя о  важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале 20 века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание…заставить его критически отнестись к своим мыслям…»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо известна в России уже 10 лет. Это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997г при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и еще 11 странах центральной и Восточной Европы и Азии. В нашей стране первыми стали Москва, Санкт – Петербург, Самара, Нижний Новгород, постепенно география расширялась, и сегодня эти идеи воплощают в жизнь педагоги многих регионов. Эта программа охватывает более 30 стран во всем мире – в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Океании.

Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания А.Ковальчукова и творческого саморазвития личности Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи,  Ж. Пиаже,  М. Монтессори,  деятельностного подхода к обучению А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным знанием; не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему образования дает возможность личностного роста. Ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребенку, к его индивидуальности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

2.2.Образовательная технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты технологии РКМЧП:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

Базовая модель технологии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.  Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия

Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

Представлю эту структуру в виде таблицы.

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

  • имеющиеся знания;
  • интерес к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

  • размышление. Рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей бучения.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала.

 На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика:

 маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

составлением таблиц;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др.

В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

Технология развития критического мышления- стадии и методические приемы.

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Возможные методы и приемы

Стадия 1 . Вызов.

Стадия вызова направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизации их деятельности. Мотивации к дальнейшей работе.

Ученик вспоминает, что ему известно по данному вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы. на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка известной информации; рассказ предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.  Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

Стадия 2. Осмысление содержания.

Стадия осмысления содержания направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения: маркировка с использованием значков

« v», «+», «- «, « ?» ( по мере чтения их ставят на полях справа);

Ведение различных записей типа двойных дневников. Бортовых журналов; поиск ответов  на поставленные в первой части урока вопросы и . д.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия 3 . Рефлексия.

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, в внести изменения. Дополнения; дать творческие. Исследовательские. Практические задания на основе изучаемой информации.

Учащиеся соотносят новую  информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов, различные виды дискуссий, написание творческих работ и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Я не раз задумывалась над тем, как пробудить интерес к своему предмету, как выбрать форму обучения, чтобы дети были соучастниками процесса, имели возможность высказаться, поспорить? Пытаясь найти ответы, я познакомилась с технологией критического мышления, которая, по моему глубокому убеждению, дает возможность учителю научить ребенка учиться.  Изучение темы происходило в несколько этапов.

Сроки реализации.

Этапы.

Содержание деятельности.

1.

Сентябрь 2015- январь 2016 года

Подготовительный

  • изучение педагогических технологий и их результативности.
  • изучение теории  РКМЧП;

  • изучение опыта работы;
  • выявление проблем, которые могут возникнуть в ходе работы;
  • изучение психолого-педагогических особенностей учащихся;

2.

Февраль 2016- май 2016 года.

Организационный.

  • Подбор и разработка различных методик, способов действия.

3

Сентябрь 2016-

май 2017

Деятельностный.

  • внедрение в практику конструирования и ведения уроков заданий, направленных на развитие критического мышления.

4

Апрель-2017

-май 2017

Рефлексивный.

  • сравнительный анализ изменений в подходе к изучению предмета.

Использование  технологии развития критического мышления через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы. Приемы и стратегии.

На уроках русского языка и литературы я встречаюсь с двумя основными типами текстов: информационными и художественными. Приемы технологии одинаково работают на обоих типах текстов, но нельзя забывать о том, что определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Данная технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе размышления.

Предлагаю описание основных, наиболее часто используемых мною на практике приемов данной  технологии и проиллюстрирую их применение на представляемых уроках.

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Он  позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием   «Кластер» («Грозди»).

Суть этого приема заключается в том, что необходимо выделить смысловые единицы текста и графически их оформить в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущими приемами на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

 Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты, спутники. Звезда в центре  - это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой.  У каждой планеты – спутник, у них – свои спутники.

Система кластеров охватывает большое количество информации. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником, также на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли.

Цель: актуализация и систематизация знаний.

Кластер (как педагогическая стратегия) помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Она требует выделения лишь трех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления.

Еще одним продуктивным, на мой взгляд, приемом работы с текстом на уроках русского языка является «Письмо с дырками».

 Если это прием преподнести обучающим в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность урока гарантирована. «Письмо с дырками» подойдет и для контроля усвоения сведений на уроке.

Прием “Верные и неверные утверждения” («Да - Нет»).

Предлагает ряд утверждений по определенной теме.

 Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.  

Этот прием я использую при изучении лингвистического материала. Предлагаю ряд утверждений по еще не изученной теме. Ребята выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией предлагаю учащимся возвратиться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную на уроке  информацию.

Для экономии времени можно раздать таблицу с предложениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать пометки, а потом оставить ее у себя.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Еще один прием данной  технологии, который часто используется,  это  «ИНСЕРТ», маркировка текста значками по мере его чтения.

«v» - уже знал

« +» - новое

 «-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

 Во время чтения текста рекомендуется  учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками ее граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Правила, позволяющие читать текст, сохраняя интерес к теме:

  • делайте пометки, предлагается несколько вариантов пометок:  два значка: «+» и «v», три значка «+», «v», «?» или четыре значка: «+», «v», «?». «-»;
  • ставьте значки по ходу чтения на полях;
  • прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям. вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличиться;
  • следующим шагом может стать заполнение таблицы. Количество граф которой соответствует числу знаков маркировки.

Инсерт.

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете. соответствует тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете.

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы понадобиться еще раз вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица сделают зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Используется эти приемы на уроке. Учащиеся обычно предпочитают устную форму работы, не все любят писать. А иногда им совсем не хочется быть активными. На уроке, где применяется только устная форма  работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

Данные приемы  не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным.

        Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых занятий. Но на уроках приходится не только читать текст (что для некоторых учащихся трудно) и извлекать предполагаемую информацию, но и анализировать художественную реальность во все ее многообразии, а зачастую создавать собственный текст.  Одна из задач уроков литературы и русского языка – помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощен в слове.

«Чтение с остановками» - название методического приема по организации чтения с использованием различных типов вопросов.

Данный прием учитывает следующее:

  • текст не должен быть знаком учащимся;
  • текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка»  и т.д. Части по объему могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много (не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей.
  • Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму).

Достаточно популярная в мире современного образования технология  «ромашка Блума» –  представляет систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  • простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию
  • уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал
  • интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей
  • творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза
  • оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов
  • практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой

     Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах). В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.

Стратегия «Концептуальная таблица».

Прием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.

В зависимости от цели, поставленной учителем, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем может быть проведено обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение.

В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

В зависимости от уровня класса учитель может давать дифференцированные задания по составлению таблицы. Такая таблица может быть составлена как учениками 5 класса, так и учащимися 10 класса (в 5 класса можно взять меньше линий сравнения).

Творческая форма рефлексии – Синквейн.

Хотелось бы более подробно остановиться на  самом популярном приеме, применяемом мною на стадии рефлексии, – составлении синквейна.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно сущ.)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прил.)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  • Четвертая строчка – это фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)
  • Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства в нескольких слова, что отнюдь не просто.

Обучая составлению синквейна, вначале можно предложить составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это облегчит процесс подбора слов и поможет выбрать наиболее точные, образные определения. Эта технология универсальная, ее можно использовать при изучении любого предмета.

Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.

Программой русского языка (особенно) в старших классах предусмотрено знакомство с текстами, посвященными  лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она важная и нужная. В таких случаях прибегаю к приему, позволяющему высказать свою точку зрения на человека.

Систематизации знаний по теме способствует прием «Тематический алфавит».

  1. Заранее подготовленная таблица раздается каждому ученику.
  2. В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова – термины, понятия, словосочетания.
  3. заполнение таблицы в соответствии с заданной темой (время работы 3-5 минут).
  4. составление общей таблица (ее можно выводить на экран и заполнять вместе с учетом наиболее часто встречаемых слов на определенную букву или же, наоборот, самых редких из названных слов).

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. Например:  Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Например:  Какие трудности существуют в правописании предлогов?

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

        «Перекрестная дискуссия» - это прием, дающий возможность работать с текстом в целом – на уровне его идей и проблематики. Сама слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Такая дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например: «хорошо – плохо». «будет – не будет», «возможно- невозможно».

Перекрестная дискуссия помогает учащимся, с одной стороны, избежать однозначного толкования событий, поступков и характеров героев. А с другой – научиться уважать чужое мнение.

Учащимся предлагается заполнить таблицу.

Форма таблицы для перекрестной дискуссии.

Аргументы      «ЗА»

Вопросы для дискуссии.

Аргументы       «Против»

Согласны ли вы, что…?

Работа происходит в парах. Последовательно записываются несколько аргументов ЗА и несколько аргументов ПРОТИВ.  После того, как оба списка готовы,  пары присоединятся друг к другу. Они сравнивают свои записи. Взвесив все аргументы ЗА и ПРОТИВ. И приходят к какому-либо выводу, который в развернутом виде выписывается на демонстрационном листе и вывешивается, чтобы с ним могли ознакомиться и другие группы.  Группа может прокомментировать сделанные выводы, приводя примеры, цитаты.  

        Если учитель считает, что количество этапов обсуждения полезно увеличить, он может после обсуждения результатов в четверках продолжить объединение в восьмерки и т.д.  Важно, что в процессе перекрестной дискуссии каждый из участников должен прийти к какому-либо выводу.

В подготовке учащихся к выполнению части  С  ЕГЭ часто использую прием развития критического мышления  «ПОПС – формула»:

Позиция:   Я считаю, что проблема данного текста актуальна  (не актуальна)

Объяснения  (…потому, что…)

Пример  (Могу доказать это на примере…)

Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)

 В своей работе я представила лишь небольшую  часть методических приемов, связанных с формирование критического мышления через чтение и письмо. Предложенные стратегии – далеко не весь набор методических приемов и стратегий ведения урока. Каждый из них призван решить определенные задачи: формирование понятий, умение сравнивать объекты, систематизировать материал и т.д., и все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.

4. Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления.

Создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках, в частности на уроках русского языка и литературы. И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их  учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках. А на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.

Как же организовать проверку, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки? Какие методы и приемы использовать при этом? Как с наименьшими потерями времени проверить знания, умения каждого ученика? Эти и многие другие вопросы встали передо мной. Из всех технологических приемов развития критического мышления через чтение и письмо, нацеленных на проверку знаний, умений, мне наиболее близким и интересным показался прием «вопросы по таксономии» (Ромашка Б. Блума).  А так как все мои уроки нацелены на формирование мыслительных навыков, то этот прием стал  наиболее оптимальным. Почти все мои диагностики содержат по пять вопросов, нацеленных на проверку у каждого ученика навыков понимания материала, применения его в новой ситуации, анализа и синтеза материала, а также оценку его важности. Такие диагностические методики хоть и в их составлении и обработке, но дают очень обширный материал для дальнейшей работы. Создавая данные методики,  я всегда думаю о трех их основных характеристиках: надежности, обоснованности, применимости.

Надежный тест – это тест, который будет снова и снова давать один и тот же результат. Он последователен и стабилен. Обоснованность методики, по моему мнению, проявляется в том, что любой из составленных тестов оценивает то, что спланировано для оценивания. Всегда пользуясь любым тестом, я пытаюсь определить, достигли ли мои ученики конкретных целей. Ну и применимость теста – это то, насколько легко данным тестом пользоваться. Кроме надежности и обоснованности, я всегда думаю о том, сколько времени уйдет на создание теста. Всегда необходимо подумать, как я его буду рассматривать и по каким баллам. Не один раз необходимо проверить, правильно ли составлен вопрос, не длинен ли он, не переутомит ли учеников, не содержит ли тест каких-либо стереотипов или личного мнения, интересен ли он и стимулирует ли он думать.  И вот тут самое большое счастье для учителя, когда после такого рода работы у ребят повышается интерес к предмету, когда они начинают задавать все большее количество вопросов, у них поднимается мотивация к учению.

При диагностике результативности работы учащихся возникают следующие вопросы:

  • как проверить сформированность критического мышления?
  • как поставить за это отметку?
  • существуют ли специальные методики проверки результата работы учащегося?

Единых количественных критериев, используя которые можно оценить развитие критического мышления  не существует. Попытки количественной диагностики были бы схожи с попытками продиагностировать, и поставить оценку за сформированность культуры общения или гражданской позиции.

Во-первых, нелегко оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, на которые нет, и не может быть единственно правильного ответа.

Во-вторых, когда во главу угла ставится не правильный ответ, а осмысленный. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы учащегося на уроке; соответственно и оценивается не только результат, которого добился учащийся, но и то, как он думает, рассуждает.

В –  третьих, необходимо отдавать себе отчет в том, что если учащиеся относятся к обучению ответственно, если они понимают, что этот процесс бесконечен, то при выставлении оценки они становятся для учителя партнерами:

Технология РКМЧП является инструментом для достижения достаточно конкретных целей:

  • умение решать учебные и реальные задачи;
  • умение выделять из текста основные единицы;
  • способность к продуктивной совместной работе в группе;
  • корректность в работе с источниками информации;
  • способность отказаться от своей точки зрения, если она не позволяет объяснить тот или иной факт или входит в противоречие со здравым смыслом, логикой, научными доказательствами.
  • воспроизведение – узнавание и вызов информации;
  • понимание – интерпретация материала, схем, преобразование словесного материала в графический;
  • анализ – выделение скрытых предложений. Нахождение ошибок в логике рассуждений;
  • синтез – написание творческого сочинения. Составление плана.
  • оценка логики построения материала.

Каким же образом поставить оценку за сформированность этих умений и качеств? Несомненно,  это не количественные показатели, т.е. они не измеряются пятеркой или четверкой.

 Мне важно отследить их устойчивое позитивное развитие у каждого ученика.

Для проверки сформированность этих навыков можно воспользоваться стратегией развитие критического мышления через чтение и письмо

.Продемонстрирую это на конкретном примере.

Тема: «Причастие как часть речи».

Тип диагностики: сопровождающий (по ходу изучения нового материала).

Задание 1: прочитать текст учебника. Заполнить таблицу ИНСЕРТ.

Задание 2: Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов к прочитанному тексту. Письменно ответить на несколько «толстых» вопросов, в качестве подсказки предлагаю вопросительные слова и выражения, например: Что? Как? Почему? С чем связано? Чем отличается? В чем причина? Возможно ли? Как будет выглядеть?

 В данном случае проверяется количество и качество поставленных вопросов (прежде всего «толстых», т.е. вопросов высокого порядка) качество ответов на них (по критериям обоснованности ответа, количества понятийных единиц, степени использования учебника).

Например, ученик может задать вопрос: «Чем объяснить различия в грамматических признаках прилагательного, причастия и глагола? Ответ будет предполагать знание признаков прилагательного, причастия, глагола, а также умение их различать.

Задание 3: составить кластер основных понятий темы по мере чтения параграфа.  Качественная оценка может быть выстроена на основании следующих критериев:

  • выражение признаков понятия своими словами;
  • сочетание теоретических компонентов понятия;
  • привлечение для выстраивания кластера дополнительных фактов, которые не были указаны учителем или отражены в учебнике.

Для обобщенной оценки можно использовать критерий креативности (способность ученика синтезировать новую информацию в графической форме и применять ее при решении новых задач).

Для объективной картины использования технологии критического мышления через чтение и письмо  я выбрала приемы: «Верно - неверно», «Синквейн», «Кластер» и провела анкетирование. Результаты анкетирование представлены в диаграмме, из которой видно, что на начальном этапе данный вид работы вызывал у ребят недоумение, недоумение и интерес, а именно: 15 учащимся прием понравился, 7 учащимся не понравился, 8 учащихся не понимали принципа работы с данным приемом. В конце года ситуация изменилась.  Результаты: 25- понравилось,  14 – не нравится, 1 – не понимает.

Можно сделать вывод: технология «прижилась». Наиболее популярный прием у ребят «Верно – неверно» или, как мы его называем игра «Да – нетка». Учащиеся любят игру «Да – нетка». Особенно им нравится следующий вид работы: я даю опережающее задание, подготовить 5-8 высказываний. В начале урока ребенок сам проводит игру, задает вопросы, выслушивает ответы, а также может оценить  их. Данный вид работы ребятам нравится, они с удовольствием включаются в игру.                                                          

Прием « верные – неверные»  утверждения.

Творческая форма рефлексии – Синквейн.

Осваивая прием  Синквейн,  мы также встретились с трудностями.

Результаты анкетирования: начало года: 6- могу составить; 24- затрудняюсь. Конец года: 22 могу составить; 8 – затрудняюсь. Создать лаконичное стихотворение из 5 строк получилось не сразу, но мы не стали опускать руки,  и концу учебного года ребята с удовольствие занимались данной работой.

Синквейн помогает развитию и совершенствованию умений выразить свое отношение к изучаемой теме, а также помогает подвести определенный итог. Ребята любят  составлять синквейны, особенно хорошо это получается у детей читающих, с богатым словарным запасом. А еще я заметила, что дети, занимающиеся в системе дополнительного образования, а именно: художественное и музыкальное направление, составляют синквейны с большим удовольствием, ибо для них это одно из средств творческого выражения.

«Кластер».

Результаты анкетирования: Начало года: могу составить – 12; затрудняюсь – 18. Конец года: 25 – могу составить; 5 – затрудняюсь.

Работа с кластером тоже не была простой, т. как  данная схема требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связи между идеями.

 Наибольший интерес вызывает у ребят составление предварительных кластеров, т.е. на стадии вызова, до знакомства с основной информацией, мы систематизируем имеющиеся знания, а на стадии рефлексии происходит исправление неверных предположений, дополнение и заполнение кластера на основе новой информации. В начале года мы составляли кластеры совместно: давали заглавие смысловым блокам, также я предлагала ребятам готовые вопросы, которые должны помочь им в работе. Учащиеся легко,  с удовольствием составляют и используют кластеры. По словам детей, для того чтобы составить кластер, нужно знать материал.

И еще хотелось сказать о том, несмотря на  то, что на уроке время ограничено, очень важно, чтобы составленные детьми кластеры, были озвучены.  Для ребят важно презентовать свои записи. Ребята творчески подходят к заданиям такого типа: составляют кластеры яркими, образными, запоминающимися.

4.1 Промежуточный анализ результатов качества обученности

с момента использования в обучении технологий развития критического мышления.

Применение технологии критического мышления позволяет значительно расширить поле деятельности. Разнообразить формы и методы работы, которые способствуют повышению активности учащихся, а также эффективности урока, а все это в совокупности влечет за собой повышение уровня качества обучения.

Как уже было сказано выше, количественных критериев, позволяющих продиагностировать развитие критического мышления нет. Однако в конце каждого триместра учащимся выставляется отметка, включающая в себя не только оценивание предметных умений, но и УУД.

В представленной диаграмме наблюдается динамика уровня обученности  (повышение количества «4» и «5»).

2015-2016  учебный год:

1 триместр - количество учащихся, имеющих «4» и «5» - 50%

2 триместр - количество учащихся, имеющих «4» и «5» - 54%

3 триместр - количество учащихся, имеющих «4» и «5» - 58%

2016-2017  учебный год:

1 триместр - количество учащихся, имеющих «4» и «5» - 61%

Можно сделать вывод о том, что использование приемов технологии критического мышления все-таки дает возможность учителю заинтересовать учащихся, стимулирует работу на уроке, мотивирует ребят проявлять  себя, а все это работает на повышение качества обучения. Естественно, необходимо обратить внимание на то, что использую данную технологию я не такое уж продолжительное время, но первые результаты, по моему мнению, говорят о том, что направление работы мною выбрано правильно.

5.  Заключение.

Цель обучения – научить обходиться без учителя», - сказал Эльберт  Хаббард.

Свою деятельность пытаюсь организовать, руководствуясь этим положением. 

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. 

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой.   Самое же главное – на таких уроках дети учатся  самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

 Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

Учитель русского языка и литературы  _____ Алексеева Н.В

6. Приложения                                                                      Приложение 1

Практическая часть.

Примеры применения  технологии РКМ на уроках русского языка и литературы.

Главная привлекательность технологии развития критического мышления через чтение и письмо, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Данная технология позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. 

Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии также можно использовать прием «Верные - неверные утверждения», составление  кластера.

Прием “Верные и неверные утверждения” («Да- Нет»)

Фрагмент урока русского языка в 8 классе.

Тема « Основные группы односоставных предложений».

Этап: рефлексия.

Учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014 г.,

Цель использования приема на данном этапе: соотнесение информации и имеющихся знаний; выработка собственной позиции; оценка своих знаний.

Предлагаю следующее задание:

Выбрать из данных утверждений  верные.

  1. Односоставные предложения делятся на именные и глагольные.
  2. Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим или сказуемым.
  3. Смысл односоставных предложений понятен только в контексте.
  4. Односоставные предложения бывают определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно- личные, безличные, назывные.
  5. Вид односоставных предложений зависит от его значения и грамматических характеристик главного члена.
  6. В определенно-личных предложениях выражается действие определенного лица, в неопределенно- личном – действие неопределенных лиц.
  7. Односоставные обобщенно-личные предложения обозначают действие группы лиц.
  8. Сказуемое в безличном предложении всегда выражается безличным глаголом.
  9. Назывные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим, которое чаще всего выражается именем существительным в форме именительного падежа.
  10.  Назывные предложения не изменяются по временам.

При возникших затруднениях учащиеся могут обратиться к материалу изученного параграфа.

Прием «верные - неверные утверждения».

Фрагмент урока русского языка в 9 классе.

Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными  изъяснительными»

Этап: вызов.

Учебник:  учебник для 9 кл. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др., 2015)

Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются.

Такая работа с информацией позволяет рассматривать ее вдумчиво, критически, а также делать выводы о точности и ценности данной информации.

 Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»

На каждой парте распечатка с утверждениями:

1. Дополнение – отвечает на вопросы кто? что?

2. Что, как, будто, чтобы, ли – это союзные слова.

3. Союзное слово так же, как и союз не является членом предложения.

4. Определение отвечает на вопрос чей?

5. Части сложноподчиненного предложения соединены только союзами.

6. На письме части сложноподчиненного предложения отделяются запятой.

Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».

- Прочитайте все верные утверждения.

-Все согласны с данными утверждениями?

-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

-Все согласны с данными утверждения?

Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.

Очень важно, чтобы учащиеся усвоили материал в форме деятельности, а учитель при этом максимально использовал возможности, знания, интересы самих учеников. Этим требованиям соответствует игра «Да – нетка».

 Я загадываю нечто (слово, словосочетание, предложение), ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да и нет». Игра универсальная, ее можно использовать на любом уроке.

 На уроке выполняется синтаксический разбор предложения «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» В качестве дополнительного задания предлагаю ребятам отгадать выбранное мною слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:

  1. В этом слове два слога? (да)
  2. Это служебная часть речи? (нет)
  3. Это слово спрягается? ( нет)
  4. Это слово употреблено во второй части предложения? ( да) и т.д.
  5. Ребята, ориентируясь на мой ответы, в конце концов находят решение проблемы.

Прием «Верные – неверные утверждения» является удачным и интересным и для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.

Фрагмент урока литературы в 8 классе.

Тема «Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее первой постановки».

Этап: вызов.

Учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение,

2014».

Цель использования приема на данном этапе: активизация учеников, систематизация раннее изученной информации.

 На уроке знакомства с биографией Н. В. Гоголя в 8 классе предлагаю ряд утверждений (тема еще не изучена). Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревнования, заинтересованности, которая не покидает учеников до конца урока.

Примеры утверждений записываются на доске.

1. Н. В. Гоголь родился в Москве.

2. Учась в Полтавском уездном училище, Гоголь принимал участие в спектаклях, играл комические роли, в том числе и Простакову в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

3. Одно из первых произведений Гоголя «Ганц Кюхельгартен» было напечатано в 1829 под псевдонимом Н.Г.

4. Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан  В.Жуковским.

5. По пьесе Гоголя «Ревизор» снят фильм «Инкогнито из Петербурга».

6. Н.В.Гоголь всю свою жизнь прожил в России.

7. Н.В.Гоголь в начале творческого пути писал романтические произведения.

          Далее учащиеся знакомятся со статьей учебника, или слушают лекцию, или смотрят презентацию учителя. После знакомства с новым материалом  спрашиваю: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?

         На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираются с доски.

Прием   «Кластер» («грозди»).

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема «Фонетика. Гласные звуки».

   Этап - вызов

Учебник:Русский язык. 5 класс. Учебник . для  общеобразовательных. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

При изучении в 5 классе темы «Фонетика» составляем с ребятами кластер.  Этап Вызов.

Цель: актуализация и систематизация знаний, полученных раннее.

Вторая стадия – «стадия осмысления содержания»

Наиболее приемлемым на уроках русского языка  считаю такой прием, как чтение с пометами  - «инсерт» и маркировочная таблица.

Фрагмент урока русского языка в 9 классе.

Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными  определительными»                             Этап : вызов.

Учебник:  учебник для 9 кл. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др., 2015)

Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

Предлагает каждому ученику прочитать статью учебника и сделать в тексте пометки (10 минут). Далее предлагаю  продолжить работу с маркировочной таблицей и  индивидуально.

Придаточные определительные (ПО)

“V” ЗНАЛ

“+” УЗНАЛ

“-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

“?” ХОЧУ УЗНАТЬ

Толстые и тонкие вопросы

ПО отвечает на вопрос КАКОЙ, ЧЕЙ.

ПО поясняет существительное.

ПО указывает на признак предмета.

ПО присоединяется к главному при помощи союзных слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ,ЧЕЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ,КОГДА

Указательные слова служат для выделения определяемого существительного.

ПО всегда стоят после определяемого слова.

 

Только ли союзными словами присоединяются ПО к главному?

Почему ПО стоит только после главного предложения?

Только ли на признак предмета указывают придаточные определительные?

Можно ли придаточную часть СПП с ПО заменить  причастным оборотом? Всегда ли это возможно?  

Затем  предлагаю  обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

  • Какая информация вам была уже известна?
  • Все согласны с этой информацией?
  • Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?
  • Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
  •  Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? (учащиеся предлагают свои варианты).

Далее проводится работа с дополнительной информацией (научная статья).

(Распечатки статьи на каждой парте.)

Дополнительные значения придаточных определительных.

Определительные придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи союзных слов который, какой, кой (устар.), чей, что, где, куда, откуда, когда и союзов чтобы, как, словно, как будто, как если бы.

В сложных предложениях, выражающих определительные отношения, наиболее общее значение определительности вносится союзным словом который, например: Бричка, въехавшая во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. В качестве союзного слова, равнозначного слову который, может употребляться относительное местоимение кой, имеющее архаическую окраску, например: Слезы эти отчасти вызваны были пуншем, коего вытянул он три стакана. Союзное слово какой вносит в значение придаточной части дополнительный оттенок уподобления, сравнения: На девственном снегу пустынной лесной дороги вился под ним извилистый, нечеткий след, какой оставляет зверь. Союзное слово чей вносит дополнительный оттенок принадлежности, например: Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.

 Относительное местоимение что, как и который, служит показателем общего определительного значения. Например: А раньше жили в том посеревшем от времени флигеле, что прячется за домом.

Однако наряду с этим оно, как и союзное слово какой, может сообщать придаточной части оттенок уподобления (при наличии указательных слов в главной). Союзное слово что в таком употреблении приобретает разговорную окраску: В уста ее, в очи и в плечи седой чародей целовал и те же ей сладкие речи, что милый о свадьбе, шептал. Местоименные наречия где, куда, откуда, выступающие в роли союзных слов, обычно вносят в определительную придаточную часть пространственный оттенок значения. Например: Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Мария Ивановна должна была выехать, и там проститься с ней в последний раз. Союзные слова где, куда, откуда возможны только при именах существительных, заключающих в себе пространственное значение.

Определительные придаточные с союзным словом когда осложняются оттенком временного значения и допустимы только при именах существительных того же значения, т.е. значения времени: Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет. Значительно реже определительные придаточные присоединяются к главной посредством союзов как, чтобы, придающих предложению разговорную окраску, а также словно, как будто, будто, как если бы, точно. Союз как вносит оттенок временного значения: Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол и дом. Союз чтобы – целевой оттенок: Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать. Союзы словно, будто, как будто, точно вносят в значение придаточной части оттенок сравнения: Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета.

Задание:

  • Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице.
  • На какие вопросы вы получили ответы?

Домашнее задание: поработать с разными источниками информации и найти ответы на вопросы, на которые не смогли найти ответ в статье.

 «Письмо с дырками».

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема «РР. Текст».

Этап Вызов

Учебник:Русский язык. 5 класс. Учебник для  общеобразовательных. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст», предлагаю ребятам восстановить древний пергамент. В котором, к сожалению, некоторая информация оказалось утраченной:

Текст – связанное __________ на определенную _________. В большинстве случаев текст состоит из нескольких _____________, связанных между собой _______ и посвященных одной __________.

Основные признаки текста.

  1. Единство ___________ темы.
  2. Наличие _____________ мысли текста.
  3. Относительная ______________ текста.
  4. Определенный ______________ предложений.
  5. _________________связь предложений в тексте.

 Если у детей минимальный уровень подготовки, то необходимо помочь ребятам, т.е. подготовить слова для справок.

На стадии рефлексии  использую такие  приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер, логические цепочки.

Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии и с речевыми шаблонами, помогающими ребятам выражать свои мысли.

    Основные задачи дискуссии:

-обмен первичной информацией;

-выявление противоречий;

-переосмысление полученных сведений;

-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

Фрагмент урока литературы в 9 классе.

Тема «Виновен ли Печорин в смерти Бэлы?».

Этап:  Вызов.

Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.

Цель дискуссии на стадии рефлексии:   возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию

диалогичности общения, становлению самостоятельности.

Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Печорин в смерти Бэлы?

 Предлагаю записать в тетрадях и положительные, и отрицательные аргументы по предложенному вопросу.

Печорин виновен

Печорин не виновен

Печорин превратил Бэлу в орудие своих эгоистических целей, в лекарство от скуки., она для него игрушка.

С юридической т.зрения он не виноват.

Печорин вырвал девушку из родной среды, лишил дома, отца.

Виновато общество, воспитавшее Печорина.  Молодые люди вынуждены были «состариться в бездействии», они жили в праздности и скуке, без цели.

Печорин ничего не делает для того, чтобы перестать доставлять страдания Бэле, он холоден с ней.

Лермонтов сам не дает однозначного ответа.

Печорин-разрушитель.

Печорин не виноват, что не может полюбить Бэлу.

Рано или поздно Печорин все равно бросил бы девушку.

Бэла сама виновата: она дала понять Печорину свое желание соединить с ним свою судьбу. И Печорин действует не из своего эгоизма, а из желания девушки.

Он разрушил жизнь горцев, по его вине Азамат вынужден бежать, его отец убит, Казбич потерял коня, Бэла лишена возможности вернуться домой.

Печорин виноват, но косвенно.Нельзя забывать о б особенностях нравов горцев, об их горячности и страстности в поступках.

Печорин идет на поводу у своих желаний.

Лермонтов сам судит своего героя.

Печорин эгоистичный индивидуалист. Увидел, приручил, заставил полюбить себя и почти бросил.

История с Бэлой показала ему, что он напрасно искал счастья, он несчастлив с девушкой. А он надеялся, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски.

Дискуссия проводится следующим образом:

высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против».  

 Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и записать его в тетрадь под таблицей.

В зависимости от ответа  учащиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются.

По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений:

«Да, Печорин виновен, потому что…»;

«Нет, Печорин не виновен, потому что…»;

«Я не могу дать однозначного ответа, потому что…».

Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.  

Проверить уровень усвоения любой информации, логичность ее расположения помогает прием «Логические цепочки».

На уроках развития речи при подготовке к сочинению или изложению обязательно составляется план. Я предлагаю ребятам план, пункты которого намеренно меняю и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет еще раз повторить основные сведения, но  и учит ребят быть последовательными.

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема «Фонетический разбор слова».

  Этап Вызов

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для  общеобразовательных. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

План фонетического разбора.

  1. Записать слово буквами и указать их количество
  2. Затранскрибировать слово.
  3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.
  4. Произнося слово в вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, с какой цель мы проводили эту работу?

Творческая форма рефлексии – Синквейн.

Фрагмент урока русского языка в 8 классе.

Учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014 г.,

Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В. Виноградову,

Учащиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:

Виктор Владимирович Виноградов.

Образованный. Осведомленный.

Исследовал, создавал, редактировал.

Знаток и любитель русской словесности.

Ученый.

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема «Синонимы».

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для  общеобразовательных. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с синонимами в 5 классе. предложила ребятам эту формулу работы – получилось следующее:

Синоним.

Разные, но близкие.

Обогащают, заменяют, помогают.

Позволяют избежать повторов в речи.

Слова-заменители.

«Ромашка Блума»

Фрагмент урока русского языка в 7 классе.

Тема «Закрепление и обобщение по теме «Причастие»»

Этап- рефлексия                                                        

Учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016. 

 «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  • простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
  • творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
  • оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
  • практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).

Стратегия «Концептуальная таблица».

Прием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.

Предлагаю учащимся 5 класса сравнить самостоятельные части речи

                                                Части речи

Части речи.

Вопросы

Имя существите льное

Имя прилагательное

Глагол

1. Общее значение

2. Морфологические признаки

3.Синтаксическая роль

В зависимости от уровня класса можно давать дифференцированные задания по составлению таблицы. Такая таблица может быть составлена как учениками 5 класса, так и учащимися 10 класса (в 5 класса можно взять меньше линий сравнения).

Использование стратегии «Концептуальная таблица» на уроке литературы в 6 классе.

Жилин и Костылин: разные судьбы

Образы.

Вопросы

Жилин

Костылин

1. Значение фамилии героев

2. Разница в характерах в сцене нападения татар

3. Различие в сцене торга

4. Поведение в плену

5. Лучшие качества Жилина и худшие качества Костылина в сцене первого побега

6. Человек сам отвечает за свою судьбу

Прием «Тематический алфавит» помогает при систематизации знаний.

Готовясь к ЕГЭ  (задание 24) необходимо повторить изобразительно-выразительные средства русского языка. Данное задание является одним из самых сложных: необходимо не только знать термины, обозначающие средства выразительности, и суть самих средств, но и уметь работать с ними в тексте.

Задание: заполните таблицу по теме «Средства художественной выразительности»

А

Б

В

Г

аллитерация

аллюзия

анафора

восклицание

гипербола

градация

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

инверсия

ирония

контекстные синонимы

антонимы

литота

метафора

метонимия

Н

О

оксюморон

олицетворение

П

парцелляция

перифраз

повтор

Р

риторический вопрос

С

сравнение

синтаксический параллелизм

Т

У

умолчание

Ф

фразеологизм

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

эпитет

эпифора

Ю

Я

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы ученику урок был и в радость, и приносил пользу. И, может быть, на моих уроках, как говори Цицерон, «зажгутся глаза слушающего и глаза говорящего».

Уроки русского языка и литературы представляют огромные возможности для использования технологии критического мышления;

  • во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма.
  • во-вторых, на уроках мы работаем с текстами, и технология критического мышления предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстами, позволяющие развивать мыслительные операции.
  • в-третьих, тексты классической литературы заставляют думать, спорить, высказывать свою точку зрения.
  • в-четвертых, главная цель любого урока – воспитание личности, умеющей думать, анализировать прочитанное, самостоятельно анализировать факты, имеющей свой взгляд на мир.

Приложение 2.

Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе»

Цель:

  • диагностировать уровень развития учебно-познавательной компетенции;
  • владения основными УУД (регулятивными, коммуникативными, познавательными, личностными)
  1. Определите, в каком ряду слова расположены  не в том порядке, как они должны идти в словаре. Запишите этот ряд, расположив в нем слова в правильном алфавитном порядке.
  1. наличие, наличность, наличный.
  2. Торопить, торопливый, торопыга.
  3. Стандартный, стандартизировать, стандарт.
  4. Преобразование, преобразователь, преобразовать.

Ответ: ___________________________________________

  1. Маша получила задание – выписать из приведенного ниже предложения все словосочетания. Вот ее ответ.

Исходное предложение.

Словосочетания, которые Маша выписала из этого предложения.

Изредка снег срывался с ветвей и медленно падал на холодную землю.

  1. изредка срывался
  2. срывался с ветвей
  3. снег срывался
  4. медленно падал
  5. холодную землю

При выполнении задания Маша топилась и допустила ошибку. Запишите цифру, под которой идет сочетание слов, которое словосочетанием не является.

Ответ___________________________________________________

Маша забыла выписать еще одно словосочетание из этого предложения. Определите, какое словосочетание Маша забыла выписать. Запишите его.

Ответ: _______________________________________________

  1. Укажите номера слов, которые неверно занесены в таблицу.

На конце приставки пишется буква З

На конце приставки пишется буква С

1) бе..вкусный

4) бе..шумно

2) ра..щедриться

5) …жать

3) полу..гнивший

6) бе..крайний

  1. Определите, какая буква пишется в окончании приведенных ниже глаголов. Установите соответствие и заполните таблицу.

ГЛАГОЛ                                    ГЛАСНАЯ  БУКВА В ОКОНЧАНИИ

А) задерж..шься                        1) -Е

Б) закле..м                                  2) –И

В) ла..т

Г) притащ..шь

Д) постел..шь

Е) потерп..шь

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Найдите ошибки, допущенные в анализе приведенного предложения.

Городскую площадь некрасиво пересекает трамвайная линия.

  1. По интонации это предложение является невосклицательным.
  2. Грамматическая основа предложения – площадь пересекает.
  3. Это распространенное предложение.
  4. В этом предложении слово некрасиво является определением.

Критерии оценивания:

Задание 1 – 1 балл

Задание 2 – 2 балла – правильно выписана цифра. Под которой идет сочетание слов, не являющееся словосочетанием, и правильно выписано словосочетание.

                     1 балл – правильно указана цифра, но неправильно выписано словосочетание

                     ИЛИ правильно выписано словосочетание, но неправильно указана цифра.

                 0 – любой другой вариант.

Задание 3 – 1 балл

Задание 4 – 1 балл

Задание 5 – 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...

Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)

Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».Тип урока:   Урок внеклассного чтения...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...

Мастер — класс. Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках литературы

представлен конспект мастер- класса на методическом объединении учителей гуманитарного цикла...