Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».
Тип урока: Урок внеклассного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isoved_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)
Учитель русского языка и литературы: Ларина Марина Германовна Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь». Тип урока: Урок внеклассного чтения УМК: Учащиеся в классе-комплекте занимаются по УМК В.Я Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой. Цель урока: Познакомить учащихся с новеллой Мопассана «Исповедь», показать мастерство писателя в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности. Задачи обучения: 1) образовательные: познакомить учащихся с приемами Мопассана в создании сюжета и выборе языковых средств; обеспечить в ходе урока повторение следующих понятий: олицетворение, эпитет, метафора; 2) развивающие: развивать интерес к литературе, слову писателя; развивать творческие способности учащихся, их речь и художественное воображение, умение слушать собеседника; 3) воспитательные: создать условия для формирования эстетического чувства; воспитывать культуру поведения учащихся, формировать интерес к литературе. | ||||
Вызов | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы | Результаты (УУД) | |
Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Ставится цель работы. | Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенное задание. | Приём «Ассоциативный ряд» | Личностные: понимание учебной цели и задачи. Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать письменные высказывания. | |
Осмысление | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы | Результаты (УУД) | |
Организует деятельность учащихся. Способствует активности работы. Служит источником информации. Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. | Осуществляет контакт с новой информацией. Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом. Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы Отслеживают процесс знакомства с новой информацией. Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного | Выделение художественных средств языка с помощью подчеркивания. Поиск ответов на поставленные вопрос. Чтение текста с остановками. Прием «Корзина идей». Прогнозирование текста по ключевым словам. | Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;. умение вносить коррективы к ходе работы; умение прогнозировать результат; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; синтез — составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
Рефлексия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы | Результаты (УУД) | |
Организует рефлексивную деятельность учащихся; Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями; Организует обсуждение, задает вопросы. Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля. Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. | Обмениваются мнениями;
Отвечают на вопросы; Систематизируют новую информацию; Высказывают оценочные суждения; Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; Ставят новые цели. | Синквейн; Диамант; Возвращение к ключевым словам; Ответы на вопросы; Прогнозирование; Сочинение-миниатюра | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно - этическая ориентация; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Ход урока:
1.Стадия вызова.
Прием «Ассоциативный ряд»
Запишите, пожалуйста, слово исповедь. Ваш ассоциативный ряд, связанный с этим словом. Запишите его.
Обмен впечатлениями.
Слушая своих товарищей, вы можете дописывать те слова, которые сочтете «своими».
Примерная работа:
Исповедь-признание своих грехов, последний поступок, последний честный поступок. Скрывать ничего нельзя. Да и зачем? Это твои последние слова в этом мире. Последние честные слова близким людям и Богу.
Сегодня вашему вниманию я предлагаю новеллу «Исповедь» Ги де Мопассана, известного французского писателя (1850-1893)
-Вам знаком этот художник слова?
Цель нашего урока: познакомиться с произведением Мопассана «Исповедь».
-Мы будем читать его новеллу по частям, « с остановками», побываем в мастерской художника слова, будем наблюдать за изобразительно-выразительными средствами писателя, разгадывать авторский замысел. Нам предстоит сегодня узнать: к каким писателям относится Мопассан - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать читателя, удивить его неожиданным поворотом сюжета.
2.Стадия осмысления.
Чтение 1 предложения.
Маргарита де Терель умирала.
-Какое настроение создаёт писатель первым предложение рассказа?
Не будет ли меняться наше настроение дальше?
Чтение 1 части рассказа. Текст раздается детям.
....Ей было пятьдесят шесть лет, но на вид не менее семидесяти пяти. Она задыхалась, лицо ее, белое, как простыня, судорожно дергалось, все тело мучительно дрожало, а глаза дико блуждали, словно ей чудилось что-то страшное.
Её сестра Сюзанна, старше ее на шесть лет, рыдала, стоя на коленях около кровати. На маленьком, покрытом салфеткой столике у ложа умирающей, стояли две зажженные свечи, так как должен был прийти для соборования и причастия.
В спальне был зловещий беспорядок безвозвратно прощания, как во всякой комнате, где лежит умирающий. На столах и полках - пузырьки из-под лекарств, во всех углах - полотенца, отброшенные второпях ногой или половой щеткой. Стулья и кресла, расставленные как попало, словно разбежались от испуга во все стороны. Смерть притаилась где-то здесь и выжидала.
-Изменилось ли наше настроение? Какие детали (слова, образы) не меняют нашего печального, грустного настроения? Подчеркните их карандашом.
Учащиеся обращают внимание на портрет умирающей, интерьер. Называют олицетворения: лицо дёргалось, тело дрожало, глаза блуждали, кресла...разбежались от испуга во все стороны), сравнение лица с белой простынёй),) метафору(зловещий беспорядок безвозвратного прощания) и заключи-тельное предложение (Смерть притаилась где-то здесь и выжидала)
-С какой целью употребляет писатель эту языковые средства?
Все языковые средства, выбранные автором, готовят нас к трагическому финалу.
Чтение 2 части рассказа(1 предложения)
История двух сестёр была трогательна. Её рассказывали по всей округе, и не раз она вызывала у слушателей слёзы.
-Интересно, какова же история двух сестёр? Её с интересом рассказывают друг другу. Эта история вызывает слёзы. Предлагаю пофантазировать.
Приём «Корзина идей»
Ваши прогнозы поместим в «Корзину идей». Потом определим: кто из нас в своей воображаемой истории был ближе к автору?
Читаем 2 часть.
Старшая, Сюзанна, когда-то любила одного молодого человекам он тоже любил ее. Они были обручены, день свадьбы был уже назначен, но вдруг Анри де Сампьер скоропостижно скончался.
Девушка была в ужасном отчаянии и поклялась никогда не выходить замуж. Она сдержала слово. Надев вдовье платье, она так и не сняла его.
И вот однажды утром ее сестра, ее младшая сестра Маргарита, которой было только 12 лет, бросилась к ней в объятья и сказала:
-Сестрица, я не хочу, чтобы ты была несчастной. Не хочу, чтобы проплакала всю жизнь. Никогда, никогда, никогда я не покину тебя! Я тоже никогда не выйду замуж. Я останусь с тобой навсегда, навсегда, навсегда.
Сюзанна, растроганная этой детской преданностью, поцеловала сестру, но не поверила ей.
Однако младшая тоже сдержала слово и, несмотря на увещеванье родителей, несмотря на мольбы старшей, так и не вышла замуж. Она была хороша собой, но она всем отказывала, она не покинула сестры.
-Кто из нас был ближе к автору в своих прогнозах?
-Как вы расцениваете поступок младшей сестры? Как относится к поступку сестры старшая Сюзанна?
Отмечаем авторские слова: растроганная детской преданностью.
Продолжим чтение новеллы.
Чтение 3 части.
Они прожили вместе всю жизнь, никогда не расставаясь. Но младшая Маргарита всегда казалась печальной, удрученной, более суровой, чем старшая сестра, словно великая жертва, надломила ее силы. Она быстрее состарилась, поседела в тридцать лет и часто хворала, как будто ее снедал какой-то тайный недуг.
Теперь она умирала первой.
Уже сутки она не говорила ни слова. Только на рассвете она сказала:
-Пошлите за священником, пора.
Аббат Симон подошел, взял ее за руку, поцеловал в лоб и ласково сказал:
-Господь простит вас, дитя мое. Будьте мужественны; час настал, говорите.
Умирающая пробормотала.
-Сестрица, садись и слушай...
-Мы у постели умирающей Маргариты. Она мучается, снедаемая тайным недугом. Скоро мы узнаем её тайну.
И вновь предлагаю: прогнозируем, угадываем сюжетный поворот.
Приём «Прогноз по цепочке ключевых слов»
Вам в помощь предлагаю цепочку «ключевых слов». На них держится исповедь умирающей, ее тайна, которую она решается открыть лишь в последние минуты своей жизни.
Красота, горе, ревность, бешенство, ненависть, болезнь.
Работы ребят зачитываются.
-Кто из нас угадал замысел автора?
Чтение 4 части.
Сюзанна, вздрогнув, посмотрела на сестру. Маргарита продолжала:
-Выслушай меня, и ты все поймешь. Мне было тогда двенадцать лет, ты помнишь, не правда ли? Я была избалована, делала все, что вздумается!.. Ты помнишь, как меня баловали?.. Слушай же...Когда он в первый раз приехал к нам, на нем были лакированные сапоги, сошел с лошади у крыльца, извинился за свой костюм и сказал, что приехал сообщить папе какую-то новость. Ты помнишь все это, да?.. Молчи...Слушай...Увидев его, я так была поражена его красотой, что остолбенела и простояла в уголке гостиной все время, пока он разговаривал с папой. Дети - совсем особенные, ужасные существа... О, как я мечтала о нем!
Потом стали говорить, что он женится на тебе... О, сестрица, какое это было для меня горе...какое горе, какое горе!
Я ревновала, о, как я ревновала!.. Приближался день твоей свадьбы. Я совершенно обезумела. Я говорила себе:
-Он не женится на Сюзанне, нет, я не хочу этого.. Я никого не полюблю в жизни так сильно, как его...
Но однажды вечером, за десять дней до свадьбы, ты гуляла с ним перед замком при свете луны... и там... под елью... под большой елью... он обхватил тебя обеими руками и поцеловал долгим-долгим поцелуем... Ты помнишь это, не правда ли? Это был, вероятно, ваш первый поцелуй... Да... Ты была такая бледная, когда вернулась в гостиную!
Я видела вас, я была в саду, в кустарнике. Я пришла в бешенство. Я убила бы вас, если бы могла!
И вдруг он стал мне глубоко ненавистен.
Тогда, знаешь, что я сделала?.. Слушай... Я видела, как наш садовник приготовлял колобки, чтобы травить бродячих собак. Он камнем разбивал бутылку в порошок и толченое стекло клал в мясной шарик.
Я взяла у мамы аптекарский пузырек, раскрошила его молотком и спрятала в пирожные ..он съел три штуки...и я тоже съела одно...Шесть остальных я бросила в пруд... Два лебедя умерли через три дня... Помнишь? Только я одна не умерла... Но осталась больной навсегда.
-Вся жизнь, вся моя жизнь... какая это была мука! Я сказала себе: «Я больше не покину сестру и перед смертью все скажу ей».
Я умираю... прости же меня! Прости… Я не могу умереть без этого.
Она умолкла...
-Кто смог предугадать замысел автора?
Завершаем чтение рассказа, кроме последнего предложения.
Сюзанна закрыла лицо руками и не шевелилась. Она думала о нем, о том, кого могла бы любить так долго! Какую хорошую жизнь могли бы они прожить. Она снова видела его, видела в исчезнувшем прошлому далёком, навсегда угаснувшем прошлом. А этот поцелуй, его единственный поцелуй , она сохранила его в душе. И после него - ничего, ничего за всю жизнь!..
Вдруг священник выпрямился и громко крикнул дрожащим голосом:
-Мадмуазель Сюзанна, ваша сестра умирает! Тогда Сюзанна ...
-Договорите последнее предложение рассказа.
Дочитываем текст.
Тогда Сюзанна отвела руки от залитого слезами лица, бросилась к сестре и шепнула:
-Прощаю тебя, детка, прощаю...
3.Стадия рефлексии.
-Ожидали вы такой финал? Объясните ваше мнение.
-Сопоставьте ваши прогнозы с сюжетом Мопассана. Ваши мнение по поводу совпадения(несовпадения)новеллы?
-Понравилась ли вам новелла? Чем?
Предлагаем учащимся познакомиться c новеллой Мопассана «Ожерелье».
Последнее задание (по выбору):
1.Сочинение-миниатюра на темы: «Две сестры», «Что я думаю о Маргарите де Терель», «Дети - совсем особенные, ужасные существа...»
2.Синквейны (Маргарита, Сюзанна)
З. Диамант (Маргарита - Сюзанна).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) – это не только технология, это международный проект, поддержанный Международной читательской организацией «IRA» и институтом ...
Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.
Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской областиАлексеевой Натальи Владимировны...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)
в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...