Методический семинар для участия в конкурсе "Учитель года - 2017"
методическая разработка на тему
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности. Работая учителем биологии, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Именно об этой технологии применяемой в своей практике мне бы хотелось поразмышлять
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_dlya_uchastiya_v_konkurse_uchitel_goda.docx | 25.1 КБ |
esli_uchitel_imeet_tolko_lyubov_k_delu.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар для участия в конкурсе «Учитель года – 2017»
«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках биологии с применением технологии развития критического мышления»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.
Работая учителем биологии, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Мотивация к изучению предмета биологии снижается. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией. Однако простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. Проблема развития мотивации к изучению биологии в моей педагогической практике подтолкнула меня, как педагога к поиску технологий, которые позволили бы мне не только заинтересовать учащихся предметом биологии, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии – в этом я вижу свою цель.
Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.
Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:
- внедрение ФГОС;
- курсовая подготовка;
- изучение опыта коллег;
- изучение литературы по теме;
- мониторинг собственного опыта.
Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы.
Изучая опыт коллег, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления, как средства для формирования познавательной деятельности обучающихся в учебно - воспитательном процессе.
Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся.
Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.
Поиск эффективных способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления.
Основным достоинством технологии развития критического мышления является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:
- вызов;
- осмысление;
- рефлексия.
Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.
Задачи фазы вызова - пробуждение интереса к предмету.
Задачи фазы реализации осмысления – понятие смысла, основы материала во времени работы над ним.
Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.
Цель и задачи данного методического семинара.
Цель: обобщение педагогического опыта, использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии для формирования познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
- Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
- Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
- Показать результативность использования, приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятельности обучающихся.
Хочу заметить, что мой педагогический опыт разрабатывался в русле требований ФГОС ООО по формированию познавательных УУД.
Для активизации познавательной деятельности учеников использую приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах урока.
«Классификация». Перед классом демонстрируются некоторые предметы, обучающимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот приём способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение.
«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.
«Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
«Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
«Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)»
Наиболее продуктивной на уроках биологии считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.
Анализируя результаты своей работы, считаю, что на уроках биологии очень актуально применение технология развития критического мышления. Приёмы ТРКМ позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают познавательную активность, повышают уровень самоорганизации обучающихся. В дальнейшем планирую провести исследования уровня учебной деятельности, мотивации, уровня мыслительной деятельности обучающихся с 8 класса по 11 класс. После полученных результатов надеюсь увидеть положительную динамику по всем результатам.
Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников : креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методический семинар « Формирование познавательной учебной деятельности на уроках биологии с применением технологии развития критического мышления»
Условия возникновения и становления педагогического опыта Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. В процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно: различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям; поиск возможностей реализации потребности интересов обучающихся посредством применения многообразия информационных технологий. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит , Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Технология развития критического мышления позволяет: организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повышать уровень самоорганизации обучающихся; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.
Актуальность выбранной темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы
Портрет выпускника школы
Обоснование проблемы
Основная идея технологии развития критического мышления создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа ТРКМ – трехфазная структура урока
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)
сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих направляет усилия учеников в определенное русло Роль учителя в ТРКМ:
сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся Формы и средства развития КМ
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Цель и задачи методического семинара Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках информатики для формирования познавательной деятетельности обучающихся . Задачи: Расрыть сущность технологии развития критического мышления. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятетельности обучающихся.
Приёмы, применяемые на различных этапах урока
Примеры заданий Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Одноклеточные организмы» можно предложить обучающимся высказать, как они думают каких организмов можно отнести к данной категории, привести примеры. На уроке изучения «Органы пищеварительной системы» предложить предположить, что такое пищеварение, и какие органы в этом процессе участвуют. Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках. Знаю Узнал новое Хочу знать подробнее Одна клетка выполняет все функции характерные для живого В многоклеточных происходит дифференцировка функций по отдельным видам тканей Какие виды тканей бывают и что они образуют
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным ) Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными ) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы . СИНКВЕЙН
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…? » Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Прием «перекрестная дискуссия» Я готова применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДА НЕТ
Критическое мышление Размышляйте над этим... Только критически
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)
Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...
Методический семинар "Опыт работы" конкурс "Учитель года Дона - 2016"
Перезентация на тему методический семинар "Опыт работы"...
Конкурсное задание "Методический семинар" муниципальный этап конкурса "Учитель года -2016"
конкурсное задание...
Конкурсное задание "Методический семинар" на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" 31.01.2018г.
Опыт работы на тему: «Приобщение учащихся к спорту» Пояснительная записка и презентация....
Методический семинар на муниципальном этапе "Учитель года - 2019"
laquo;Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку» Цель: создание условий для повышения ...
Методический семинар в рамках конкурса "Учитель года- 2019"
Методический семинар в рамках конкурса "Учитель года- 2019"...
Приказ об участии в школьном методическом семинаре в 2021-2022 учебном году
приказ об участии в метод семинаре в 2021-2022 учебном году...