Роль педагогического сопровождения в реализации индивидуального образования школьников.
учебно-методический материал на тему
Если я как педагог хочу получить какой – то результат, то я должен заниматься проектированием, организацией совместных действий педагога и ребенка.
Симон Львович Соловейчик (педагог)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология преподавания XXI века | 413.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагогического сопровождения в реализации индивидуального образования школьников.
Если я как педагог хочу получить какой – то результат, то я должен заниматься проектированием, организацией совместных действий педагога и ребенка.
Симон Львович Соловейчик (педагог)
Содержание образования XXI века определяется важнейшей функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX века.
Известный физик Лео Сцилард предложил простой способ определить её: изобразил все знания человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, постоянно возрастает. И ответственность за решение новых задач также возрастает, так как современная действительность, развивающаяся инновационная экономика все чаще сталкивают нас со сложными многофакторными задачами, которые шире любой конкретной специальности.
Может быть, это – подсказка учителю, как действовать в данных условиях?
Мы не можем всех сделать гениями:
- Но можем вооружить многих методами решения сложных задач.
- Подготовить школьников к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше, - вторая основная функция современного образования.
Актуализация вопроса о подготовке человека к современным реалиям жизни актуализировала и проблему педагогического сопровождения данной личности, максимально вариативное удовлетворение её индивидуальных потребностей.
Главная наша цель:
- Формирование целостной системы психолого – педагогического сопровождения обучаемых, в ходе которой создаются для них ситуации множественности выбора, как условия разработки индивидуальных образовательных маршрутов и раскрытия, в полной мере, способностей каждого.
Данная стратегическая цель реализуется через следующий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, которые обеспечивают формирование гибкой системы партнерских отношений с обучаемыми:
- Развитие мотивации обучаемых через насыщение образовательной среды различными видами образовательной деятельности, формами общения.
- Внедрение в образовательный процесс различных форм дифференциации и индивидуализации, отработка, таким образом, технологии уровневой и профильной дифференциации.
- Создание индивидуальной образовательной стратегии ученика, соответствующей его индивидуальному психологическому адресу, с выводом его на рефлексивную позицию разных форм знаний и методов работы с ними.
- Гуманизация и гуманитаризация дидактических принципов с их более глубоким психолого – педагогическим осмыслением.
- Обеспечение целостного видения природы школьника, расширение его адаптивных возможностей, формирование целостного мировоззрения на основе мета предметной интеграции.
Технология преподавания, при помощи которой мы осуществим личностно ориентированный подход к ученику.
1. Участие в инновационной деятельности
Практика показывает, что обучение всех одинаково лишает возможности раскрыть школьникам свою индивидуальность, уникальность, неповторимость, творческие способности, ведь по исследованиям психологов показатели между крайними уровнями усвоения знаний 1 : 15.
2. Уровневая дифференциация
Уровневая дифференциация, обеспечивающая углубленное изучение содержания учебного предмета школьникам с высоким уровнем интеллектуального развития и успешность в овладении содержанием ядра программного материала учащимися с низким уровнем интеллекта. В рамках уровневой дифференциации отрабатываются технологии учебного самоуправления и самоорганизации, через которые на старшей ступени общего образования организуется профильное обучение, связанное с различием в содержании учебного предмета.
3. Учебное самоуправление
Учебное самоуправление является важнейшим фактором индивидуализации, социализации и воспитания личности ребёнка, так как способствует постоянному насыщению социальных позиций - Я через различные социальные роли.
4. Технологии различных видов уроков, помогающие ученику в нахождении личностного смысла в осуществляемой учебной деятельности:
- Коктейль - группового изучения нового материала.
- Урок на основе методики критического мышления.
- Урок - разгадка тайны (наскальные рисунки пещеры Ляско, тайна завещания Петра I, тайна смерти Александра I).
- Лабораторная работа.
- Путешествие («Путешествие в Россию времён Алексея Михайловича»).
- Конференция.
- Проблемный урок:
а) «Кто виноват в развязывании «холодной войны?»
- Историко – сравнительные характеристики («Идеология реформаторских курсов Б. Ельцина и В. Путина»)
- Уроки соревновательного плана: «Поле чудес», «Брейн-ринг».
- Защита творческих работ и образовательных отчётов (кинофильмов, компьютерных презентаций, коллажей, дайджестов и др.)
Индивидуальное обучение учащихся углубляется путём интеграции его основных и дополнительных форм, через отработку концепции непрерывного образования и самообразования по следующим направлениям:
- интеграция урочной и внеурочной деятельности детей;
- организация социального партнерства в сфере творческого развития учащихся.
5. Проектное обучение
Работа во внеурочном формате осуществляется на основе технологии проектного обучения.
Таким образом, через интеграцию основных и дополнительных форм образования можно осуществить системное педагогическое сопровождение процесса непрерывного включения учеников в социально – значимую деятельность, создавая тем самым поле индивидуальных возможностей для реализации продуктивного практического опыта, социальных практик учащихся.
Сегодня повышается роль неформальных форм образования. Показательным проявлением неформального индивидуального образования привлечение учащихся к анализу сильных и слабых сторон апробируемого учебника, к нахождению ошибок, высказыванию замечаний и предложений по их доработке.
Современный учитель не является сегодня монополистом в трансляции знаний и опыта. Сегодня он – тьютор, сопровождающий процесс добывания и приращивания (усвоения) знаний. Управляет процессом внедрения системы через использование возможностей дистанционного, заочного обучения и консультирования одарённых детей.
Личностно ориентированный подход играет существенную роль в развитии личности каждого школьника в логике современного образования и гражданского общества, так как обеспечивает формирование современного молодого человека как минимум:
- человеком деятельным, так как бездеятельный не имеет будущего;
- человеком, имеющим систему знаний, ибо «пустая голова» не мыслит;
- человеком мыслящим, так как бездумный опаснее врага;
- человеком нравственным, ибо общество заинтересовано в гражданине, знающем и понимающем, в чём именно заключается национальный интерес страны и её граждан в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме: "Роль краеведения в процессе воспитания и образования школьников"
В презентации показана роль краеведческого материала в процессе образования и воспитания учащихся. Возможности использования краеведения на уроках истории, географии, в научно - исследовательской деят...
Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)
В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...
Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов
В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10) Обучение двигательным действиям необходимо в любой...
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования...
Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников
Статья на тему Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников...
КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема качества образования школьников в нашей стране стоит достаточно остро. Качество образования школьников и образовательные достижения ученика в большой степени зависят от профессионального маст...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микро социальная среда, которая не...