Роль педагогического сопровождения в реализации индивидуального образования школьников.
учебно-методический материал на тему

Если я как педагог хочу получить какой – то результат, то я должен заниматься проектированием, организацией совместных действий педагога и ребенка.

Симон Львович Соловейчик (педагог)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология преподавания XXI века413.43 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагогического сопровождения в реализации индивидуального образования школьников.

Если я как педагог хочу получить какой – то результат, то я должен заниматься проектированием, организацией совместных действий педагога и ребенка.

Симон Львович Соловейчик (педагог)

Содержание образования XXI века определяется важнейшей функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX века.

Известный физик Лео Сцилард предложил простой способ определить её: изобразил все знания человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, постоянно возрастает. И ответственность за решение новых задач также возрастает, так как современная действительность, развивающаяся инновационная экономика все чаще сталкивают нас со сложными многофакторными задачами, которые шире любой конкретной специальности.

Может быть, это – подсказка учителю, как действовать в данных условиях?

Мы не можем всех сделать гениями:

  • Но можем вооружить многих методами решения сложных задач.
  • Подготовить школьников к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше, - вторая основная функция современного образования.

Актуализация вопроса о подготовке человека к современным реалиям жизни актуализировала и проблему педагогического сопровождения данной личности, максимально вариативное удовлетворение её индивидуальных потребностей.

Главная наша цель:

  • Формирование целостной системы психолого – педагогического сопровождения обучаемых, в ходе которой создаются для них ситуации множественности выбора, как условия разработки индивидуальных образовательных маршрутов и раскрытия, в полной мере, способностей каждого.

Данная стратегическая цель реализуется через следующий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, которые обеспечивают формирование гибкой системы партнерских отношений с обучаемыми:

  1. Развитие мотивации обучаемых через насыщение образовательной среды различными видами образовательной деятельности, формами общения.
  2. Внедрение в образовательный процесс различных форм дифференциации и индивидуализации, отработка, таким образом, технологии уровневой и профильной дифференциации.
  3. Создание индивидуальной образовательной стратегии ученика, соответствующей его индивидуальному психологическому адресу, с выводом его на рефлексивную позицию разных форм знаний и методов работы с ними.
  4. Гуманизация и гуманитаризация дидактических принципов с их более глубоким психолого – педагогическим осмыслением.
  5. Обеспечение целостного видения природы школьника, расширение его адаптивных возможностей, формирование целостного мировоззрения на основе мета предметной интеграции.

Технология преподавания, при помощи которой мы осуществим личностно ориентированный подход к ученику.

1. Участие в инновационной деятельности

Практика показывает, что обучение всех одинаково лишает возможности раскрыть школьникам свою индивидуальность, уникальность, неповторимость, творческие способности, ведь по исследованиям психологов показатели между крайними уровнями усвоения знаний 1 : 15.

 2.  Уровневая дифференциация

Уровневая дифференциация, обеспечивающая углубленное изучение содержания учебного предмета школьникам с высоким уровнем интеллектуального развития и успешность в овладении содержанием ядра программного материала учащимися с низким уровнем интеллекта. В рамках уровневой дифференциации отрабатываются технологии учебного самоуправления и самоорганизации, через которые на старшей ступени общего образования организуется профильное обучение, связанное с различием в содержании учебного предмета.

3. Учебное самоуправление

Учебное самоуправление является важнейшим фактором индивидуализации, социализации и воспитания личности ребёнка, так как способствует постоянному насыщению социальных позиций - Я через различные социальные роли.

4. Технологии  различных видов уроков, помогающие ученику в нахождении личностного смысла в осуществляемой учебной деятельности:

  1. Коктейль - группового изучения нового материала.
  2. Урок на основе методики критического мышления.
  3. Урок - разгадка тайны (наскальные рисунки пещеры Ляско, тайна завещания Петра I, тайна смерти Александра I).
  4. Лабораторная работа.
  5. Путешествие («Путешествие в Россию времён Алексея Михайловича»).
  6. Конференция.
  7. Проблемный урок:

а) «Кто виноват в развязывании «холодной войны?»

  1. Историко – сравнительные характеристики («Идеология реформаторских курсов Б. Ельцина и В. Путина»)
  2. Уроки соревновательного плана: «Поле чудес», «Брейн-ринг».
  3. Защита творческих работ и образовательных отчётов (кинофильмов, компьютерных презентаций, коллажей, дайджестов и др.)

Индивидуальное обучение учащихся углубляется путём интеграции его основных и дополнительных форм, через отработку концепции непрерывного образования и самообразования по следующим направлениям:

  • интеграция урочной и внеурочной деятельности детей;
  • организация социального партнерства в сфере творческого развития учащихся.

5. Проектное обучение

Работа во внеурочном формате осуществляется на основе технологии проектного обучения.

Таким образом, через интеграцию основных и дополнительных форм образования можно осуществить системное педагогическое сопровождение процесса непрерывного включения учеников в социально – значимую деятельность, создавая тем самым поле индивидуальных возможностей для реализации продуктивного практического опыта, социальных практик учащихся.

Сегодня повышается роль неформальных форм образования. Показательным проявлением неформального индивидуального образования привлечение учащихся к анализу сильных и слабых сторон апробируемого учебника, к нахождению ошибок, высказыванию замечаний и предложений по их доработке.

Современный учитель не является сегодня монополистом в трансляции знаний и опыта. Сегодня он – тьютор, сопровождающий процесс добывания и приращивания  (усвоения) знаний. Управляет процессом внедрения системы через использование возможностей дистанционного, заочного обучения и консультирования одарённых детей.

Личностно ориентированный подход играет существенную роль в развитии личности каждого школьника в логике современного образования и гражданского общества, так как обеспечивает формирование современного молодого человека как минимум:

  • человеком деятельным, так как бездеятельный не имеет будущего;
  • человеком, имеющим систему знаний, ибо «пустая голова» не мыслит;
  • человеком мыслящим, так как бездумный опаснее врага;
  • человеком нравственным, ибо общество заинтересовано в гражданине, знающем и понимающем, в чём именно заключается национальный интерес страны и её граждан в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: "Роль краеведения в процессе воспитания и образования школьников"

В презентации показана роль краеведческого материала в процессе образования и воспитания учащихся. Возможности использования краеведения на уроках истории, географии, в научно - исследовательской деят...

Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)

В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...

Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов

В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10)     Обучение двигательным действиям необходимо в любой...

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования...

Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников

Статья на тему Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников...

КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема качества образования школьников в нашей стране стоит достаточно остро. Качество образования школьников и образовательные достижения ученика в большой степени зависят от профессионального маст...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.    Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микро социальная среда, которая не...