Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников
статья по физике (5 класс) на тему
Статья на тему Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rannego_izucheniya_fiziki_v_estestvennonauchnom_obrazovanii_shkolnikov.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников
Учитель физики
МАОУ «СОШ № 27
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Карбовская Анна Александровна
Почему данная тема сейчас актуальна? Первая причина обусловлена переходом школы на профильное обучение. Чтобы открыть в старшей школе класс, в котором физика будет изучаться на профильном уровне, необходимо, чтобы, во-первых, учащиеся выбрали этот профиль и, во-вторых, могли освоить предмет на выбранном уровне. Часто оказывается, что после традиционного изучения физики в основной школе ученики, выбирающие этот профиль, не могут его освоить на базе имеющихся знаний.
Обращение к опыту многолетних наблюдений за детским развитием позволило выделить период от 11-12 лет, в котором отмечаются повышенная любознательность детей, их неподдельный, живой интерес к явлениям природы, попытки экспериментировать. Начальная школа стала четырехлетней, и нынешние пятиклассники стали старше бывших пятиклассников на один год. Следовательно, и начало изучения физики, которое приходится по-прежнему на 7 класс, по возрасту будет соответствовать возрасту бывших восьмиклассников. Значит, изучать «мир вещей и явлений» мы будем принуждать учеников, которые уже переходят к другому сенситивному периоду и переживают критический период. То есть мы, физики, боремся с природой! Нужно ли это? Правильно ли это?
Имеет смысл начинать изучение физики уже с 5-го класса. Например, если в 5-ом классе объяснить молекулярное строение вещества, агрегатные переходы, что, как показывает многолетняя педагогическая практика, вполне возможно, то затем, логически, можно говорить и о водяном паре в воздухе, и об атмосферных осадках, и о гидросфере Земли, так как все эти явления являются частными случаями агрегатных переходов, но, традиционно, изучаются в географии 6-го класса.
Таким образом, пропедевтический курс, основанный на физическом материале, обладает рядом преимуществ перед другими с точки зрения приобщения (и возвращения!) ребенка в мир физической реальности.
А.Е.Гуревич одним из первых поставил вопрос о необходимости изучение физики на ранней стадии обучение в школе. Стержнем его концепции являются усиленное внимание к развитию мышлению обучающихся, формирование и развитие у них умений видеть проявление законов физики в окружающем мире. Решение этих задач реализуется через выполнение большого количества экспериментальных заданий, наблюдений, качественных задач.
Следовательно, главным источником информации выступает натурный эксперимент. Количество лабораторных работ таково, что на каждом втором уроке учащиеся выполняют самостоятельные исследования. При этом использование экспериментальной деятельности в программе является последовательным и систематическим.
Уроки в данных классах проводятся в различных формах: беседа, рассказ учителя, интеллектуальные игры, решение задач, лабораторные и контрольные работы. Для решения познавательных задач учащиеся учатся использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Учебная игра способствует развитию интереса к предмету и знаниям. Почему игра? Ведь физика – наука серьезная. Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Так что игра – это дело серьезное.
Учитывая возрастные особенности учащихся (медленное чтение и написание текста) содержание нового материала на уроке оформляется в форме опорных конспектов, структурно-логических схем, а используемый дидактический материал позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму содержания учебного материала.
При раннем обучении физики необходимо соблюдать баланс между "сложно", "легко", "весело". Чрезмерное усложнение вызывает падение интереса к изучаемому материалу. Наоборот, если все воспринимается без малейшего усилия и труда, формируется поверхностное отношение к предмету, а при появлении трудностей возникает неприятие материала, снижение интереса и качества знаний. Кроме того, технология развивающего обучения предполагает организацию познания на высоком уровне трудности. Учитывая все сказанное, детям можно предлагать задания, требующие самостоятельного нахождения путей к достоверным знаниям.
В настоящее время, когда идет сокращение часов физики в средней школе, важно, что в седьмой класс дети приходят уже подготовленные. Это позволяет перестроить программу, углубив ее и расширив, и не только в седьмом, но и последующих классах.
Анализируя работу по данной программе, можно сделать вывод, что дети, изучающие физику с пятого класса, понимают физические явления глубже, у них выше качество знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль раннего изучения иностранного языка для развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
В статье описаны основные функции иностранного языка как учебного предмета, отмечено положительное влияние раннего изучения иностранного языка на психические функции ребенка, показана важность роли уч...
«Интеграция географии и физики в естественнонаучном образовании»
География – комплексная наука. Она основывается не только на естественных науках (химии, биологии, геологии), но и философии, как науке о познании мира, общественных науках, которые изучают законы раз...
Раннее изучение физики
Программа элективного курса в 6 классе "Измерение физических величин"...
К вопросу раннего изучения физики
Всю систему физического знания можно предъявить в виде уровней требований к знаниям и умениям учащихся, в которых учитывается доступность учебного материала, ориентированная на психофизиологические ос...
Рабочая программа курса "Раннее изучение физики в 6 классе"
Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного проц...
Раннее изучение физики
Рабочая программа разработана на основе интегративного курса физики - химии в 5-6 классе по программе А. Е. Гуревича. Гуревич одним из первых поставил вопрос о необходимости изучение физики н...
Дополнительные задания к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классах.
В материале представлена подборка дополнительных заданий к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классе....