Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.
статья

 Елена Валерьевна Макеева

Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.

    Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микро социальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Особенностями дошкольных  учреждений является, во-первых, длительное   совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что  увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно  дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей. Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

    Когда ребенок впервые поступает в дошкольное учреждение, для него меняются все основные параметры среды – материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психологическому напряжению, а это вызывает изменение в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и т.д.). Возникают и сдвиги в других функциональных системах – вегетативной (изменение температуры), в системе реактивности – снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка.

    Адаптация - приспособляемость организма к меняющимся условиям среды.

    Период адаптации к школе занимает от 1 до 3 месяцев (до полугода). Весь уклад жизни ребенка меняется.

Основные проблемы:

 

  • – смена режима сна и питания (детей, которые не ходят в сад, желательно готовить к школьному режиму заранее, уже летом);
  • – смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного периода;
  • – необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете;
  • – необходимость сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции;
  • – необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками;

    Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособления. Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющиеся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления происходят в течение первого месяца после поступления.

   При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, на протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

    Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация. Это повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями.

    Первостепенной задачей родителей и педагогов является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

      Дезадаптация - нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах;

    Главная причина  дезадаптации  связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждениею, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

 

    Ребенок, которого не принимают родители или один из них, наиболее значимый,  адаптируется с трудом. Он принимает себя, если с раннего детства живет в атмосфере принятия его взрослыми.

    Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию

    Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни.

    Вследствие неблагоприятных социальных условий в настоящее время появляются дети с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.

    Для работы с такими детьми  создается служба психолого - педагогического сопровождения.

   Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.

   Психолого – педагогическое сопровождение осуществляется ПП Консилиумом, в состав которого входят участники сопровождения: администрация, педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медик школы.

   Задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями.

 Основные этапы процесса психологического сопровождения включают в себя:

  • проведение индивидуальной работы с детьми и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  • проведение малых педагогических советов, административных советов;
  • ведение карт наблюдений;
  • разработка методических рекомендаций педагогу;
  • анкетирование детей, диагностика;
  • обследование детей по запросу родителей;

    Содержание и формы реализации процесса сопровождения следующие:

  • своевременное выявление детей с индивидуальными образовательными потребностями
  • подготовка рекомендаций по оказанию помощи семье и детям в условиях образовательного учреждения;
  • создание условий способствующих освоению с индивидуальными образовательными потребностями программ обучения;
  • оснащение ОУ учебно-методическим комплексом для организации образовательного процесса и коррекционной работы с детьми с индивидуальными образовательными потребностями
  • проведение мероприятий для педагогов по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка с индивидуальными образовательными потребностями в части получения образования и коррекционных услуг;
  • осуществление социально-индивидуальной ориентации, психолого-педагогической помощи детям с индивидуальными образовательными потребностями
  • разработка и реализация индивидуального учебного плана;
  • обеспечение возможности обучения, воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  •  оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с индивидуальными образовательными потребностями по социальным, правовым и другим вопросам.

    Программа коррекционной работы ведется по следующим взаимосвязанным  направлениям:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

     Невнимание хотя бы к одному из этих компонентов разрушает целостность системы сопровождения, снижает ее эффективность.

    Таким образом, критериями эффективности  работы психолого-педагогической службы сопровождения рекомендуется считать следующие:

  • Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности детей, их коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми
  • Улучшаются адаптационные возможности
  • Наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Закон РФ «Об образовании».-1992.
  2. Концепция дошкольного образования под ред. В.В. Давыдова, В.А. Петровского, М., 1988
  3. Пастухова И.О. Пути и средства совершенствования работы ДОУ компенсирующего вида. // Управление ДОУ. – 2006. - №2. 128с.
  4. Иванова В.С., Пасторова А.Ю. Стоит ли ребенку посещать интегративный детский сад? // Дошкольное воспитание. – 2007. –№8.
  5. Зигле Л.А., Пасторова А.Ю. Сопровождение ребенка и семьи в дошкольном образовательном учреждении “Центр интегративного воспитания – детский сад”. //Детский сад от А до Я. – 2007. - №3. 160с.
  6. Миланич Ю.М. Психологические аспекты интеграции дошкольников с детским церебральным параличом.// Детский сад от А до Я. – 2007. - №3. 160с.
  7. Разнообразие форм = развитие и устойчивость. //Обруч. – 2007. - №2.
  8.  Левичева Л. Особый ребенок. //Обруч. – 2007. - №2. 48с.
  9. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюрина Е.В.

Учитель-логопед МАОУ НШ-ДС № 72, Калининград.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с индивидуальными образовательными потребностями.

    Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микро социальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Особенностями дошкольных  учреждений является, во-первых, длительное   совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что  увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно  дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей. Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

    Когда ребенок впервые поступает в дошкольное учреждение, для него меняются все основные параметры среды – материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психологическому напряжению, а это вызывает изменение в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и т.д.). Возникают и сдвиги в других функциональных системах – вегетативной (изменение температуры), в системе реактивности – снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка.

    Адаптация - приспособляемость организма к меняющимся условиям среды.

    Период адаптации к школе занимает от 1 до 3 месяцев (до полугода). Весь уклад жизни ребенка меняется.

Основные проблемы:

  • – смена режима сна и питания (детей, которые не ходят в сад, желательно готовить к школьному режиму заранее, уже летом);
  • – смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного периода;
  • – необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете;
  • – необходимость сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции;
  • – необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками;

    Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособления. Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющиеся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления происходят в течение первого месяца после поступления.

   При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, на протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

    Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация. Это повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями.

    Первостепенной задачей родителей и педагогов является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

      Дезадаптация - нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах;

    Главная причина  дезадаптации  связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждениею, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

    Ребенок, которого не принимают родители или один из них, наиболее значимый,  адаптируется с трудом. Он принимает себя, если с раннего детства живет в атмосфере принятия его взрослыми.

    Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию

    Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни.

    Вследствие неблагоприятных социальных условий в настоящее время появляются дети с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.

    Для работы с такими детьми  создается служба психолого - педагогического сопровождения.

   Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.

   Психолого – педагогическое сопровождение осуществляется ПП Консилиумом, в состав которого входят участники сопровождения: администрация, педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медик школы.

   Задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями.

 Основные этапы процесса психологического сопровождения включают в себя:

  • проведение индивидуальной работы с детьми и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  • проведение малых педагогических советов, административных советов;
  • ведение карт наблюдений;
  • разработка методических рекомендаций педагогу;
  • анкетирование детей, диагностика;
  • обследование детей по запросу родителей;

    Содержание и формы реализации процесса сопровождения следующие:

  • своевременное выявление детей с индивидуальными образовательными потребностями
  • подготовка рекомендаций по оказанию помощи семье и детям в условиях образовательного учреждения;
  • создание условий способствующих освоению с индивидуальными образовательными потребностями программ обучения;
  • оснащение ОУ учебно-методическим комплексом для организации образовательного процесса и коррекционной работы с детьми с индивидуальными образовательными потребностями
  • проведение мероприятий для педагогов по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка с индивидуальными образовательными потребностями в части получения образования и коррекционных услуг;
  • осуществление социально-индивидуальной ориентации, психолого-педагогической помощи детям с индивидуальными образовательными потребностями
  • разработка и реализация индивидуального учебного плана;
  • обеспечение возможности обучения, воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  •  оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с индивидуальными образовательными потребностями по социальным, правовым и другим вопросам.

    Программа коррекционной работы ведется по следующим взаимосвязанным  направлениям:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

     Невнимание хотя бы к одному из этих компонентов разрушает целостность системы сопровождения, снижает ее эффективность.

    Таким образом, критериями эффективности  работы психолого-педагогической службы сопровождения рекомендуется считать следующие:

  • Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности детей, их коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми
  • Улучшаются адаптационные возможности
  • Наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.


Список литературы

 

  1. Закон РФ «Об образовании».-1992.
  2. Концепция дошкольного образования под ред. В.В. Давыдова, В.А. Петровского, М., 1988
  3. Пастухова И.О. Пути и средства совершенствования работы ДОУ компенсирующего вида. // Управление ДОУ. – 2006. - №2. 128с.
  4. Иванова В.С., Пасторова А.Ю. Стоит ли ребенку посещать интегративный детский сад? // Дошкольное воспитание. – 2007. –№8.
  5. Зигле Л.А., Пасторова А.Ю. Сопровождение ребенка и семьи в дошкольном образовательном учреждении “Центр интегративного воспитания – детский сад”. //Детский сад от А до Я. – 2007. - №3. 160с.
  6. Миланич Ю.М. Психологические аспекты интеграции дошкольников с детским церебральным параличом.// Детский сад от А до Я. – 2007. - №3. 160с.
  7. Разнообразие форм = развитие и устойчивость. //Обруч. – 2007. - №2.
  8.  Левичева Л. Особый ребенок. //Обруч. – 2007. - №2. 48с.
  9. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»

Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа

Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса.  Понятие инклюзии...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении

Об организации доступности образования для  детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего типа....

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена ВалерьевнаКомплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективност...