IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения
статья по английскому языку по теме
Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо. Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться. Результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, может являться: «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относят: «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондарь Наталья Николаевна, учитель английского языка. МБОУ СОШ №3 Крыловский район
IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения
«Понятие «грамотность» зеркально отражает растущие
информационные потребности нашего общества.
По мере того, как меняются наши потребности в информации,
меняется и понятие «грамотный человек».
Джейми МакКензи
(международный консультант
по исследовательски-ориентированному
обучению и технологиям интеграции)
Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо. Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться. Результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, может являться: «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относят: «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)».
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть, в том числе направлена на:
- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.
Изучение иностранных языков, согласно программе, направлено на:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Большинство из предложенных стандартом компетенций невозможно без ИКТ-компетенций, которые формируются в определённых информационно-методических условиях.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования:
- ИКТ – поддержка учебных курсов
- ИКТкомпетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) — умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.
- ИКТкомпетентность учебная (для учащегося) — умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ.
В век информационных технологий приоритетную роль играет информационная компетентность, то есть умение найти нужную информацию, передать её содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели.
Основная задача данного системного подхода - перейти в средней школе от информационной грамотности, которая на данный момент может быть диагностирована у большинства учащихся, к ИКТ-компетентности.
Использование мультимедиа незаменимо при изучении иностранных языков
- при иллюстрировании страноведческих реалий;
- при использовании оригинальных аудиоматериалов для формирования умений аудирования;
- при использовании различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности;
- при самостоятельных проектных, творческих видах деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств;
- при создании, форматировании и редактировании графических объектов творческих работ;
- при организации виртуальных экскурсий и т.д.
Мультимедиа расширяют дидактические возможности учителя:
- выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации;
- опираются на потенциал личности, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, повышают мотивацию учащихся;
- развивают навыки самообучения, самоконтроля и рефлексии;
- позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.
Анализируя преимущества работы учащихся с компьютером, следует указать на следующие положительные факторы:
- возможность реализации принципа индивидуальности,
- наличие моментальной обратной связи,
- большие возможности наглядного предъявления языкового материала,
- объективная оценка результатов действий обучаемого,
- запись протокола последующего анализа работы ученика,
- активность обучаемого обусловленная интерактивной формой работы с учебным материалом.
Ученик имеет возможность работать на персональном компьютере самостоятельно, не отвлекаясь от содержания действий по решению задач, и имеет возможность развернутого контроля собственных действий. Кроме того, ученики оказываются в условиях большего эмоционального комфорта, поскольку нет отрицательного эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций преподавателя или однокурсников.
Педагог, активно внедряющий IT-технологии в свою педагогическую деятельность, неизбежно сталкивается с проблемой отбора мультимедийных материалов, также встает проблема интеграции их в учебный процесс.
Хорошим способом хранения, систематизации, распространения мультимедийных материалов, созданных самим педагогом, или размещения ссылок на родственные ресурсы является персональный сайт.
Система элективных курсов и факультативных занятий, а также достаточная техническая оснащённость нашего образовательного учреждения позволяют мне в полной мере использовать потенциал применения IT-технологий. Мной разработан спецкурс «СтраноВидение», страноведение для учащихся 9 классов, основанный на использовании Интернет-ресурсов. Курс построен по модульному принципу. Учащийся сам выбирает тот модуль, который в данный момент ему наиболее интересен и занимается его разработкой. В зависимости от количества учащихся работа может проходить в микро-группах, что, по моему мнению, способствует повышению результативности. Итогом работы является творческий проект по теме модуля, который выносится на обсуждение всеми учащимися.
В нашей школе имеется система тестирования MimioVote™ обеспечивающая подготовку и проведение тестирования учащихся, автоматически производящая проверку работ и упрощающая выставление оценок. Журнал ответов и оценок по отдельным ученикам и в целом по классам позволяет мне анализировать статистику и формировать отчеты.
MimioVote™ позволяет подходить к подготовке тестовых заданий гибко и творчески. Система поставляется с комплектом готовых шаблонов для всех типов тестирования. Я создаю тесты с помощью MimioStudio™, использую Microsoft PowerPoint или импортирую уже имеющиеся тесты в различных форматах. Использование готовых тестовых наборов, удобные инструменты создания и импорта тестов облегчают подготовку к уроку и существенно экономят моё время.
Пульты для ответов спроектированы таким образом, что работать с ними ученикам не только удобно и понятно, но и увлекательно. Они автоматически заряжаются и нумеруются при хранении. Доступность кнопок ответа на пульте определяется типами вопросов и прекрасно индицируется, что упрощает работу учеников и уменьшает вероятность случайных ошибок.
В комплект входят 32 беспроводных перезаряжаемых пульти зарядная станция, в которой могут храниться все устройства MimioVote. Любойпульт можно вставить в один из слотов станции, и ему автоматически будетприсвоен номер этого слота. Нет необходимости искать собственный слот для каждого пульта. Для хранения и транспортировки предусмотрен удобный прочный футляр.
Применяя IT-технологии в своей работе, я могу сделать следующие выводы:
- ИКТ помогает учащимся самостоятельно организовать свою учебную деятельность.
- При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся и появляется сознательное отношение к учебе.
- Учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка...
Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках а...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку
Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...

Городской семинар по теме: «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении английскому языку»
Протокол №3 заседания ГМО учителей иностранного языка...

Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».
В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку....

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной д...