Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку
методическая разработка по теме
Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку»
Автор: Еременко С.В.,
педагог первой
квалификационной категории,
методист МОУ ДОД «ЦДТ»
г. Калачинск, 2009 г.
Обоснование актуальности:удовлетворение социального заказа;
формирование языковых компетентностей;
развитие мотивации детей к изучению иностранного языка;
удовлетворение интересов, склонностей и характера образовательных потребностей;
неформальное воспитание в рамках дополнительного образования.
Цель проекта:
развитие языковых компетентностей воспитанников.
Задачи проекта:
● обучение видам иноязычной речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму);
формирование мотивации к изучению иностранного языка;
привитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
способствование социальной адаптации личности ребёнка;
удовлетворение потребностей воспитанников в общении.
Предполагаемый результат:
● сформированность языковых компетентностей;
● развитие креативности воспитанников;
● УМК по предмету.
Критерии результативности:
● компетентностная значимость выполненных проектов;
● социальная значимость проектов;
● укрепление мотивации воспитанников к познанию и творчеству;
● преемственность школьного и дополнительного образования;
● новые знания из интегрированных областей;
● навыки практического применения информации;
●перспектива профессионального самоопределения воспитанников в области иностранного языка.
Методическое сопровождение:
- специальная литература по внедрению технологии;
-методические рекомендации (периодика);
- УМК:
авторские разработки тем и занятий;
иллюстративный и раздаточный материал;
электронные тетради;
набор диагностик по определению уровня мотивации, развития речевых компетентностей, направленности на творчество;
набор кейсов, включающий основные ситуации/ социальные пробы, проблемы, частные задачи.
Средства диагностики результатов учебной деятельности:
- презентация проектов;
- социальные пробы;
- промежуточный контроль в форме самостоятельных творческих работ, компьютерных тестов, экспресс - опросов, диалогов.
Целевые аудитории проекта:
1.воспитанники 6 -16 лет;
2.педагогические коллективы МОУ ДОД «ЦДТ», МОУ СОШ.
Менеджерский компонент:
Руководство проектом осуществляет заведующий методической службой МОУ ДОД «ЦДТ».
Директор МОУ ДОД «ЦДТ» осуществляет финансовое обеспечение проекта.
Автор проекта выполняет его реализацию.
Основные концептуальные положения.
В условиях модернизации образования приоритетными считаются такие методы и технологии обучения, которые направлены на достижение детьми определенных компетентностей. МОУ ДОД «Центр детского творчества» является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Проектирование образовательного процесса в УДО на основе компетентностного подхода».
Ведущей идеей эксперимента является активизация процесса социализирующей функции дополнительного образования. Одним из средств достижения способности к созданию собственного продукта является формирование способности к проектированию. Поэтому в образовательном процессе ЦДТ используются практико – ориентированные методики обучения. В детском объединении, руководителем которого я являюсь, осуществляется обучение английскому языку по адаптированной образовательной программе. Цель программы – обучение иноязычному общению, то есть развитие компетентностей в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Реализация цели программы, по моему мнению, возможна благодаря применению принципов коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам и проектной технологии.
Специфика учреждения дополнительного образования также является причиной поиска педагогом активных методов обучения. Известно, что уровень мотивации ребенка к деятельности в детском объединении находится в прямой зависимости от результативности его деятельности. Высокий интерес регрессирует при столкновении детей с неизбежными трудностями постижения иноязычной культуры. Снижение мотивации усугубляется действием принципов формально–речевого подхода в обучении, которые не обеспечивают функциональности изучаемого материала, не удовлетворяя тем самым коммуникативные потребности детей. Качество сформированных навыков и умений является одним из основных критериев, обуславливающих непрерывность посещения занятий, поскольку удовлетворение познавательных потребностей воспитанников входит в систему концептуальных подходов УДО. Следует, однако, отметить, что дополнительные занятия образовательной направленности (в данном случае – по предмету английского языка) могут явиться причиной перегрузки воспитанников. Таким образом, обучение в условиях УДО должно быть:
результативным, то есть обеспечивающим мотивацию к дальнейшей деятельности;
соответствующим здоровье сберегающим принципам.
В моей педагогической деятельности возникла необходимость использования таких методов обучения, которые удовлетворяют перечисленным требованиям. В процессе поиска я пришла к следующим заключениям:
-основу моей педагогической деятельности должны составлять методы, обеспечивающие активизацию и интенсификацию учебной деятельности, методы, стимулирующие эмоциональный подъем и внутреннюю активность воспитанников;
-активизация деятельности детей напрямую обусловлена педагогической активностью педагога, а именно приемами активной презентации учебного материала и приемами его активной отработки и применения.
Анализ существующих систем и подходов в обучении позволил сделать следующие выводы:
● в отличие от формально-речевого подхода именно коммуникативный подход в обучении иностранному языку обеспечивает развитие языковых компетентностей. Коммуникативный подход возник в ответ на проблему снижения мотивации к изучению иностранного языка и снижения результативности обучения.
● проектная технология признана одной из ведущих технологий коммуникативного подхода. Говоря о взаимосвязи коммуникативного подхода и метода проектов, следует отметить, что принципы коммуникативного подхода реализуются через использование приемов социальных взаимодействий и индивидуализации в процессе решения проблемы проекта.
● коммуникативный подход является приоритетным в условиях дополнительного образования. Актуальность метода проектов в моей работе определяется также тем, что, в условиях учреждения дополнительного образования, применение этого метода является наиболее целесообразным и эффективным. Причины этого кроются в самой сущности дополнительного образования, для которого особенно характерно формирование и сохранение мотивации воспитанников к учебной деятельности. Проект, учитывая естественные потребности человеческой личности в функциональности языка, в развитии и творчестве, превосходно решает проблему мотивации на базе УДО.
В рамках обучения иностранному языку приемы индивидуализации и социальных взаимодействий посредством выполнения проектной работы способны удовлетворить основные потребности воспитанников в развитии компетентностей и их стремление к активной коммуникации и межличностному взаимодействию.
Авторский компонент:
1.Анализ, утверждение соответствия принципов коммуникативного подхода и проектной технологии в обучении иностранному языку концептуальным положениям дополнительного образования.
2. Алгоритм реализации проектной технологии в обучении иностранному языку (уровни овладения языковым материалом).
3. Типология проектов (исходя из специфики предмета).
4. УМК.
Соответствие принципов коммуникативного подхода и проектной методики концептуальным положениям дополнительного образования:
Принципы коммуникативного подхода и проектной технологии | Утверждение соответствия или несоответствия | Концептуальные положения дополнительного образования |
Принципы функциональности, речевой направленности | Соответствует | Удовлетворение коммуникативных потребностей воспитанников |
Принципы ситуативности, жизненной ориентации обучения, вовлечения в речемыслительную деятельность | Соответствует | Формирование познавательных потребностей воспитанников, определяемых стремлением к расширению объема знаний |
Принцип самостоятельной творческой активности учащихся, принцип индивидуализации | Соответствует | Развитие креативных потребностей воспитанников |
На основании соответствия принципов коммуникативного подхода и проектной технологии положениям дополнительного образования сделан вывод о том, что развитие личности воспитанника является приоритетной задачей как дополнительного образования, так и нового перспективного метода обучения иностранному языку, включая проектную технологию.
Специфика.
I.Реализация проектной технологии в обучении ин. языку (алгоритм ):
Уровни овладения языковым материалом | Стадии работы над проектом | Стадии работы над языковым материалом | Содержание работы |
I.Репродуктивный уровень овладения видом речевой деятельности (чтением, говорением, аудированием, письмом). II. Продуктивный уровень овладения видом речевой деятельности. | Презентация языкового материала, отработка, применение. | Выполнение языковых упражнений Выполнение речевых упражнений |
III. Компетентностный уровень. 1. Практическое применение информации. | 1. Подготовительный этап. | Применение языкового материала. | - выбор и обоснование темы проекта, формирование мотивации деятельности по выполнению проекта; -определение объема знаний, необходимых для выполнения проекта; - уточнение характера деятельности и объема работы каждого участника проекта; -сбор и обработка информации по теме проекта, анализ собранной информации; - формулировка заданий для следующего этапа проекта; - выбор формы реализации проекта; |
2. Подготовленная монологическая / диалогическая речь. | 2. Технологический этап проекта. 3.Защита проекта. | Применение языкового материала. | - разработка и обоснование технологии реализации проекта; - создание документации пр.; -презентация проекта; - обоснование выбранного решения для его реализации; - сравнение с имеющимися аналогами; |
3. Неподготовленная монологическая /диалогическая речь. | 3. Защита проекта. | Применение языкового материала. | -указание перспектив использования проекта; |
4.Ретроспективный этап (анализ результативности проекта). | - анализ, теоретической, практической, социальной подготовки участников проекта; - определение компетентностной, социальной значимости пр.; - определение места выполненного проекта в образовательном пространстве учреждения. |
Алгоритм обучения иностранному языку посредством применения проектной технологии включает:
1.Достижение репродуктивного овладения языковым материалом (через выполнение разноуровневых языковых упражнений). 2.Достижение продуктивного овладения речевым материалом (через выполнение ситуативно обусловленных коммуникативных упражнений). 3.Развитие языковых компетентностей с целью решения проблемы проекта.
В этом алгоритме проект занимает заключительное место. Он венчает труды педагога и старания воспитанников и является очень ценным и значимым продуктом их взаимодействия.
II.Технологическая карта проекта:
1.Подготовительный этап (выбор, обоснование темы проекта, определение объема компетентностей, необходимых для его выполнения, уточнение характера деятельности и объема работы каждого его участника).
2.Технологический этап (разработка и обоснование технологии реализации проекта, создание всей его документации).
3.Этап презентации проекта (защита проекта, сравнение его с имеющимися аналогами).
4.Ретроспективный этап (анализ теоретической, практической, социальной подготовки участником проекта, определение места выполненного проекта в образовательном пространстве учреждения).
В ходе выполнения этапов проекта степень педагогического вмешательства и консультирования зависит от возраста воспитанников, темы проекта, уровня его языковой сложности.
III.Типология проектов.
Типология проектов по виду развиваемых речевых компетентностей:
1.Аудитивные (основная развиваемая речевая компетентность - аудирование).
2.Письменные.
3.Устные.
4.Комбинированные (сочетание речевых компетентностей; наиболее распространенный вид проекта).
Типология проектов по способу выполнения:
1.Письменные, с устной презентацией.
2.Технологические (рисунок, моделирование и т.д.).
3.Выполненные с применением компьютерных технологий (рисунки, анимация, презентации).
IV.Критерии результативности проекта.
Компетентностная значимость проекта является одной из главных причин применения проектной технологии вообще. Область компетентности воспитанников, заданная проблемой проекта, может быть успешно достигнута посредством выполнения этапов проекта.
Социальная значимость проекта имеет не меньшую актуальность. Выполненные проекты найдут свое место в образовательном и социальном пространстве ЦДТ.
Опыт работы по внедрению проектной технологии может быть использован коллегами – педагогами ЦДТ и других учреждений дополнительного образования, а также школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология, как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся.
Проектная технология,как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся....
Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...
Методическая разработка "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников 5- 8 классов" (на примере иностранного языка)
Данную тему я считаю актуальной на современном этапе обучения. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному...
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)".
Статья "Проектная технология как средство формирования языковых компетенций школьников (на примере иностранного языка)" была опубликована в сборнике статей "Школа в условиях модернизации: от идеи к ре...
Использование инновационных технологий как средство формирования компетенций у студентов при обучении иностранному языку
В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профе...
Проектная работа. «Повышение лингво- и социокультурной компетентностей учащихся при обучении иностранным языкам»
Проектная работа.«Повышение лингво- и социокультурной компетентностей учащихся при обучении иностранным языкам»Тема: « Англия и Россия: традиции общения. У истоков сотрудничества. Пе...
Проектная работа. «Повышение лингво- и социокультурной компетентностей учащихся при обучении иностранным языкам» Тема: « Англия и Россия: традиции общения. У истоков сотрудничества. Переплетение судеб».
Английский язык стал глобальным языком, и теперь любое международное общение невозможно без его знания. Интерес к языку неизбежно ведет и к интересу к народу, на нем говорящему. Подлинное понимание и ...