Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shehmameteva_r.k.docx | 41.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
Районная конференция «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»
Номинация
«Приоритетные направления научно-исследовательской и методической работы в обучении и воспитании в образовательных организациях в контексте инновационной деятельности»
Тема выступления
«Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»
Шехмаметьева Румия Кямилевна,
учитель русского языка и литературы
Ельники - 2017
В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается использование таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе. Перед учителем-словесником, как и перед любым другим педагогом, всегда ставятся конкретные цели и задачи, определяемые стандартом образования. Мы воспитываем, развиваем, учим применять полученные знания и умения. Известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Ведь впереди серьёзные испытания ждут детей: итоговая аттестация в 9 и 11 классах. Как же достичь хороших результатов в своей работе? Этот вопрос чуть ли не риторический для учителя. И здесь на помощь приходят образовательные технологии, которые нацелены на личность, отсюда - рост мотивации к предмету и в итоге – хорошие результаты.
Очень важно, чтобы обучение воспринималось ребёнком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта. Сейчас очень много говорят о новых педагогических технологиях. Я считаю, что этот вопрос интересен и важен, поскольку каждый учитель должен стремиться не только учить, но и учиться новому. Конечно, опыт накапливается со временем, у каждого вырабатывается свой стиль ведения урока, но стаж работы не означает, что нужно забыть о самообразовании и развитии.С задачей повышения интереса учащихся к предмету, способности самостоятельно мыслить, познавательной активности, выражать свою точку зрения, развития речи с успехом справляется использование на уроках опорных конспектов.
В конце 80-х годов, когда я только начинала вести уроки русского языка и литературы, по подписке выписывала очень хороший методический журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», на страницах которого была статья Меженко Ю.С. об использовании опорных конспектов на уроках русского языка, о блочной подаче материала. Тогда я пользовалась срисованными конспектами и, на мой взгляд, такая подача материала вызывала интерес учащихся, дети лучше запоминали материал урока. С тех пор, я постоянно пользуюсь опорными конспектами на уроках русского языка. В чем я вижу пользу использования ОК?
- Теоретический материал изложен компактно, доступно для учащихся. Они быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается.
- Подача материала наглядно показывает причинно-следственные связи между лингвистическими явлениями.
- Опорные конспекты являются хорошим справочным пособием для учащихся, дают возможность использовать их не только здесь и сейчас, но и при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ведь вместо нескольких учебников перед учеником тетрадь, в которой теоретический материал изложен в самом сжатом виде.
- Составление опорных конспектов способствует реальному, действенному сотрудничеству учителя и ученика, поскольку при создании их на уроке в процессе обсуждения учащиеся чувствуют себя их соавторами.
- Упрощается процесс организации повторения (в тетради-справочнике всегда можно отыскать нужный конспект)
- Постоянно работая с опорными конспектами, дети больше раскрепощаются на уроке, ведь на помощь всегда приходит справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, засомневался – проверил).
- Использование опорных конспектов делает реальным ежедневный контроль знаний учащихся.
- Опорные конспекты делают очевидной для учащихся логическую структуру учебного материала, помогают преодолеть визуальное однообразие текстового материала.
- Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления.
И в итоге, появляется интерес к предмету, повышается мотивация к обучению.
ОК - это схема, которая облегчает восприятие темы и её понимание, так как в процесс включаются все три механизма памяти: слуховая, зрительная и моторная.
Ученик видит, слышит и проговаривает материал опорного конспекта за учителем или сильным учеником (один из приёмов техники - показательный ответ) в той же последовательности, форме, объёме, как вслух, так и "про себя", включая первую сигнальную систему (зрение), а затем скоро в работу включается вторая сигнальная система (память, мышление). Для слабого ученика ОК служит подспорьем в запоминании большого объёма теории, придаёт уверенность в своих силах.
Объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание учеников, причём без особых усилий, что тоже немаловажно.
Методика привлекательна ещё и тем, что совмещает несколько принципов работы с детьми:
-принцип свободы выбора ( на основе ОК можно задать многоуровневые задания);
-принцип психологической защищённости,
-принцип активного творчества и принцип доступности (учебную деятельность можно организовать коллективно),
-принцип толерантности (чтобы прийти к результату, при работе в группе над составлением конспекта, нужно научить детей быть терпимым и тактичным по отношению к другим).
Таким образом, хоть методика и не нова, но остаётся актуальной.
Помимо того, она помогает повысить творческую активность учащихся, у детей устраняются комплексы, мешающие самореализации. Я считаю, что ценность данной технологии заключается:
В лаконичности(максимум информации при минимуме графических знаков);
- в структурности ( один блок содержит несколько тем),
- в удобстве восприятия и воспроизведения, непохожести опорных конспектов между собой ;
- в цветовом оформлении - важная деталь опорного конспекта. Красочно оформленный конспект привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическим видом.
- в занимательности.
Опорные конспекты, на мой взгляд, не только делают уроки более запоминающимися, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
ОК уместны на разных этапах обучения: при объяснении нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. Учащиеся с успехом пользуются ОК на зачетных уроках, самостоятельных работах, при работе над тематическими тестами, с удовольствием отвечают на вопросы, задают вопросы по теме, находят нужные ответы по своим ОК.
Для ОК у нас есть тетради, куда складываются схемы, записанные на А-4. По ходу усложнения материала, из года в год, вносятся дополнения, уточнения.
При составлении ОК нужно учесть следующее:
Прежде всего, использование средств графики должно обнажать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для учащихся обычно остаются непонятными
Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность. То есть в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально «расшифровывает» (знаки окончания , , суффикса ^, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.). Например, [ ] –обозначает простое предложение, а [ ], ( ). – сложноподчиненное предложение.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, сколько ключом к решению практических задач, активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, способствуя решению лингвистической задачи.
Обучение по ОК лучше всего начать с пятого класса, когда идет повторение орфографических правил, грамматических понятий, изученных в начальном звене, и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время.
Так, при изучении темы «Имя существительное» учащиеся могут получить, по крайней мере, две схемы: по грамматике и орфографии.
Вот первая из них: Эта запись позволяет повторить сведения о распределении имён существительных по склонениям.
Склонения имен существительных 1 скл. 2 скл. 3 скл. Ж.р. М.р М р. С.р. |
Следующая схема помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос о выборе букв - е или - и в окончаниях существительных:
Е и И в окончаниях имен существительных 1 скл. - Д., П.п. 1 скл. – Р.п. 2 скл. - П.п. 3 скл. – Р.,Д., П. п. |
сущ. на –ия, -ие, -ий сущ. на -мя суш. путь |
Такая запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись при выборе окончания - е или - и: склонение и падеж. Работая с данной схемой, мы предлагаем для запоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его.
В дальнейшем, уже в 6 классе вновь возвращаемся к этой записи и вносим в неё ещё одно добавление – сведения о написании существительных на – мя и путь.
ОСК на уроках литературы лучше использовать с 7 класса, когда есть первоначальные навыки обобщения и систематизации. ОСК на уроке литературы – это средство целостного осмысления произведения, развивающее логическое мышление, речь учащегося. Заполняя схему, учащиеся с помощью ключевых слов, цитат, стрелок показывают взаимосвязь героев. Важно донести до детей, что автор изображает не отдельных героев, а систему образов, подчиненную идее произведения. Учащиеся выполняют ОСК или в тетрадях, или на отдельных листах, проявляют творчество при оформлении схемы.
Заполнение схемы происходит на уроках в ходе изучения произведения или дома при выполнении домашнего задания. Приступая к изучению творчества того или иного писателя, заранее продумывается работа: выбираются методы и приемы, формы уроков, виды деятельности учащихся. При этом учитываю трудности, которые могут возникнуть при изучении отдельных произведений или творчества писателей. Например, при изучении темы «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова составляется такая схема (см. в презентации). А при изучении тем «Наташа Ростова - героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Пути исканий Андрея Болконского; можно использовать следующие схемы-конспекты (см. в презентации)
В чем я вижу результаты использования ОСК?
Я считаю, что у моих учеников стала более грамотной речь и письмо, уровень запоминания теоретического материала более глубокий, осмысленный, они умеют выделять главное, то есть - теория переходит в практику.
Намного повысилась мотивация к обучению, ведь в подростковом возрасте она значительно идет на убыль. У слабых учеников проявилась некоторая инициатива, они стараются не отстать от сильных, у них есть мотивация к личному успеху.
Использование данной методики при изучении русского языка и литературы даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, что отразилось на результатах учащихся в различных конкурсах: муниципальных, республиканских, российских и олимпиадах.
Таким образом, использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы, по результатам усвоения программного материала, является одной из эффективных методик в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.
В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
"Игра как средство формирования языковой компетенции на уроках английского языка"
Статья посвящена особенностям обучения иноязычной лексике....
Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка
Доклад "Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка" представляет интерес для педагогов, работающих с учащимися, изучающ...