Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Шехмаметьева Румия Кямилевна

В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц  в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shehmameteva_r.k.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

Районная конференция «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»

Номинация

«Приоритетные направления научно-исследовательской и методической работы в обучении и воспитании в образовательных организациях в контексте инновационной деятельности»

Тема выступления

«Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы»

Шехмаметьева Румия Кямилевна,

учитель русского языка и литературы

Ельники - 2017

    В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается использование таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе. Перед учителем-словесником, как и перед любым другим педагогом, всегда ставятся конкретные цели и задачи, определяемые стандартом образования. Мы воспитываем, развиваем, учим применять полученные знания и умения. Известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Ведь впереди серьёзные испытания ждут детей: итоговая аттестация в 9 и 11 классах. Как же достичь хороших результатов в своей работе? Этот вопрос чуть ли не риторический для учителя. И здесь на помощь приходят образовательные технологии, которые нацелены на личность, отсюда - рост мотивации к предмету и в итоге – хорошие результаты.

    Очень важно, чтобы обучение воспринималось ребёнком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта. Сейчас очень много говорят  о новых педагогических технологиях. Я считаю, что этот вопрос интересен и важен, поскольку каждый учитель должен стремиться не только учить, но и учиться новому. Конечно, опыт накапливается со временем, у каждого вырабатывается свой стиль ведения урока, но стаж работы не означает, что нужно забыть о самообразовании и развитии.С задачей  повышения интереса учащихся  к предмету, способности  самостоятельно мыслить, познавательной активности,  выражать свою точку зрения, развития речи с успехом  справляется использование на уроках опорных конспектов.

    В конце 80-х годов, когда я только начинала вести уроки русского языка и литературы, по подписке   выписывала очень хороший методический журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», на страницах которого была статья Меженко Ю.С. об использовании опорных конспектов на уроках  русского языка, о блочной подаче материала. Тогда я пользовалась срисованными  конспектами и, на мой взгляд, такая подача материала вызывала  интерес учащихся, дети лучше запоминали  материал  урока. С тех пор, я постоянно пользуюсь  опорными конспектами на уроках русского языка. В чем я вижу пользу использования ОК?

  1.     Теоретический материал изложен компактно, доступно для учащихся. Они быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается.
  2. Подача материала наглядно показывает причинно-следственные связи между лингвистическими явлениями.
  3. Опорные конспекты являются хорошим справочным пособием для  учащихся, дают возможность использовать их не только здесь и сейчас, но и при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ведь вместо нескольких учебников перед учеником тетрадь, в которой теоретический материал изложен в самом сжатом виде.
  4. Составление опорных конспектов способствует реальному, действенному сотрудничеству учителя и ученика, поскольку при создании их на уроке в процессе обсуждения учащиеся чувствуют себя их соавторами.
  5. Упрощается процесс организации повторения (в тетради-справочнике всегда можно отыскать нужный конспект)
  6. Постоянно работая с опорными конспектами, дети больше раскрепощаются на уроке, ведь на помощь всегда приходит справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, засомневался – проверил).
  7. Использование опорных конспектов делает реальным ежедневный контроль знаний  учащихся.
  8. Опорные конспекты делают очевидной для учащихся логическую структуру учебного материала, помогают преодолеть визуальное однообразие текстового материала.
  9. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления.

  И в итоге, появляется интерес к предмету, повышается мотивация к обучению.

ОК - это схема, которая облегчает восприятие темы и её понимание, так как в процесс  включаются  все три механизма памяти: слуховая, зрительная и моторная.

 Ученик видит, слышит и проговаривает материал опорного конспекта за учителем или сильным учеником (один из приёмов техники - показательный ответ) в той же последовательности, форме, объёме, как вслух, так и "про себя", включая первую сигнальную систему (зрение), а затем скоро в работу включается вторая сигнальная система (память, мышление). Для слабого ученика ОК  служит подспорьем в запоминании большого объёма теории, придаёт уверенность в своих силах.

      Объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание учеников, причём без особых усилий, что тоже немаловажно.

      Методика привлекательна  ещё и тем, что совмещает несколько принципов  работы с детьми:

-принцип свободы выбора ( на основе ОК можно задать многоуровневые задания);

-принцип психологической защищённости,

-принцип активного творчества и принцип доступности (учебную деятельность можно организовать коллективно),

-принцип толерантности (чтобы прийти к результату,  при работе в группе над составлением конспекта, нужно научить детей быть терпимым и тактичным по отношению к другим).

Таким образом, хоть методика и  не нова, но остаётся актуальной.

Помимо того, она помогает повысить творческую активность учащихся, у детей устраняются комплексы, мешающие самореализации.  Я считаю, что  ценность данной  технологии заключается:

 В лаконичности(максимум информации при минимуме  графических знаков);

    - в структурности ( один блок содержит несколько тем),

    - в   удобстве восприятия и воспроизведения, непохожести опорных конспектов между собой ;

   - в цветовом оформлении - важная деталь опорного конспекта. Красочно  оформленный конспект  привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическим видом.

   - в занимательности.

       Опорные конспекты, на мой взгляд, не только делают уроки   более запоминающимися, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

ОК уместны  на разных этапах обучения: при объяснении  нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. Учащиеся с успехом пользуются ОК на зачетных уроках, самостоятельных  работах, при работе над  тематическими тестами, с удовольствием  отвечают на вопросы, задают вопросы по теме, находят нужные ответы по своим ОК.

  Для ОК у нас есть тетради, куда складываются схемы, записанные на А-4. По ходу усложнения  материала, из года в год,  вносятся дополнения, уточнения.  

 При составлении ОК  нужно учесть следующее:  

    Прежде  всего,  использование  средств  графики  должно  обнажать логические  связи  явлений, которые  существуют  в  языке, но  для  учащихся  обычно  остаются  непонятными

    Второе  требование – стараться  употреблять  в  схеме  минимальное  количество  слов. Она  должна  в  очень  лаконичной  форме  описать  языковую  закономерность.  То есть в  схеме  вполне  уместно  употребление  тех  графических  обозначений, к  которым  привык  ученик  и  которые  он  моментально  «расшифровывает» (знаки  окончания  , , суффикса  ^, кружок           для  обозначения  однородных  членов  предложения и т.п.). Например,  [     ] –обозначает простое предложение, а [   ], (       ). – сложноподчиненное предложение.

    Итак, схема  как  средство  наглядности  в  обучении  является  не  столько  иллюстрацией, сколько  ключом  к  решению  практических  задач,  активизирует  не  только  познавательную, но  и  мыслительную  деятельность  учащихся,  способствуя  решению  лингвистической  задачи.

   Обучение по ОК  лучше всего начать с пятого класса,         когда идет повторение орфографических  правил, грамматических  понятий, изученных в начальном звене,  и  требуют  очень  серьёзной  работы  ещё  длительное  время.

   Так, при  изучении  темы  «Имя  существительное»  учащиеся  могут  получить,  по  крайней  мере,  две  схемы: по  грамматике  и  орфографии.

  Вот  первая  из  них: Эта  запись  позволяет   повторить  сведения  о  распределении  имён  существительных  по  склонениям.

                            Склонения имен существительных

   1 скл.                                     2 скл.                                             3 скл.

Ж.р.                               М.р 

М р.                                С.р.             

Следующая  схема  помогает   разобраться  в  случаях,  когда  возникает  вопрос  о  выборе  букв  - е или   - и  в  окончаниях существительных:

Е и И в окончаниях имен существительных

   1 скл. -   Д., П.п.                                            1 скл. – Р.п.

    2 скл. -  П.п.                                                 3 скл. – Р.,Д., П. п.

                                                                           сущ. на –ия, -ие, -ий 

                                                                           сущ. на  -мя

                                                                           суш.   путь  

    Такая  запись  выделяет  в  орфографическом  правиле  ключевые  понятия, без  которых  невозможно  обойтись  при  выборе  окончания  - е или  - и: склонение  и  падеж. Работая  с  данной схемой, мы   предлагаем  для  запоминания  не  формулировку  правила, а  предельно  сжатую  форму  записи  его.

 В  дальнейшем,  уже  в  6  классе  вновь  возвращаемся  к  этой  записи  и  вносим  в  неё  ещё  одно  добавление – сведения  о  написании  существительных  на – мя  и  путь.

   ОСК на уроках литературы лучше использовать с 7 класса, когда есть первоначальные навыки обобщения и систематизации. ОСК на уроке литературы – это средство целостного осмысления произведения, развивающее логическое мышление, речь учащегося. Заполняя схему, учащиеся с помощью ключевых слов, цитат, стрелок показывают взаимосвязь героев. Важно донести до детей, что автор изображает не отдельных героев, а систему образов, подчиненную идее произведения. Учащиеся выполняют ОСК или в тетрадях, или на отдельных листах, проявляют творчество при оформлении схемы.

     Заполнение схемы происходит на уроках в ходе изучения произведения или дома при выполнении домашнего задания. Приступая к изучению творчества того или иного писателя,  заранее продумывается  работа: выбираются методы и приемы, формы уроков, виды деятельности учащихся. При этом  учитываю трудности, которые могут возникнуть при изучении отдельных произведений или творчества писателей. Например, при изучении  темы «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова составляется такая схема (см. в презентации). А при  изучении  тем «Наташа  Ростова - героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»  и «Пути исканий Андрея Болконского; можно использовать следующие  схемы-конспекты (см. в презентации)

В чем я вижу результаты использования ОСК?

   Я считаю, что у моих учеников  стала более грамотной речь и письмо, уровень  запоминания  теоретического материала более глубокий, осмысленный, они умеют выделять главное, то есть - теория  переходит в практику.

     Намного повысилась мотивация к обучению, ведь  в подростковом возрасте она значительно идет на убыль. У   слабых  учеников  проявилась некоторая инициатива, они стараются  не отстать  от сильных,  у них  есть мотивация к личному успеху.

 Использование  данной  методики  при  изучении   русского  языка  и  литературы даёт  определённые  результаты.

    Во-первых, значительно  увеличился  объём  изучаемого  на  уроке  материала, сформировался  навык  самостоятельной  работы, учащиеся  показывают  более  прочные  знания  и  умения   по  предмету.

    Во-вторых, использование  данной  технологии  способствует  повышению  творческого  потенциала  учащихся, развитию  речи, что отразилось на результатах учащихся  в  различных конкурсах: муниципальных, республиканских, российских  и олимпиадах.

   Таким образом, использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы, по  результатам  усвоения  программного материала, является одной из  эффективных  методик в современной школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

"Игра как средство формирования языковой компетенции на уроках английского языка"

Статья посвящена особенностям обучения иноязычной лексике....

Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка

Доклад "Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка" представляет интерес для педагогов, работающих с учащимися,  изучающ...