Театральные методы арт-терапии в работе c детьми в школе
статья по теме

Семенова Анастасия Геннадьевна

Арт-педагогические методы в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_metody_art.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Театральные методы арт-терапии

в работе с детьми в школе

С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же как и вся история русского театрального искусства.

В настоящее время занятие театральным искусством детей не потеряли своей актуальности.

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения.  ,

Арт-терапия – это метод лечения посредством творчества.

Арт-терапия в современном мире набирает обороты.

Театральная терапия так же как и другие виды терапевтического воздействия может помочь ребенку скорректировать его психоэмоциональное состояние и решить как социальные, так и внутренние проблемы.

Именно театральные арт-терапевтические формы позволяет ребенку проиграть те проблемные ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, и попытаться их разрешить.

Если театр может дать ребенку «роль», то арт-терапия предлагает ребенку «выход».

Все компоненты театрального искусства – голос, движение, ролевая импровизация, работа с текстом и самоисполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки – являются неотъемлемыми составляющими театральной арт-терапии. Во время творческого процесса гармонизируются тело, разум, сердце.

Театральная терапия может воздействовать на ребенка разными методами. Наиболее применяемыми являются:

  1. Драматерапия
  2. Психодрама

Расскажем подробнее об этих методах.

Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого-либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия.

Данное направление использует силу искусства в рамках терапевтического процесса для получения доступа к  латентным исцеляющим ресурсам в работе с детьми. В творческом самовыражении человека отражается как причина, так и природа психического расстройства.

 Драматерапия способствует внесению цельности в условиях разрозненности сознания и оказывает эффект исцеления травмированной самости, испытывающей страдания.

Сферы применения драматерапии:

  • Межличностные и внутриличностные проблемы,
  • Семейная и детско-родительская терапия,
  • Развитие креативности в определённой профессии,
  • Пограничные расстройства,
  • Психосоматика.

Исторически театр создавался как терапевтическое действие (теория катарсиса Аристотеля). Он всегда вызывает очень сильные эмоции у людей. В конце XIX века стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции.

Несмотря на то, что в основе драматерапии лежит творческая игра, процесс драматерапии не является поверхностным или несерьёзным. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно и точно, что даёт возможность вспоминать и переживать иначе определённые жизненные события, посмотреть на них другими глазами.

Суть драматерапии заключается в проигрывании готовой пьесы. Также допускается вариант, что пьеса пишется самими участниками тренинга.

В отличие от психодрамы  разыгрываться может любой сюжет.
          Психодрама — метод психотерапии, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.

Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня.

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом  ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека. Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Безусловно, каждый метод терапии направлен на гармонизацию личности. Выбор арт-терапевтического метода зависит от индивидуальных предпочтений. Приступать к таким методам не рекомендуется без персональной подготовки. Надо понимать, что проведение подобных терапевтических методик в школе требует включения в процесс разных специалистов (психологи, социальные педагоги).

Театральная терапия может реализовываться на практике в работе с детьми в школе в рамках дополнительного образования  или  проектной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение арт-терапии в работе с детьми

В работе раскрывается понятие арт-терапии, ее задачи, одной из которых является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов ...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной школы-интерната.

Презентация предназначена для педагогов коррекционных учреждений и раскрывает значение арт-терапевтических методик в развитии детей с ОВЗ....

Презентация "Методы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"

В презентации представлен инновационный подход к работе психолога, дефектолога в работе с песком с детьми с ОВЗ. Презентация использовалась при выступлении с докладом на городском методическом объедин...

Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей

Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, ...

Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».

«Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска»....

Методы аква-терапии в работе с тревожными детьми

Тревожные дети составляют одну из "групп риска", которая требует сопровождения психолога в социальной адаптации и взаимодействии с группой...