Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».
материал

  «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые     социальным педагогом школы с детьми «группы риска».

        «Группа риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

- устройство в  квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

- жестокое обращение с детьми (побои);

- побеги из дома, конфликты со сверстниками.

 Работа с детьми «группы риска» включает в себя:

  •     социально – педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
  • выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса, изучение положения ребенка в семье;
  • изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.

Учащиеся, входящие в «группу риска», отличаются агрессивным поведением,  им присуща эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников. Проявление различных форм агрессивности показывает, что преобладает физическая агрессия, затем косвенная и словесная.  Неблагоприятное педагогическое воздействие вызывает у детей «группы риска» деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству. Необходимо понимать, что их поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки, взрослых он не сможет справиться с трудностями.   В коррекционной работе по профилактике отклонений в поведении   с учащимися «группы риска» предпочтительна индивидуальная форма работы, следующим этапом коррекционно – развивающей работы   являются групповые занятия и социальные уроки. Для преодоления типичных отклонений  в поведении учащихся «группы риска» используются следующие способы: Если ребенок часто лжет, необходимо быть твердым, справедливым и последовательным, хвалить ребенка всякий раз, когда он говорит правду. В индивидуальной работе по коррекции лживости применяются  тренинги: «Поступаем правильно», «Волшебный стул», ситуационные игры: «А что сказали бы вы?», «Кто у нас хороший», беседы. Необходимо следить, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали  - все фразы  должны быть краткими и убедительными.

        Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода ритуалом. Сверстники бранятся  - надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных местах. Необходимо научить переживать огорчения без гнева и ругани. Во время индивидуальной работы надо дать понять ребенку, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни. Игры: «Доктор вежливых наук», «Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились», социальные уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» -  формируют терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.

           Большинство детей хотя бы однажды, что – нибудь крадут, но, за исключением тех детей, которые были приучены к воровству в раннем возрасте. На учете в «группе риска» состоят четверо учащихся, один ребенок  снят с учета. Во время бесед младшим детям легче объяснить, что воровать – не нормально: «Я, понимаю, что тебе нравиться вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи, поставь себя на его место». Тренинг «Ситуации»: «Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу»,  «Очень хотелось купить себе на эти деньги…, но я представил себе, что у продавца могут быть  неприятности». … «Представь, что у тебя украли твою любимую вещь, что ты ощущаешь».

    С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «Воровство и трусость – всегда достойны презрения». Необходимо обязательно рассказать о последствиях воровства во «взрослой жизни» и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребенка, а о существующих законах вообще. «Не знание законов – не освобождает от наказания ». Главное не оставлять без внимания старание быть честным, хвалить ребенка за любые правильные поступки.

    Когда дети приближаются к 13 – летнему возрасту, наркотики, алкоголь, сигареты становятся более доступными. Средства, применяемые для дыхания (клей, растворители), вообще легко доступны. Около 30% учащихся в возрасте 12 – 13 лет  знают кого – либо, кто получает «удовольствие», от применения таких средств, т.е. рекламирует подобную практику. Важно отслеживать формирование «групп риска». К ним принадлежат дети, на кого снижено внимание родителей, кто прогуливает занятия, и отличаются устойчивой неуспешностью. Кроме того, важно контролировать детей переживших серьезные психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с заметно сниженной мотивацией к обучению.

     Превентивная профилактика «социальных вредностей» способствует формированию у младших школьников предпочтение здорового образа жизни, формирует установку на сопротивление внешнему давлению, учит говорить «НЕТ!» Во время занятий, тренингов учащиеся тренируются в уверенности в правильном выборе, уверенности в себе. Необходимо репетировать с ними отказ, предлагая разные формы: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это - не из моей жизни!». Напоминать детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с предлагающими им алкоголь, наркотики. Объяснить им, что на  них просто зарабатывают, считают их безвольными и глупыми.    

         Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.  На школьном учете состоят: 4 семьи социального риска, 13 опекаемые семьи.

       Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

       При   посещении неблагополучных  семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

         Социальным педагогом и психологом для педагогического просвещения родителей школы подготовлены и проведены:

  1. Беседы: «Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к школе», «Виды  нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ причин и коррекция», «Семейная атмосфера».
  2. Педагогический практикум «Дети, как безусловная ценность»
  3. Консультации: «Как отучить ребенка  от плохих слов», «Дети и деньги», «Хорошо ли вы обращаетесь со своим ребенком».

Даны консультации родителям и опекунам: «Почему дети лгут», «Гиперактивные дети»,  «Режим дня ослабленного ребенка», «Как выработать усидчивость»,  «Семейная атмосфера», «Организация здорового образа жизни в неполной семье», «Как поведение  родителей влияет на ребенка. »  

            При подготовке и проведении бесед, консультаций для родителей учитывался уровень их педагогической подготовки с дальнейшим включением их в активную деятельность по воспитанию детей. Использовались групповые и индивидуальные формы работы. Хорошо зарекомендовала себя индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации, родительские собрания на дому.  

    Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

В течение учебного года  большое внимание уделялось правовому воспитанию. Инспектором ПДН проводились беседы с учащимися 5-8 классов по темам: «Правовое воспитание»,  «Правонарушение и юридическая ответственность». Социальным педагогом проводились беседы  с учащимися  7-11 классов по темам: « Поведение в общественных местах», «Административный кодекс и административная ответственность»,  «Преступление  и наказание», «Права  ребенка».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»

Презентация на тему:  «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...

СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»

Цели семинара:— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».— Познакомить с опытом работы с детьми  «группы риска» в СОШ №6.— Обсудить влияние системы воспитательной рабо...

Формы и методы индивидуальной и профилактической работы с детьми "группы риска"

Как установить контакт с детьми? Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагир...

Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год.

Индивидуальный план работы педагога-психолога  с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год....

План работы педагога-психолога с детьми группы риска на 2018-2019 учебный год

План работы составлен в соответствии с Программой «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО на 2015-20...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...