Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, исцеляющее воздействие. Арт-терапия помогает отслеживать динамику в развитии как отдельного ребенка, так и группы детей в целом. Также использование методов арт-терапии позволяет вовремя увидеть трудности во взаимоотношениях в формирующейся системе будущей приемной семьи и раскрыть ресурсы семьи в преодолении трудностей.

Назовем направления работы психолога и применяемые в ее контексте методы арт-терапии.

1. Сопровождение ребенка в процессе адаптации к жизни в интернатном учреждении, в том числе проработка травм, связанных  с потерей или расставанием с родителями.

2. Помощь в построении конструктивной модели семейных взаимоотношений в сознании ребенка;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей

Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, исцеляющее воздействие. Арт-терапия помогает отслеживать динамику в развитии как отдельного ребенка, так и группы детей в целом. Также использование методов арт-терапии позволяет вовремя увидеть трудности во взаимоотношениях в формирующейся системе будущей приемной семьи и раскрыть ресурсы семьи в преодолении трудностей.

Назовем направления работы психолога и применяемые в ее контексте методы арт-терапии.

1. Сопровождение ребенка в процессе адаптации к жизни в интернатном учреждении, в том числе проработка травм, связанных  с потерей или расставанием с родителями.

2. Помощь в построении конструктивной модели семейных взаимоотношений в сознании ребенка;

Подготовка ребенка к жизни в замещающей  семье, сопровождение взаимодействия ребенка и кандидатов в приемные родители на этапе знакомства и перехода ребенка в  семью.

Метод арт-терапии построен на использовании искусства как символической деятельности. Его применение  имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через ее переконструирование. Второй связан с  изменением реакции проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивных эмоций. В коррекционной работе с детьми-сиротами, психолог, используя арт-терапевтические методы, может дополнять их игротерапией. Различают несколько видов арт-терапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, куклотерапия, библиотерапия, драмтерапия, фототерапия, музыкальная терапия.

В качестве терапии  психологи учреждений могут использовать  возможности прикладных видов искусства. Можно порекомендовать выполнение заданий на определенную тему: рисунки, лепка, аппликация, фотография, коллаж и т.д. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

Показаниями для использования рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества, наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Куклотерапия – коррекция детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают с помощью кукол этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы ребенка).

Фототерапия– безопасный способ рассказать о себе и выразить представление об окружающем мире, способствует повышению самооценки ребенка и удовлетворяет потребность во внимании и заботе. Благодаря свободе в выборе объектов съемки, у детей возникает ощущение свободы, контроля над внешними объектами и ситуациями, проявляется инициатива. Благодаря занятиям фототерапии, они смогут «поиграть» с реальностью и получить ощущения собственной силы и значимости.

Музыкотерапия– метод, позволяющий работать с детьми, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство, Например, при прослушивании  спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревожность и т.д.

Танцевальная импровизация-направлена на изучение основ импровизационного движения и танца, развитие навыков чувствования и владения своим телом, выражение и оформление внутренних импульсов движения в импровизационном танце. Отдельное внимание в этом виде арт-терапии уделяется теме образа в исполнении, спонтанности и исследованию связи ощущений тела и возникающего движения.

Библиотерапия– метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии: диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов ребенка, отреагирование,  абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис. Абсурдизация — это отреагирование негативного и обесценивание травматического опыта через создаваемые страшилки, дразнилки, лимерики, частушки, «несуществующие персонажи».

С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в сюжетах которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из травмирующей для детей ситуации. Для проведения такой работы можно порекомендовать для детей разных возрастов использование произведений Л.Н. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой, А. Гайдара и др. Это такие произведения, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», «У страха глаза велики» и т.д.

Психодрама– использование в работе психолога драматизации. Дети разыгрывают  спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые  ситуации, ребенку предлагается  со стороны «посмотреть на данную картину и увидеть себя в ней». В работе с детьми, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы.  Суть его состоит в том, что дети готовят представление, в котором действующие лица в нем — звери. Они распределяют между собой роли животных  и проигрывают конфликтные и жизненные ситуации на примере зверей. Разыгрывая спектакль, представление или ситуацию, дети действуют и говорят по-другому, нежели с использованием кукол. Переживания детей, реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих, и в то же время, помогают понять чувства других.

Песочная терапия — форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.

Метод преобразования рассказа ребенка в действие может быть применен психологом для индивидуальной работы с детьми, в беседах «по душам». Примером может служить такой вид работы, как «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения».

Ребенок рассказывает психологу, что ему приснилось, а психолог просит показать это с помощью движений, действий, материала, игрушек, масок, пластилина, фотографий, проективных карт и т.д.

Характерным примером новых тенденций в арт-терапии, связанных с использованием широкого спектра различных способов коммуникации и форм творческого самовыражения, является применение таких видов  работы, как групповой перформанс и инсталляция, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Инсталляция – пространственно выстроенная композиция изхудожественных и бытовых предметов, объединенных одной идеей.

Развивающая перформанс-арт-терапия – ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями. Перформанс (от англ. performance, представление, исполнение, действие, спектакль) — вид творчества, приближенный к театральному представлению, или спонтанное театральное действие, направленное на глубокое выражение темы.

Перформанс имеет ряд особенностей:

— в нем всецело доминирует сам автор, объектом творчества которого является не создаваемое им произведение, а он сам, и главным оказывается не результат его работы (картина, скульптура и т.п.), а процесс этой работы;

— перформанс  предполагает реальность действий и предметов, а также спонтанность в работе;

— он не имеет известного сценария, может быть индивидуальным и групповым. Очень важной особенностью перформанса является то, что его темы  всегда задаются. Они могут быть самыми различными, например, «Молодость и зрелость», «Добро и зло».

Психологи могут использовать в своей работе с детьми следующие типы упражнений:

1) предметно-тематический тип — рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки «Моя будущая семья», «Я в школе», «Мой новый дом», «Мое любимое занятие», «Я сейчас», «Я в будущем» и т.д.

2) образно-символический тип — изображения  в виде образов.

С учетом большой значимости для подростков вопросов психологической, гендерной и культурной идентификации специалист может в мягкой форме предлагать им задания, ориентированные на предъявление в визуальной форме своего психологического, гендерного и культурного «Я» — создание автопортретов «Символический автопортрет», личных гербов, флага своей культурной идентичности. Темы могут быть разными «Мой личный герб» (создание фотоколлажа, рисунок), «Я — представитель своей культуры» (создание маски), «Мой город и люди в нем» (фотосессии в городе), «Пословицы и поговорки разных стран мира» (работа со стимульным фотоматералом);

3) упражнения на развитие образного восприятия – «Рисование по точкам», «Волшебные пятна», «Дорисуй рисунок», в их основе лежит принцип проекции;

4) игры-упражнения с изобразительным материалом для детей младшего дошкольного возраста — экспериментирование с красками, бумагой, карандашами, пластилином, мелом и др. «Рисование пальцами рук и ног», «Разрушение-строительство», «Наложение цветовых пятен друг на друга»;

5)   задания на совместную деятельность — сочинение сказок, историй с помощью рисования. Используются приемы последовательного поочередного рисования типа «Волшебные картинки» — один начинает, другой ребенок продолжает и т.д.

 

ПРАВИЛА АРТ-ТЕРАПИИ

 

Первое и самое главное:

Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь   стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать все накопленные чувства и  улучшить свое состояние.

Второе:

Рисунок (скульптура или инсталляция) должны анализироваться, в первую очередь, самим автором, а не психологом.  Дело в том, что арт-терапия является «инсайт-ориентированной» методикой. Это значит, что анализируя, то есть, созерцая своё творение, человек сам понимает что-то о себе и своей проблеме, чего не скажет ему даже самый умудрённый практикой психотерапевт. Это бывает не с первого раза и почти никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и настроений.

Третье:

В любом случае, даже если рисующий с трудом понимает чем и для чего он сейчас занимается, даже если до инсайта ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту того, что делается сейчас. Механизм воздействия может быть не до конца понятен, но после создания рисунка, всегда становится легче. Помните об этом всегда.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТ-ТЕРАПИИ

 

Во-первых, если «душит» агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции, всегда стоит предпочесть лепку. В этом случае рисунок, возможно, будет  только раздражать, а вот лепка, наоборот  успокоит.

Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочтение отдается рисунку. Создание коллажей, вырезанных из журналов —  это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий.

В-третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры: карандашей, пастели, фломастеров, красок, гуаши. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

В-четвёртых, для создания рисунков нельзя пользоваться линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

В-пятых, занимаясь арт-терапией, можно создавать «программные» рисунки. Если хочется рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах. Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек» легче достигнуть инсайта — найти общий язык с бессознательным, понять исходящие от него сигналы. Тест «Нарисуй историю» и РТС (Рисуночный тест Р.Сильвер) используются с целью выявления эмоциональных нарушений у детей и подростков. Так, основным назначением теста «Нарисуй историю» является диагностика таких нарушений, в том числе депрессий, включая их маскированные варианты. Учитывая, что дети зачастую не могут описать свое состояние словами, выявление у них депрессии представляет особую сложность. Однако такое состояние может определяться по характеру детских рисунков, в том числе, по преобладанию в них негативной тематики (изображения печальных, одиноких, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей).

 

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

С цветами

  Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.

  Выберите из цветовой палитры три цвета, которые составят красивую гармоничную композицию, и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.

Выберите цвета, которые отражают вашу личность, ваш характер, и создайте с их помощью композицию.

Выберите цвета, которые «нейтрализуют» ваши негативные переживания, и используйте их в создании любого рисунка.

 

С каракулями

Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).

Заведите «дневник каракулей» в отдельном альбоме для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени (один день, неделя). Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.

 С чернильными пятнами

Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала можно создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!

Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватмана бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен Роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать рисунки, дав каждому из них название и характеристику.

 

 

С глиной, воском или пластилином

1.           Упражнение «Вылепите свою проблему»

Вылепив, поговорите с ней, высказав ей всё, что хотите. Трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

 2.  Упражнение «Автопортрет в натуральную величину»

Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку — понадобится партнёр и очень большой лист бумаги (можно использовать обои).

Нужно лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести кистью по контуру тела. После этого создаётся «Образ самого себя». Дорисовывается и раскрашивается так, чтобы объяснить своим рисунком, что же происходит внутри тела, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части тела, какого они цвета…

И в заключение об арт-терапии…

Используйте возможности арт-терапии в работе с детьми  регулярно — так можно отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидеть их глубинные и неосознаваемые переживания себя.

Арт-терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершать многочисленные открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

Организация работы с учащимися – сиротами и учащимися, оставшимися без попечения родителей

Семья – это микромодель общества и является важнейшим звеном в процессе формирования личности ребёнка. Именно семья является проводником в сложный и противоречивый  окружающий мир. Сегодня ...

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...

методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.

Данная разработка  создана с  целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного...

Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Судьбы детей складываются по-разному. Одни растут в благополучных семьях, другие теряют родителей по разным причинам. Как воспитывать таких детей, чтобы они выросли полноценными гражданами нашего обще...

«Система работы социального педагога в колледже с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к с...