Печатная статья "СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В АГРАРНОМ ВУЗЕ"
статья на тему

Харитонова Елена Анатольевна

Опубликована в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве»,

28 - 29 января 2015 г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Бабухина И.Н., преподаватель

Харитонова Е.А., преподаватель

ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», Россия

В настоящее время социально-гуманитарное образование является чрезвычайно актуальным и важным в аграрном вузе. Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, требуют от участников образовательного процесса внедрения новейших педагогических технологий, ставя перед высшей школой принципиально новые цели и задачи. Выпускник высшего учебного заведения не может быть узким специалистом – он прямо или косвенно задействован в международной деятельности.

Специалист должен быть эрудированным, культурным, толерантным, иметь широкий кругозор, прекрасно знать иностранный язык. Воспитание этих поликультурных качеств, бесспорно, составляет весомую часть образовательного процесса. Изучение иностранного языка студентами любого направления подготовки способствует формированию межпредметных связей, повышению общекультурного уровня; открывает перед ними окно в большой мир. Таким образом, ключевую роль в решении мировых проблем социального характера, задач межкультурного обмена и международного сотрудничества отводится именно гуманитарному образованию.

Иностранный язык как дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла предполагает формирование и развитие практических навыков говорения. В неязыковых вузах при обучении иностранному языку акцент ставится на практическое усвоение знаний, полученных из иностранных источников, их анализ и систематизацию с целью дальнейшего применения. Следует отметить тот факт, что стремление к изучению ИЯ возрастает как раз при сформированности у студентов устойчивой мотивации на практическое применение иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Задача преподавателя в данном контексте состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста, владеющего как общекультурными, так и профессиональными компетенциями. Учебный процесс должен основываться на сочетании индивидуальных методик, ориентированных на одаренных студентов, с общегрупповыми.

При индивидуальном подходе роль преподавателя заключается в оценке личностных успехов и достижений. При организации групповой деятельности мастерство педагога проявляется в умении вовлечь каждого студента в работу с равной долей заинтересованности и отдачи.

 Сегодня для эффективного процесса обучения иностранному языку в аграрном вузе обязательным условием выступает использование целой системы методов и технологий.

Планируя занятия, следует уделять должное внимание теоретической составляющей, т.к. владение основными понятиями, терминологией и глубокими знаниями – это базис, способствующий полноценному усвоению материала и лежащий в основе получения профессиональных знаний по ИЯ. Также особое внимание студентов необходимо обращать на фонетические, морфологические и грамматические структуры, отличные от подобных структур в родном для них языке.

Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются преподаватели ИЯ, - недостаточно высокий уровень общенаучных знаний по истории, географии, литературе, мировой художественной культуре и т.д. Как правило, отсутствие междисциплинарных знаний препятствует качеству образования. Особенно это важно для будущих специалистов аграрного сектора, так как, без прочных общенаучных знаний, невозможно овладение профессиональной культурой. Понимание профессиональной терминологии на иностранном языке напрямую зависит от лексического запаса студента, его языковой догадки, навыков устного и письменного перевода, умений употреблять грамматические конструкции в речи. Например, без знания общей лексики по теме «Food» и «Eating habits, будущие технологи столкнутся со сложностями при изучении таких профессиональных тем как: «Kinds of baked products», «Dairy products»,«Proteins, carbohydrates and fats».

Таким образом, только при сочетании общего и профессионального блоков в изучении иностранного языка, мы способны в полной мере реализовать требования, изложенные во ФГОС третьего поколения. Заметим, что важность владения иностранным языком не осознается студентами на стадии обучения. Однако не подлежит сомнению и то, что это явное преимущество для будущего специалиста. Поэтому, задача преподавателя – объяснить студенту, что профессиональная деятельность специалиста любой сферы требует знания иностранного языка. В условиях недостаточной обеспеченности учебного процесса аутентичными профессионально ориентированными учебниками нового поколения преподаватели активно занимаются выпуском учебно-методических пособий, сборников для чтения, электронных учебных изданий лингвострановедческого характера. Кроме того, одной из основных тенденций является использование новейших информационных технологий и технических средств обучения; привлечение интересных методик; замена неактуальных учебников, подготовка творческих, развивающих заданий разговорного характера. Важное место в методической копилке ведущих педагогов занимает метод моделирования проблемных ситуаций, непосредственной целью которого выступает анализ профессионально-значимой задачи. Главное достоинство вышеупомянутой методики – актуализация целого комплекса языковых знаний, выработка практических навыков решения предложенной проблемы.

Активно внедряя новые педагогические технологии, нельзя отказываться и от проверенных многолетним опытом традиционных методик. Например, на стадии отработки грамматического и лексического материала целесообразно использование вербальных, смысловых, схематических, иллюстративных опор.

Бытует мнение, что иностранный язык из специальности все больше превращается в язык для специальности. И не случайно, так как в системе подготовки специалистов аграрного профиля он должен быть ориентирован прежде всего на последние научные достижения в сферах, непосредственно касающихся профессиональных интересов обучающихся. Так, для будущих технологов, ветеринаров, техников-механиков это предоставит возможность для профессионального роста.

Подводя итог, следует еще раз акцентировать внимание на том моменте, что по окончании высшего учебного заведения студент должен обладать как профессиональными навыками, так и знаниями широкого спектра наук. Иностранный язык в данном контексте выступает средством коммуникации в поликультурном пространстве, инструментом для формирования целостной картины окружающей действительности.

Список использованных источников

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. - М.: АРКТИ Глосса, 2000. – С.29.

2. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2006. –С. 25–35.

3.Богомолова А. Ю., Соколов Ю. В. Иностранный язык как средство профессионально-личностного обучения // Вестник ОГУ. - 2000.- № 3. –С. 33–36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.

Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

НОВЫЕ МЕТОДИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

В статье рассматриваются новые подходы к изучению иностранного языка, возможность применения метода предметно - языкового интегрированного обучения CLIL (Content and Language Integrated Learning) в не...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Особенности обучения иностранному языку в технологическом вузе

Особенности обучения иностранному языку в технологическом вузе...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Аннотация:      Исходя из современных реалий, действующие Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают наличие у выпускников неязыковых вузов професси...