Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку
статья по английскому языку на тему

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стандартов образования по иностранному языку в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Московский Государственный Областной Университет

ЭССЕ

По курсу:

 Образование и общество. Основы государственной политик РФ в области образования.

Тема:

 ” Особенности преподавания иностранного языка

в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС

в практику обучения иностранному языку”.

Выполнил слушатель гр.№16 учитель английского языка

МБОУ СОШ №5 Борисова И.В.

Москва - 2015

1.     Государственный стандарт общего образования и его назначение.

      Государственный стандарт общего образования — это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

единства образовательного пространства в Российской Федерации;

защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

 социальной и профессиональной защищённости педагогических работников;

прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

единого подхода  для расчёта федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования.

Он также позволяет разграничивать образовательные услуги, финансируемые за счет бюджета и за счет средств потребителя, и  определить  требования во всем образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

                                                                                                                                  Государственный стандарт общего образования является основой для:

разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

 установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

       Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждённой распоряжением Правительства российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учётом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он служит средством развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Контроль коммуникативных навыков и умений учащихся по английскому языку на начальном этапе обучения.

Введение федеральных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) c 1 сентября 2011 года в школьном образовании вызвало ряд значительных изменений в деятельности педагогических коллективов по обновлению содержательной и методической стороны обучения всем учебным предметам. Процесс обучения иностранным языкам на начальном этапе очень важен, поскольку именно здесь закладывается фундамент для последующего формирования вторичной языковой личности ребенка, гражданина многоязычного и поликультурного мира. Родителям учащихся начальных классов нужно быть готовыми к тому, что в настоящее время в образовательный процесс вводится модель итоговой аттестации по английскому языку за начальную школу, разработанная в соответствии с новыми ФГОС, примерными программами, утвержденными Министерством образования и науки. В большинстве образовательных учреждений России обучение иностранному языку начинается со второго класса. Специфика иностранного языка как учебного предмета соответствует потребностям младших школьников, которые начинают осваивать новую социальную позицию, расширяет сферы взаимодействия с окружающим миром, развивает потребность в общении и познании. На уроках иностранного языка в начальной школе есть возможность минимизировать трудности ребенка при смене ведущей деятельности: от игровой к учебной, которая имеет общественный характер и являющейся социальной по содержанию.                    При определении стратегических характеристик основной образовательной программы по иностранному языку учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования. В процессе обучения иностранному языку в начальной школе создаются условия для:  ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;  для дальнейшего овладения иностранным языком формируется элементарная коммуникативная компетенции и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения.  Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Особенностью ФГОС нового поколения является выделение планируемых результатов освоения основной

образовательной программы, к числу которых отнесены следующие:

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

   Вопросы контроля являются ключевыми в развитии любой системы. Формат и содержание итогового контроля играют особую роль на переходных стадиях непрерывного процесса образования. Необходимо определить параметры оценивания социокультурных знаний и умений, содержание и способы контроля, базовые учебно-познавательные и академические умения.

В новой серии предлагаются  для начальной школы два уровня итоговой аттестации: базовый уровень – для общеобразовательных школ; повышенный уровень – для общеобразовательных школ, лицейских и гимназических классов с расширенной программой по изучению иностранных языков. Итоговая аттестация проводится в форме тестирования. Тест состоит из трех частей: чтение и письмо, аудирование,  говорение.

Часть 1. Чтение и письмо. 

    Развитие умения читать- важная цель начальной ступени общего образования. По окончанию 4 класса школьники должны уметь: выразительно читать вслух с правильным ударением и интонацией; понимать основное содержание относительно несложных аутентичных текстов; понимать содержание учебных и несложных аутентичных текстов полностью (инструкции,  рецепты, распорядок дня, меню, адаптированные научно-популярные тексты); находить в тексте интересующую информацию (элементы поискового чтения). Овладение чтением представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, в силу различий, существующих между алфавитами и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Работа над текстом для чтения включает 3 этапа: предтекстовый ( направляющий внимание школьников и создающий мотивацию к прочтению рассказа или сказки), послетекстовый (для выполнения контрольных заданий по сюжету текста) и творческую переработку информации для развития умений устной и письменной речи.

Состоит из 10 заданий. Максимально можно набрать 20 баллов. Проверяемые навыки и умения:  читать транскрипционные значки; знание значений изученных слов и орфографические умения их написания; понимать значение изученных слов по контексту;  находить и исправлять грамматические ошибки в предложениях; грамматически верно составить вопросительные предложения из предложенных слов; понимать текст и

 выбирать нужное по смыслу слово из предложенных; знание значений слов и умение их правильно употреблять в предложении с соблюдением лексико-грамматических норм; читать связный текст и находить в нем ответы на поставленные вопросы; написать личное письмо с опорой на образец. Максимально 5 баллов. Параметры оценивания: содержание текста, структура текста, языковая грамотность текста;  правильно подобрать ответную реплику для мини-диалога из ряда предложенных.

Необходимо определить требования, предъявляемые к текстам; длина текста: короткие , информативные тексты; место основной идеи текста: основная идея находится в начале или в конце текста; тематика текста: соотношение с требованиями учебных программ, с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся.

    У письма много общего с чтением, поэтому в начальной школе они взаимно поддерживают и питают друг друга: письмо – это кодирование мысли графическими знаками, а чтение – это декодирование графических образов в слухо-речемоторный код речи. Различают  технические навыки письма и умения письменной речи. Учащиеся должны уметь: узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их, различать; писать буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации;правильно соединять буквы в словах.

Для формирования орфографических навыков выполнять упражнения: рифмовка слов, группировка слов на основе фонемных соответствий.( от буквы к звуку), группировка слов на основе графемных соответствий ( от звука к букве), вставить пропущенные буквы в словах, закончить начатые слова, найти ошибки в данных словах, списать слова, зрительный, словарный диктанты.Показателями сформированности умений письма на начальном этапе являются качество содержания и качество языковой стороны письменного текста, определяющие успешность осуществления письменного сообщения. Качество содержания включает в себя: соответствие заданной теме, разнообразие используемых речевых образцов, объем текста. Качество языковой стороны оценивается на основе анализа допускаемых учеником ошибок.

Часть вторая. Аудирование.   

Понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.   Методисты определяют 4 основные механизмы аудирования:   речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулирование. Знание этих механизмов необходимо учителю для того, чтобы развить навыки аудирования у тех, кто ими не владеет, и определить пути совершенствования этих навыков через систему упражнений и заданий . На начальном этапе различают 2 вида аудирования: с полным пониманием и пониманием основного содержания. Если ставится задача научить детей полностью понимать содержание текста, то предлагаемый текст не должен включать незнакомую лексику, кроме слов, о которых можно легко догадаться. Тексты, предназначенные для аудирования с пониманием основного содержания, могут содержать незнакомые слова, но эти слова не должны быть ключевыми.

Реально выделяют 3 этапа работы с аудиотекстами: до прослушивания, во время прослушивания (собственно слушание), после прослушивания. Используются различные визуальные и вербальные опоры, значительно повышающие эффективность извлечения содержания из прослушенного.

Проверка понимания предполагает в основном невербальную реакцию детей: выбор

картинок, показ условного символа, пантомиму, выполнение действий. А также тестовые формы контроля: альтернативный тест; тест множественного выбора, предполагающий выбор правильного ответа из 3-4 предложенных; тест на восстановление.

Итоговое аудирование состоит из двух заданий. Проверяются следующие умения: понимать на слух основное содержание небольших диалогических текстов; понимать на слух запрашиваемую информацию в небольших диалогических текстах.

Часть третья. Говорение.  

Формирование умений говорения является одной из ведущих целей начального иноязычного образования. Говорение имеет 2 формы: диалогическую и монологическую. Задача говорения-сформировать у учащихся базовые умения диалогической и монологической речи,.

  1. Диалогическая речь является первичной и характеризуется: ситуативностью, контекстуальностью, реактивностью, построению, спонтанностью, эмоциональностью. Используются 2 пути: а) «путь  сверху» - общение происходит на основе элементарного диалогического единства. Учитель планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.  Ученики разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть и составляют собственные диалоги по образцу в соответствии с установкой учителя.    б) «путь снизу» - обучение диалогу на основе диалога образца. Этот путь предполагает высокий уровень речевого развития. Предполагаемый диалог относится к разновидностям свободного диалога .                                                               Различается подготовленная и неподготовленная диалогическая речь
  2. Монологическая речь является развернутым видом речи. В начальной школе дети учатся составлять следующие виды монолога: описание и рассказ. У детей формируются умения как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи. Различают при этом 3 вида высказывания: репродуктивный – построение высказывания на основе текста-монолога;, репродуктивно-продуктивный – для опоры используются ключевые слова, пункты плана, картинки;, продуктивный – построение собственного высказывания без опор.
  3. Использование опор: содержательных и смысловых. В начальной школе используются преимущественно содержательные опоры: вербальные –микротекст, схема высказывания, план высказывания, ключевые слова; изобразительные:рисунок, серия рисунков, сюжетные картинки, фотографии.                                                                                              Итоговое задание по говорению состоит из трех заданий. Проверяются следующие умения: связно ответить на два вопроса экзаменатора по пройденным темам. Максимально 5 баллов за каждый ответ. Параметры оценивания: содержание ответа и языковая грамотность ответа; вести диалог-расспрос с опорой на предложенную информацию. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание диалога, взаимодействие с собеседником, языковая грамотность
  1. ответа;   описать предложенную картинку / фотографию с опорой на предложенные в задании вопросы. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание монолога, логичность высказывания, лексический репертуар, языковая грамотность ответа.

Таким образом, объективная оценка образовательных результатов и успешность проведения итоговой аттестации по английскому языку в начальной школе зависит от организации учебного процесса и качества обучения иностранным языкам c учетом требований ФГОС нового поколения.

Рассматривала на своем примере обучения детей  иностранному языку в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности видео в практике обучения иностранным языкам.

  Отличительной особенностью развития образования в наши дни является информатизация, как результат стремительного развития средств массовой информации, информационных сетей и компьютерн...

Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...

Научная статья "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ"

Аннотация: В статье представлен анализ некоторых современных тенденций в иноязычном образовании и региональный опыт по решению актуальных задач обучения иностранным языкам: введение ...

Доклад. "Мотивация на уроках русского языка и литературы – этап новой парадигмы образования»

Выступление на школьном  семинаре учителей гуманитарного цикла....

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Обобщение педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения иностранным языкам.

Предоставляю Вашему вниманию методическую разработку  обобщение моего педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения и...