Развитие мелкой моторики с использованием нестандартных материалов и оборудования
статья по теме

Примеры пальчиковых игр с применением необычного оборудования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка правильно пользоваться  этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой, поэтому ребенок с неразвитыми движениями пальцев рук отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

 В своей работе можно попробовать разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием необычных для развития предметов:

 • массажных мячиков;

 • платочков;

 • крупных бигуди;

 • прищепок;

 • счетных палочек;

 • длинных бигуди;

• пластиковых стаканчиков;

 • бус;

 • резинок для волос;

• желудей;

 • шестигранных карандашей и ручек;

 • грецких орехов и т.д;

Практически все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Основной целью таких игр является развитие координации движений пальцев рук.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей, быстро и легко запоминаются.

 Также очень важно то, что содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию мышления, творческой активности, речи, мелкой моторики, а это и есть наша цель. Помимо всего прочего,  параллельно развивается ловкость, осознание своего тела, умение управлять собственными движениями и концентрация внимания.

Примеры игр:

С прищепками

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идёт гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»        

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Жук

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит

И усами шевелит!

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Кыш!

Сильно кусает

Котёнок – глупыш!

Он думает это –

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Упражнения с карандашом или палочкой

Упражнение №1

 Возьмите не отточенный карандаш или палочку, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2

 Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3

 Зажать карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклонить пальцы с карандашами к ладошкам и снова вернуть их на место.

Упражнение №4

 Положите руки на стол, ладошками вверх, зажать карандаш в четырех пальцах. Согнуть кисть руки с карандашом и разогнуть ее.

Упражнение №5

 Взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

С салфеткой

КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,

 Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак вместе с салфеткой и положить ладонями вниз;

 затем медленно разжать кулаки, отпуская салфетку и разводя пальцы в стороны, показывая,  как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук

 отрываются от салфетки, затем кулак или ладонь снова кладутся на салфетку)

И легонько их сжимает -

 Мышку так она пугает.

 Кошка ходит тихо-тихо,

 (ладони обеих рук лежат на салфетке; локти разведены в разные стороны;

 кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки

 медленно шагают по салфетке вперед, собирая ее. Мышка (левая рука) убегает:

 пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

 Только мышка не зевает,

 Вмиг от кошки удирает.

Можно работать с пальчиками попарно, выполняя движения на салфетке:

Этот пальчик мой танцует (указательные),

Этот вот – кружок рисует (средние),

Этот пальчик ловко скачет, будто легкий-легкий мячик (безымянные),

А мизинчик мой малышка ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок, тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку!

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Я ладошки раздвигаю,

Салфетку пальцами сжимаю!

А потом их разжимаю,

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Стирка

 Буду маме помогать,

 Буду сам бельё стирать: (трём кулачками друг о друга (в руках салфетка))

 Мылом мылю я носки, (провести кулачком по салфетке вперёд-назад)

 Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)

 Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)

Я уж слишком завертелась,

Мне вертеться расхотелось!

Гроза

Капли первые упали,

 (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по клеткам решетки)

Пауков перепугали.

 (внутренняя сторона ладони опущена вниз;

 пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,  показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,  (постучать по клеточкам  всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей  (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

 махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по решетке всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора  (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по клеточкам решетки,  изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,  (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает  (барабанить кулаками по решетке, а затем похлопать в ладоши по ней)

А потом из тучи солнце  (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце! (взять решетку, посмотреть в дырочки).

Дождик

Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по поверхности решетки.)

А потом сильнее дождик,

дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)

Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучите ладошками по поверхности решетки.)

Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)

В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Пошли пальчики гулять, а вторые – догонять.

 Третьи пальчики – бегом, а четвертые пешком.

 Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.

 — Пальцы обеих рук сжаты в кулачки,

 — На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по салфетке.

 — На вторую строчку по решетке двигаются указательные пальчики,

 — На третью – движение средних пальцев в быстром темпе,

 — На четвертую – медленное движение безымянных пальцев,

—  На пятую – мизинцы,

 — На шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности решетки.

С пробками

Расположить две крышки на столе, в каждую крышку поставить по одному указательному пальцу с обеих рук, "шагая" вперёд приговаривать:

 Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.

 Мы любим забавы, холодной зимы!

Шла лисичка по тропинке (указательный и средний пальчики „идут” по поверхности)

И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, сжав в нем прбочку, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)

Пять опят (покажите 5 пальцев правой руки)

И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)

Для лисят (сожмите пальцы правой руки в кулачок)

И для лисичек (сожмите второй кулачок).

Шагать с пробкой названным пальцем

Это большой пальчик, он как толстый мальчик,

Десять порций каши съел оттого и потолстел.

Это – пальчик указательный, он очень внимательный

Ничего никому не скажет, только в сторону покажет.

А это средний пальчик. Этому пальчику имени не дали,

Вот так безымянным его и прозвали.

А этот пальчик – маленький мальчик мизинчик называется

На нем ручка кончается!

Игры с бусинами

   Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

Развитие мелкой моторики посредством использования крупы, педагог-классик В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут то...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием оборудования стимулируют познавательную деятельность,способствуют хорошему эмоциональному настрою, развивают речь ребенка раннего возраста....

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональну...

Развитие мелкой моторики посредством использования крупы

Данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения занятий с ребёнком с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы ...

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных и здоровьесбрегающих технологий»

Истоки способностей детей- на кончиках их пальцев.В. А. Сухомлинский    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений и действий обуславл...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала

Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики.Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все сп...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных технологий

Данная презентация раскрывает опыт работы по развитию мелкой моторики с использование нетрадиционных предметов. Обучение детей пальчиковым играм с необычными предметами способствуют развитию речи, явл...