Развитие мелкой моторики с использованием нестандартных материалов и оборудования
статья по теме
Примеры пальчиковых игр с применением необычного оборудования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_s_ispolzovaniem_nestandartnyh_materialov_i_oborudovaniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка правильно пользоваться этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой, поэтому ребенок с неразвитыми движениями пальцев рук отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
В своей работе можно попробовать разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием необычных для развития предметов:
• массажных мячиков;
• платочков;
• крупных бигуди;
• прищепок;
• счетных палочек;
• длинных бигуди;
• пластиковых стаканчиков;
• бус;
• резинок для волос;
• желудей;
• шестигранных карандашей и ручек;
• грецких орехов и т.д;
Практически все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Основной целью таких игр является развитие координации движений пальцев рук.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей, быстро и легко запоминаются.
Также очень важно то, что содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию мышления, творческой активности, речи, мелкой моторики, а это и есть наша цель. Помимо всего прочего, параллельно развивается ловкость, осознание своего тела, умение управлять собственными движениями и концентрация внимания.
Примеры игр:
С прищепками
Гусь крикливый
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идёт гулять в луга
И гогочет: «Га-га-га!»
Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Жук
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит
И усами шевелит!
Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Кыш!
Сильно кусает
Котёнок – глупыш!
Он думает это –
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Упражнения с карандашом или палочкой
Упражнение №1
Возьмите не отточенный карандаш или палочку, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.
Упражнение №2
Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.
Упражнение №3
Зажать карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклонить пальцы с карандашами к ладошкам и снова вернуть их на место.
Упражнение №4
Положите руки на стол, ладошками вверх, зажать карандаш в четырех пальцах. Согнуть кисть руки с карандашом и разогнуть ее.
Упражнение №5
Взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.
С салфеткой
КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак вместе с салфеткой и положить ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, отпуская салфетку и разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от салфетки, затем кулак или ладонь снова кладутся на салфетку)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на салфетке; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по салфетке вперед, собирая ее. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
Можно работать с пальчиками попарно, выполняя движения на салфетке:
Этот пальчик мой танцует (указательные),
Этот вот – кружок рисует (средние),
Этот пальчик ловко скачет, будто легкий-легкий мячик (безымянные),
А мизинчик мой малышка ноготком скребет, как мышка.
А большой мой толстячок, тот улегся на бочок.
А теперь все по порядку
Пальцы делают зарядку!
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри!
Я ладошки раздвигаю,
Салфетку пальцами сжимаю!
А потом их разжимаю,
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри!
Стирка
Буду маме помогать,
Буду сам бельё стирать: (трём кулачками друг о друга (в руках салфетка))
Мылом мылю я носки, (провести кулачком по салфетке вперёд-назад)
Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)
Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)
Я уж слишком завертелась,
Мне вертеться расхотелось!
Гроза
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по клеткам решетки)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней, (постучать по клеточкам всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по решетке всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по клеточкам решетки, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает (барабанить кулаками по решетке, а затем похлопать в ладоши по ней)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! (взять решетку, посмотреть в дырочки).
Дождик
Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по поверхности решетки.)
А потом сильнее дождик,
дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучите ладошками по поверхности решетки.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)
Пошли пальчики гулять, а вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом, а четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.
— Пальцы обеих рук сжаты в кулачки,
— На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по салфетке.
— На вторую строчку по решетке двигаются указательные пальчики,
— На третью – движение средних пальцев в быстром темпе,
— На четвертую – медленное движение безымянных пальцев,
— На пятую – мизинцы,
— На шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности решетки.
С пробками
Расположить две крышки на столе, в каждую крышку поставить по одному указательному пальцу с обеих рук, "шагая" вперёд приговаривать:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы, холодной зимы!
Шла лисичка по тропинке (указательный и средний пальчики „идут” по поверхности)
И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, сжав в нем прбочку, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (покажите 5 пальцев правой руки)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (сожмите пальцы правой руки в кулачок)
И для лисичек (сожмите второй кулачок).
Шагать с пробкой названным пальцем
Это большой пальчик, он как толстый мальчик,
Десять порций каши съел оттого и потолстел.
Это – пальчик указательный, он очень внимательный
Ничего никому не скажет, только в сторону покажет.
А это средний пальчик. Этому пальчику имени не дали,
Вот так безымянным его и прозвали.
А этот пальчик – маленький мальчик мизинчик называется
На нем ручка кончается!
Игры с бусинами
Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»
Развитие мелкой моторики посредством использования крупы, педагог-классик В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут то...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием оборудования стимулируют познавательную деятельность,способствуют хорошему эмоциональному настрою, развивают речь ребенка раннего возраста....
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональну...
Развитие мелкой моторики посредством использования крупы
Данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения занятий с ребёнком с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы ...
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных и здоровьесбрегающих технологий»
Истоки способностей детей- на кончиках их пальцев.В. А. Сухомлинский Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений и действий обуславл...
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала
Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики.Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все сп...
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных технологий
Данная презентация раскрывает опыт работы по развитию мелкой моторики с использование нетрадиционных предметов. Обучение детей пальчиковым играм с необычными предметами способствуют развитию речи, явл...