Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала
консультация
Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_s_ispolzovaniem_netraditsionnogo_materiala.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала
Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
И. П. Павлов внёс большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учёными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.
Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми.
Для чего нужно развивать пальчики дошкольникам?
Все вы знаете, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
В кончиках пальцев рук есть огромное количество нервных окончаний. Стимулируя их гимнастикой и самомассажем, мы воздействуем на работу внутренних органов (массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного-положительно воздействует на состояние желудка, безымянного- на печень и почки, мизинца –на сердце, поднимаем сопротивляемость организма болезням, его иммунитет.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные.
К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием
- «сухого» бассейна,
- использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни,
- массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко,
- применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что задания превращаются в занимательную игру «Пальчики- лыжники». «пальчики-фокусники».
Чтобы игры не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие потешки, песенки, стихи.
Игровые упражнения с использованием нестандартного материала, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирующие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.
- Бусы
Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
- Пуговицы
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, цветочек, бусы, буквы, цифры и т. д.
- Платочек
Возьмите носовой платок за уголок и покажите ребенку, как можно, комкая, целиком вобрать его в ладонь. При этом необходимо использовать пальцы только одной руки, второй не помогать. Пусть ребенок сначала попробует сначала одной рукой, затем другой. Можно одновременно комкать 2 платка двумя руками. Играйте под стихотворение:
У меня живет проглот-
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Это упражнение можно назвать еще «Фокусник»
- Шестигранный карандаш
Эффективные упражнения с хорошо знакомым детьми предметом- шестигранным карандашом. Грани карандаша «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Тоже желательно сопровождать веселыми стихами.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый мальчик
Быть послушным научу.
- Пальчиковые игры с орехами
Лучше всего подойдут грецкие орехи, но подойдут и каштаны. Их можно:
• Вращать между ладоней.
• Вращать по тыльной стороне каждой ладони.
• Удерживать поочередно между пальцами рук.
-Перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (каштана):
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Следующее приспособление, которым можно пользоваться, как нетрадиционным материалом- это
- бельевые прищепки.
Упражнения с бельевыми прищепками
Ребенок берет прищепку тремя пальцами, сжимает и разжимает. Многократное сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки дает отличную тренировку кончикам пальцев рук.
С помощью их можно конструировать. Прикреплять прищепки по тематике (т. е. лучики к солнцу, дождик к тучке. Для этого нужно сделать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. В процессе конструирования различных предметов можно разучить с ребенком стихотворение, что будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развивать его память. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики «Солнышко утром рано встает. Лучики тянет- тепло нам дает». Так же прищепку можноиспользовать для массажа и самомассажа, Возьмите прищепку со слабым «захватом» и под стихотворение поочередно «прикусывайте» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу и обратно: «Сильно кусает котенок-глупыш, он думает это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою малыш, а будешь кусаться, скажу тебе-кыш».
- Крупа
Для игры лучше использовать гречневую крупу, рис, фасоль, горох и др. Их можно:
• Сортировать с открытыми глазами (игра «Золушка»)
• Сортировать на ощупь.
•Использовать для изготовления картин, панно.
•Использовать для счета.
Насыпьте горох на тарелочку. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает её остальными пальцами (в кулачке, как при сборе ягод). Потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё- так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Предложите ребенку поиграть в «Золушку». Пусть он переберет перемешанные фасоль и горох и разложит их по разным кружечкам).
Пусть покатает горошинку между большим и указательными пальцами.
Покатаю я в руках
Бусинки-горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики-ладошки!
- Пробки
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
- Упражнения со счетными палочками, спичками
Выкладывание из спичек фигурок и букв- интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий развивается глазомер, память, творческое воображение. Например «Строим сруб». Чем выше «сруб», тем лучше. Следующие задание «Собери спички»:
Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет одними и теми же пальцами разных рук (подушечками, от указательных- к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку- по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли, 2-й---2-й
Вы длинней найдете вряд ли, 3-й---3-й
Клювом меряться пришли, 4-й---4-й
Аисты и журавли. 5-й---5-й
- Следующее приспособление, которым можно пользоваться, как нетрадиционным материалом- это бельевые прищепки.
Массажный мяч -ежик
Резиновые мячи с шипами (ежики) прекрасно массажируют и развивают кисти рук. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Массаж ладоней можно также сопровождать словами.
Ежик колит нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть-
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными- девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет
Руки нам готовит к школе.
Тренируйте пальчики!
Станет рука- сильной,
Головушка- умной
А речь- красивой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях"
Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях Важнейшей проблемой младших школьников на современном этапе является увеличение количества...
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.
Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...
Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»
Развитие мелкой моторики посредством использования крупы, педагог-классик В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут то...
Развитие мелкой моторики с использованием нестандартных материалов и оборудования
Примеры пальчиковых игр с применением необычного оборудования...
Развитие мелкой моторики посредством использования крупы
Данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения занятий с ребёнком с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы ...
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных и здоровьесбрегающих технологий»
Истоки способностей детей- на кончиках их пальцев.В. А. Сухомлинский Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений и действий обуславл...
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных технологий
Данная презентация раскрывает опыт работы по развитию мелкой моторики с использование нетрадиционных предметов. Обучение детей пальчиковым играм с необычными предметами способствуют развитию речи, явл...