рабочая программа курса "Я выбираю профессию" для 9 класса
рабочая программа (9 класс) по теме
Программа элективного курса ориентирована на учащихся 9 класса и рассчитата на 17 теоретических и 17 практических занятий. Курс разбит на 4 блока, раскрывающих технологию профессионального выбора учеников в зависимости от потребностей классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса "Я выбираю профессию" для 9 класса | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»
ПРИНЯТО Методическим советом лицея Протокол №______ от _____________20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор лицея ___________Л.А. Андреева «_____»_______20____ г. |
Обсуждено и согласовано на МО учителей__________________ Протокол №______ от ______________ 20____г. руководитель_____________ |
Рабочая программа
курса «Я выбираю профессию»
для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Федяева Ольга Валентиновна социальный педагог |
Йошкар-Ола
2013 год
Пояснительная записка
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 – 30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 % – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
Необходимо иметь в виду также следующие моменты. Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит ещё быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда.
Программа элективного курса «Я выбираю профессию» составлена с учётом психофизиологических особенностей подростков, характерологических особенностей, интересов и способностей. В реализации программы применяются стандартизированные диагностические методики. Практическая направленность состоит в формировании навыка умения выбирать, ориентироваться в мире профессий, зная свои способности и предрасположенности к тому или иному виду деятельности.
Основная цель элективного курса – сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи курса:
- сделать процесс профессионального самоопределения интересным и личностным для подростков;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Общая структура программы
Данная программа элективного курса ориентирована на обучающихся 9-х классов и рассчитана на 17 теоретических занятий, регулярность которых – 1 академический час в неделю, и 17 практических занятий. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде экскурсий, тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Курс разбит на 4 блока, раскрывающих технологию профессионального выбора обучающихся в зависимости от потребностей классов. Занятия проводятся по специальному графику во внеурочное время.
Программа является комплексной по содержанию, так как её проведение связано с применением различных методов профориентационной работы:
- лекции;
- проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
- методы тестирования, анкетирования, диагностики;
- экскурсии в учебные заведения г. Йошкар-Олы;
- индивидуальные и групповые консультации специалистов.
По окончании элективного курса, обучающийся будет должен:
- знать свои личностные особенности, интересы и склонности;
- знать типы, классы отдельных профессий, требования профессии к человеку, основные ошибки при профессиональном выборе;
- выявить те профессиональные области или конкретные профессии, где можно наиболее широко проявить свои способности, определить ближайшие профессиональные цели;
В результате реализации курса планируется:
- дать рекомендации обучающимся по выбору профиля дальнейшего обучения либо сферы профессиональной деятельности;
- определить группу обучающихся, сомневающихся в своем выборе, либо не готовых сделать выбор (в связи с этим предполагается в дальнейшем индивидуальная работа);
- провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации по запросу родителей.
Ожидаемые результаты:
- формирование знаний обучающихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
- формирование у обучающихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
- принятие обучающимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
- создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Тематическое планирование
№ п/п | тема занятия | кол-во часов |
Теоретическая часть | 17 | |
1 | Вводно-ориентировочное занятие. | 1 |
2 | Мотивы выбора профессии. | 1 |
3 | Темперамент и выбор профессии. | 1 |
4 | Интересы и выбор профессии. | 1 |
5 | Склонности и профессиональная направленность. | 1 |
6 | Профессиональный тип личности. | 1 |
7 | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 |
8 | Классификация профессий. | 1 |
9 | Профессии «человек-человек». | 1 |
10 | Профессии «человек – знаковая система». | 1 |
11 | Профессии «человек – техника». | 1 |
12 | Профессии «человек – художественный образ». | 1 |
13 | Профессии «человек – природа». | 1 |
14 | Ошибки при выборе профессии. | 1 |
15 | Как достичь успеха в профессии. | 1 |
16 | Построение профессиональной перспективы. | 1 |
Практическая часть | 17 | |
1 | Экскурсия в ФГОУ СПО Марийский радиомеханический техникум. | 2 |
2 | Экскурсия в НОУ СПО Йошкар-олинский техникум сервисных технологий техникум. | 2 |
3 | Экскурсия в НОУ СПО Торгово-технологический колледж. | 2 |
4 | Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский строительный техникум. | 2 |
5 | Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский технологический колледж. | 2 |
6 | Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский аграрный колледж. | 2 |
7 | Экскурсия в медицинское училище. | 2 |
9 | Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы. | 3 |
Календарное планирование
№ п/п | тема занятия | кол-во часов | дата |
Блок 1. 9-а класс | 8,5 | ||
1 | Вводно-ориентировочное занятие. | 0,5 | |
2 | Мотивы выбора профессии. | 1 | |
3 | Интересы и выбор профессии. | 1 | |
4 | Склонности и профессиональная направленность. | 1 | |
6 | Экскурсия в НОУ СПО Торгово-технологический колледж. | 2 | |
7 | Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский строительный техникум. | 2 | |
8 | Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы. | 1 | |
Блок 2. 9-б класс | 8,5 | ||
1 | Вводно-ориентировочное занятие. | 0,5 | |
2 | Профессиональный тип личности. | 1 | |
Темперамент и выбор профессии. | 1 | ||
4 | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 | |
5 | Построение профессиональной перспективы. | 1 | |
6 | Экскурсия в НОУ СПО Йошкар-олинский техникум сервисных технологий техникум. | 2 | |
7 | Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы. | 1 | |
Блок 3. 9-в класс | 8,5 | ||
1 | Вводно-ориентировочное занятие. | 0,5 | |
2 | Классификация профессий. | 0,5 | |
3 | Профессии «человек – человек». | 1 | |
5 | Профессии «человек – природа». | 1 | |
6 | Ошибки при выборе профессии. | 1 | |
7 | Экскурсия в медицинское училище. | 2 | |
8 | Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский аграрный колледж. | 1,5 | |
9 | Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы. | 1 | |
Блок 4. 9-г класс | 8,5 | ||
1 | Вводно-ориентировочное занятие. | 0,5 | |
2 | Классификация профессий. | 0,5 | |
3 | Профессии «человек – знаковая система». | 1 | |
4 | Профессии «человек – техника». | 1 | |
5 | Как достичь успеха в профессии. | 1 | |
6 | Экскурсия в ФГОУ СПО Марийский радиомеханический техникум. | 1,5 | |
7 | Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский технологический колледж. | 2 | |
8 | Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы. | 1 | |
итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
- Гладкая, И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки / И.В. Гладкая. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006.
- Еремкина, О.В. Познаю себя и других / О.В. Еремкина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Немова, Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учеб.-метод. пособие / Н.В. Немова. – М.: Просвещение, 1991.
- Прекрасное далёко: кем быть? / авт.-сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2010.
- Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005.
- Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2003.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М.Ю. Савченко. – М.: Вако, 2005.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие: Практическое руководство для классных руководителей/под науч. ред. Л.А.Обуховой / М.Ю. Савченко. – М.: ВАКО, 2005.
- Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (8- 9 классы). Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Столяренко, Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Черникова, Т.В. Профориентация школьников: сб. учеб.-метод. материалов / Т.В. Черникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Для обучающихся
- Климов, Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1984.
- Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н. Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991.
- Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов / Г.А. Цукерман. – Рига. ПЦ «Эксперимент», 1995.
- Тутубалина, Н.В. Твоя будущая профессия / Н.В. Тутубалина. – Р/на Дону.: Феникс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса геометрии 10 класс
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...
Рабочая программа курса алгебра 9 класс
Рабочая программа и КТП составлена на 136 часов в год( 4часа в неделю)...
Рабочая программа курса геометрии 9 класс
Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной прог...
Рабочая программа курса геометрии 9 класс
Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной прог...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...