рабочая программа курса "Я выбираю профессию" для 9 класса
рабочая программа (9 класс) по теме

Программа элективного курса ориентирована на учащихся 9 класса и рассчитата на 17 теоретических и 17 практических занятий. Курс разбит на 4 блока, раскрывающих технологию профессионального выбора учеников в зависимости от потребностей классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

ПРИНЯТО

Методическим  советом лицея

Протокол №______

от _____________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________Л.А. Андреева

«_____»_______20____ г.

Обсуждено и согласовано на МО учителей__________________

Протокол №______

от ______________ 20____г.

руководитель_____________

Рабочая программа

курса «Я выбираю профессию»

для 9 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель:

Федяева Ольга Валентиновна

социальный педагог

Йошкар-Ола

2013 год

Пояснительная записка

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 – 30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 % – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

Необходимо иметь в виду также следующие моменты. Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит ещё быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда.

Программа элективного курса «Я выбираю профессию» составлена с учётом психофизиологических особенностей подростков, характерологических особенностей, интересов и способностей. В реализации программы применяются стандартизированные диагностические методики.   Практическая направленность состоит в формировании навыка умения выбирать, ориентироваться в мире профессий, зная свои способности и предрасположенности к тому или иному виду деятельности.

Основная цель элективного курса – сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи курса:

  • сделать процесс профессионального самоопределения интересным и личностным для подростков;
  • помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;
  • формирование актуального для подростков «информационного поля»;
  • развивать  представление  о  народном  хозяйстве  и  потребности  в  трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Общая структура программы

Данная программа элективного курса ориентирована на обучающихся 9-х классов и рассчитана на 17 теоретических занятий, регулярность которых – 1 академический час в неделю, и 17 практических занятий. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде экскурсий, тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Курс разбит на 4 блока, раскрывающих технологию  профессионального  выбора обучающихся в зависимости от потребностей классов. Занятия проводятся по специальному графику во внеурочное время.

Программа является комплексной по содержанию, так как её проведение связано с применением различных методов профориентационной работы:

  • лекции;
  • проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
  • методы тестирования, анкетирования, диагностики;
  • экскурсии в учебные заведения г. Йошкар-Олы;
  • индивидуальные и групповые консультации специалистов.

По окончании элективного курса, обучающийся будет должен:

  • знать свои личностные особенности, интересы и склонности;
  • знать типы, классы отдельных профессий, требования профессии к человеку, основные ошибки при профессиональном выборе;
  • выявить те профессиональные области или конкретные профессии, где можно наиболее широко проявить свои способности, определить ближайшие профессиональные цели;

В результате реализации курса планируется:

  • дать рекомендации  обучающимся  по  выбору  профиля дальнейшего  обучения  либо сферы профессиональной деятельности;
  • определить группу обучающихся, сомневающихся в своем выборе, либо не готовых сделать выбор (в связи с этим предполагается в дальнейшем индивидуальная работа);
  • провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации по запросу родителей.

Ожидаемые результаты:

  • формирование знаний обучающихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  • формирование у обучающихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
  • принятие обучающимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
  • создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Тематическое планирование

п/п

тема занятия

кол-во

часов

Теоретическая часть

17

1

Вводно-ориентировочное занятие.

1

2

Мотивы выбора профессии.

1

3

Темперамент и выбор профессии.

1

4

Интересы и выбор профессии.

1

5

Склонности и профессиональная направленность.

1

6

Профессиональный тип личности.

1

7

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

8

Классификация профессий.

1

9

Профессии «человек-человек».

1

10

Профессии «человек – знаковая система».

1

11

Профессии «человек – техника».

1

12

Профессии «человек – художественный образ».

1

13

Профессии «человек – природа».

1

14

Ошибки при выборе профессии.

1

15

Как достичь успеха в профессии.

1

16

Построение профессиональной перспективы.

1

Практическая часть

17

1

Экскурсия в ФГОУ СПО Марийский радиомеханический техникум.

2

2

Экскурсия в НОУ СПО Йошкар-олинский техникум сервисных технологий техникум.

2

3

Экскурсия в НОУ СПО Торгово-технологический колледж.

2

4

Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский строительный техникум.

2

5

Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский технологический колледж.

2

6

Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский аграрный колледж.

2

7

Экскурсия в медицинское училище.

2

9

Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы.

3

Календарное планирование

п/п

тема занятия

кол-во

часов

дата

Блок 1. 9-а класс

8,5

1

Вводно-ориентировочное занятие.

0,5

2

Мотивы выбора профессии.

1

3

Интересы и выбор профессии.

1

4

Склонности и профессиональная направленность.

1

6

Экскурсия в НОУ СПО Торгово-технологический колледж.

2

7

Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский строительный техникум.

2

8

Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы.

1

Блок 2. 9-б класс

8,5

1

Вводно-ориентировочное занятие.

0,5

2

Профессиональный тип личности.

1

Темперамент и выбор профессии.

1

4

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

5

Построение профессиональной перспективы.

1

6

Экскурсия в НОУ СПО Йошкар-олинский техникум сервисных технологий техникум.

2

7

Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы.

1

Блок 3. 9-в класс

8,5

1

Вводно-ориентировочное занятие.

0,5

2

Классификация профессий.

0,5

3

Профессии «человек – человек».

1

5

Профессии «человек – природа».

1

6

Ошибки при выборе профессии.

1

7

Экскурсия в медицинское училище.

2

8

Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский аграрный колледж.

1,5

9

Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы.

1

Блок 4. 9-г класс

8,5

1

Вводно-ориентировочное занятие.

0,5

2

Классификация профессий.

0,5

3

Профессии «человек – знаковая система».

1

4

Профессии «человек – техника».

1

5

Как достичь успеха в профессии.

1

6

Экскурсия в ФГОУ СПО Марийский радиомеханический техникум.

1,5

7

Экскурсия в ФГОУ СПО Йошкар-олинский технологический колледж.

2

8

Тестирование в Центре занятости населения г. Йошкар-Олы.

1

итого

34

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

  1. Гладкая, И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки / И.В. Гладкая. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006.
  2. Еремкина, О.В. Познаю себя и других / О.В. Еремкина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  3. Немова, Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учеб.-метод. пособие / Н.В. Немова. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Прекрасное далёко: кем быть? / авт.-сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2010.
  5. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005.
  6. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии / Г.В. Резапкина. –  М.: Генезис, 2003.
  7. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М.Ю. Савченко. – М.: Вако, 2005.
  8. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие: Практическое руководство для классных руководителей/под науч. ред. Л.А.Обуховой / М.Ю. Савченко. – М.: ВАКО, 2005.
  9. Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки (8- 9 классы). Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  10. Столяренко, Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  11. Черникова, Т.В. Профориентация школьников: сб. учеб.-метод. материалов / Т.В. Черникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Для обучающихся

  1. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н. Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Цукерман,  Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов / Г.А. Цукерман. – Рига. ПЦ «Эксперимент», 1995.
  4. Тутубалина, Н.В. Твоя будущая профессия /  Н.В. Тутубалина. – Р/на Дону.: Феникс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса геометрии 10 класс

Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...

Рабочая программа курса алгебра 9 класс

Рабочая программа и КТП составлена на 136 часов в год( 4часа в неделю)...

Рабочая программа курса геометрии 9 класс

Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной прог...

Рабочая программа курса геометрии 9 класс

Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной прог...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...