Нетрадиционные формы урока
статья ( класс) на тему
создание системы и проверки знаний и умений учащихся из разнообразных форм с включением элементов игры преследует следующие темы:
- повышение эффективности учебно - воспитательного процесса
- создание условий для индивидуального подхода и диференциации обучения
- выявление уровня усвоения учащихся системы знаний и умения, уровня познавательной самостоятельности у учеников
- оценивание знаний и умений
Я делюсь опытом по активизации познавательной деятельности учащихся с помощи различных форм уроков.
Назвала разнообразные формы уроков, которые можно классифицировать по принципу ведущей дидактической задачи, особенностям содержания и видам работы учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные формы урока | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Центр образования №133
Невского района.
Тема:
«Нетрадиционные формы урока».
Ермишичева В.В. Учитель биологии.
г. Санкт-Петербург 2016 г.
ГБОУ ЦО №133, Невский район.
Учитель биологии: Ермишичева В.В.
Тема работы: Нетрадиционные формы уроков».
Среди разнообразных задач, стоящих перед учителем биологии, одной из важнейших остаётся повышение качества знаний учащихся по предмету. Качество - это нормативный
уровень, которому должны соответствовать знания и умения учащихся. Запросы общества требуют от школы новых форм и методов работы. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Организовать процесс обучения в соответствии с современными требованиями - непростая задача, требующая от учителя постоянного поиска и самосовершенствования.
Данный материал, содержащийся в данной статье, возможно, помогут учителя найти какие-то новые пути организации процесса обучения.
Нетрадиционные формы урока используются для повышения эффективности образовательного процесса по активизации познавательной деятельности учащихся с помощью различных форм урока. На уроке целесообразно создавать проблемные ситуации, сочетать репродуктивную и творческую деятельность. Следует применять натуральные, изобразительные и словесные средства наглядности. Обучать строгой доказательности суждений, что способствует реализации развивающих функций уроков в системе.
Уроки можно классифицировать по принципу ведущей дидактической задачи, особенностям содержания и видам работы детей.
Цели:
*разработка условий, способствующих самореализации учащихся в образовательном процессе через нетрадиционные формы уроков;
* повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;
*создание условий для индивидуального подхода и дифференциации обучения;
*использовать для контроля воспроизводящей, тренировочной и творческой форм, позволяющих выработать у школьников умение анализировать и обобщать изученный материал, выделять главное и второстепенное, проводить сравнения и умозаключения, что способствует развитию памяти, мышления и стремления к познанию нового;
*выявление уровня усвоения учащимися системы знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности у учеников;
* выявление уровня усвоения учащимися системы знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности у учеников; оценивание знаний и умений учащихся, выполняющее следующие функции:
----диагностическую (измеряет усвоение учащимися нового материала);
----обучающую (определяет, насколько наблюдается прирост знаний, умений и навыков);
----развивающую (во время контроля развивается память, речь, мышление);
----воспитывающую (на уроках контроля реализуются устойчивые отношения, поведение, сотрудничество, ответственность);
----корректирующую (процесс оценивания исправляет и поправляет, если это необходимо).
Для осуществления этого подхода используются идея игровых технологий, а такжеколлективный способ обучения (КСО) или «организованный диалог».
При контроле знаний и умений учащихся следует пользоваться следующими принципами:
*принцип «стимулирования занимательностью (эффект удивления)»;
*принцип «знать, уметь и быть готовым творить»;
*принцип развивающего обучения;
*принцип создания успеха в обучении (…Человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает успеха в чём-то для себя важном»;
*психологический принцип рефлексии: развитие умения видеть сильные и слабые стороны своего учебного труда.
Среди методов, которые могут помочь в осуществлении поставленных задач, важное место занимают уроки-игры.
Например, урок-пресс - конференция проводится в старших классах как итоговый урок по запланированной теме.
Урок ролевой игры в 11 классе на тему: «Космический суд над Человеком». Обвинять следует Человека, называющего себя венцом Природы, которая обвиняет Человека в совершении преступлений против планеты Земля. Потерпевшими выступают Атмосфера, Океан, Почва. Верховный космический суд представляют: Солнце, Луна, Звёзды. Свидетелями выступают:
Заповедник,
Зубр, Лошадь, Снежный барс, Уссурийский Тигр. Секретарём выступает Время.
Суд подчёркивает остроту экологических проблем на нашей планете и ответственность Человека перед Природой как разумного существа. На этом уроке у учащихся формируются понятия форм загрязнения, последствий хозяйственной деятельности человека, методов и средств защиты природы. Такой урок помогает формировать знания у детей об основных науках, изучающих взаимоотношения организмов и среды, о биосфере как живой оболочке Земли и обмене веществ в ней.
Урок - аукцион можно проводить в любом классе как обобщающий урок.
Уроки - раздумья позволяют задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы, которые пытаются решить учёные всего мира: вопросы экологии, сохранения здоровья, новые методы лечения, производство новых лекарств, трансплантации органов, проблемы медицинской генетики. Это имеет большое воспитательное значение, так как обсуждаемые вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности.
Дети очень любят урок-викторину, где учитель может обобщить, конкретизировать и осуществить контроль знаний учащихся по теме (играть могут от2-до 5 команд по5-6 человек).
Очень эффективны уроки с элементами интеграции. Они способствуют выявлению внутрипредметных и межпредметных связей, изучению предмета и явления с различных позиций, глубине, новизне восприятия материала.
Урок-решение познавательных задач проводится как текущий или обобщающий урок. Учащиеся должны научиться устанавливать отношения между новой и уже известной информацией, связь теоретических положений с практикой, использовать знания из различных разделов изучаемого предмета и смежных дисциплин.
Игра «Кросс - вопрос»! (универсальная для любой контрольной работы)
Все на кросс! Все на кросс!
Начинаем «Кросс - вопрос»!
Все на старт! По ходу кросса будут разные вопросы,
Кто на все ответит, тот путь до финиша дойдёт!
Игры: «Крестики - нолики», «Слабое звено», «Мозаика», «Домино» «Биологический тайник» ( по теме «Простейшие и Кишечнополостные»), «Слушай, не зевай» (по теме «Ткани растений», «Морской ветер» ( по теме «Цветок. Соцветия. Плоды. Семена»), уроки-экскурсии в природу-знакомят учащихся не только с природными объектами и явлениями, но и с историческими местами, заповедниками, заказниками, оранжереями, искусством садово – паркового дизайна, влияние экологических факторов на живые организмы. Знакомство с парками, садами, скверами города (автобусные или пешие экскурсии). Уроки – конкурсы и уроки – турниры дают учителю возможность организовать доскональное повторение и проверку знаний ребят. У учащихся развиваются умения слушать, задавать вопросы, вести диалог, корректно отстаивать свою точку зрения. Опрос могут вести не учитель, а сами ученики.
На этих уроках учитель создаёт условия для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме, не вызывая у детей излишнего волнения.
«…В сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им. Есть возможность перехода от того, что ребёнок умеет, к тому, что он не умеет…»- Л.С.Выготский, психолог.
Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, ассоциативную память учащихся и коммуникативные умения и навыки. А также стимулировать интерес не просто к предмету биологии, но и к окружающему миру.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями и возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.
О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...
Нетрадиционные формы уроков. Урок - "Занимательный репортаж"
Эта работа расчитана на 7- 8 классы. В теме "Природные зоны"....
Нетрадиционная форма урока, общественный смотр знаний учащихся на уроках геометрии
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от учителя больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подробную работу, следует ...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность
Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...
Урок-игра как нетрадиционная форма урока немецкого языка
статья об игровой методике на уроках немецкого языка...
Урок-проект как нетрадиционная форма урока английского языка
Уже не первый год стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, а также развивать их познавательный и коммуникативный интерес к предмету мне помогают уроки-проекты. Метод проектов...
«Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока».
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать ...