«Учебная мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования».
методическая разработка по теме

Цель: ознакомить педагогов с понятием мотивация, её разновидностями, сформировать навыки взаимодействия с детьми, придать педагогам мотивационный заряд и положительные эмоции.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyati_na_seminar.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(МБОУ ДО ДДТ)

ул. Молодёжная,17, а. Новый Уренгой, ЯНАО, 629300                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Телефон: (3494) 22-04-94. Факс: (3494) 22-04-94. E-mail: nurddt@mail.ru

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

отдел сценических видов искусств и культурно-массовой работы

«Учебная мотивация учащихся как показатель результативности

в условиях дополнительного образования».

Цель: ознакомить педагогов с понятием мотивация, её разновидностями, сформировать навыки взаимодействия с детьми, придать педагогам мотивационный заряд и положительные эмоции.
                                                 ХОД СЕМИНАРА ПРАКТИКУМА:

Докладчик:

- Почему одни ученики охотно идут в школу, а другие отказываются учиться и прогуливают уроки?

- Почему один ребенок  успешно вписывается в социум, а у кого-то сплошные проблемы? Мотивация, её формирование и коррекция лежат в основе успехов и неудач. От чего зависит учебная мотивация и как влияет профессиональная мотивация педагога на формирование мотивации учащихся? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Принятие правил
Для того чтобы наше занятие было эффективным, надо принять правила работы группы.
Я буду зачитывать пословицу, а вы — подбирать к ней правило.

Пословица

Правило

Знание делает жизнь красивой

Быть открытым для новых знаний

Как тут говорить, коль не дают и рта раскрыть

Не перебивать

Надо знать, что и где сказать

Придерживаться темы

В труде быстро время бежит

Соблюдать регламент

Сказал куме, а та — всей слободе

Соблюдать конфиденциальность

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться

Быть доброжелательным к другим

Упражнение «Ожидания» (5 мин)
Каждый участник на стикерах пишет, чего именно он ожидает от занятия, подходит к плакату, зачитывает и приклеивает на нарисованный плакат «Берег надежд».
                                          ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мозговой штурм «Что для вас означает мотивация?» (5 мин)
Участники тренинга рассказывают, как они понимают понятие мотивации, а руководитель семинара записывает их высказывания на доске. После этого педагоги совместно с психологом делают выводы в отношении определения понятия мотивации.

Информационное сообщение  «Мотивация и мотив» (10 мин)
Š
Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к достижению цели; совокупность психологических процессов, которые придают поведению волевой импульс и целеустремлённость.

Среди всех мотивационных понятий первым выделяют понятие потребности.

Потребность — состояние человека или животного в определённых обстоятельствах, когда им чего-либо недостаёт для нормального существования, развития. Основные характеристики потребностей следующие: сила, периодичность возникновения, способы удовлетворения.

Второе после потребности по своему значению мотивационное понятие — это мотив.

Под мотивом понимают внутреннюю движущую силу, побуждающую человека к действию. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с его органическими и духовными потребностями. Для полноценной мотивации, то есть для стимулирования и направления поведения в определённое русло, необходимы как минимум два мотивационных фактора — потребность и мотив.
Цель — это следующий мотивационный фактор.

Цель — непосредственный, обязательно осознанный результат, на который в данный момент нацелено поведение.
Если, к примеру, мотив появился в виде желания получить одобрение коллег и руководства или, наоборот, избежать взыскания, то следующим шагом может стать работа по сдвигу мотива на цель.
Человеку, например, поручают сделать доклад, методическую разработку, занятие. Он сначала прилагает немало усилий, чтобы заставить себя это сделать. Но, постепенно погружаясь в материал, получая массу интересной информации, он понимает, что эта деятельность начинает ему нравиться. Постепенно такой путь развития мотивационной сферы может поспособствовать развитию познавательных интересов.
Мотивация учебной деятельности — все составляющие, обусловливающие проявления учебной активности: потребности, цель, установки, чувство обязанности, интересы.
Есть
три группы мотивов, с которыми ребёнок может и хочет учиться.
1. Внешние — ориентация на будущее.
Здесь ребёнок учится, чтобы затем поступить в университет, получить интересную работу. Такое чаще всего происходит в старших классах, и именно поэтому успеваемость там выше. В начальной школе это проявляется в желании общаться с одноклассниками, учителем, в возможности приобрести яркие школьные принадлежности, в стремлении к престижу, в опасении осуждения, неудачи.
2. Внутренние — ориентация на собственные наклонности и способности.
Ребёнок охотно изучает предмет, который ему интересен. При такой мотивации труд приносит удовлетворение, им можно заниматься и без внешнего давления.
3. Ситуативные — нравится учиться, интересно спланирован урок, ребёнку понятно, где можно применить определённый материал.

Тест «Готов ли я к самореализации?» (10 мин)
Участники получают бланки «Самооценка уровня самоактуализации (готовность к самореализации)». Необходимо определить собственную оценку своих качеств на шкале по
пятибалльной системе.

Готовы ли вы к самореализации?

Я воспринимаю свою жизнь целостно,
нашёл (знаю, определился) своё дело в жизни

Оценки

Не нашёл,
не знаю,
не определился

У меня есть твёрдые моральные установки

5 4 3 2 1

Я смогу отказаться от искушения

5 4 3 2 1

Я воспринимаю людей такими, какие они есть

5 4 3 2 1

Я достаточно гибок в поведении, легко адаптируюсь в новой ситуации

5 4 3 2 1

Я уверен в себе и смогу за себя постоять

5 4 3 2 1

Я могу защитить себя от агрессии

5 4 3 2 1

Я творчески подхожу к делу

5 4 3 2 1

Я воспитываю себя, развиваю свои способности

5 4 3 2 1

ШВопросы для обсуждения

  • Какие мысли у вас возникали, когда вы заполняли бланк?
  • Какова цель этого задания?
  • Для чего, на наш взгляд, человеку необходимо знать свои сильные стороны?
  • Как вы можете использовать эту информацию о своих сильных сторонах? знаю,

Разминка «Атомы и молекулы» (5 мин)
Подвигаемся вместе, как атомы. Все вы знаете, что атомы движутся в разных направлениях и с разными скоростями, это так называемое броуновское движение. По моей команде все объединяются в «молекулы», в каждой из которых столько атомов, сколько я назову.
Сначала в пары, тройки, пятёрки объединяет, для того чтобы процесс объединения в подгруппы был более спонтанным.

Упражнение «Мотивы деятельности» (10 мин)
Каждому педагогу предлагают на листах закончить предложение: «Я работаю, потому что…».
Желательно написать не менее 20 предложений.
По окончании работы участникам предлагают написанные окончания отнести в одну из нижеприведённых колонок.

Материальная
мотивация

Мотивация
комфорта

Статуснопрестижная
мотивация

Мотивация
общения

Мотивация
общей активности

Мотивация
творческой
активности

Мотивация общей
пользы

Для лучшего понимания поставленной задачи ведущий предлагает ознакомиться с понятиями к каждому мотиву.
Материальная мотивация отражает стремление обеспечить себя и своих близких материальными ресурсами жизни.
Мотивация комфорта является продолжением материальной мотивации. Это тоже потребность в средствах к существованию, но в более удобных условиях: комфорта, порядка, удовольствия, развлечения, безопасности.
Статусно-престижная мотивация обусловлена желанием субъекта получить уважение от окружения, престиж, статус в коллективе.
Мотивация общения — принятие в группе коллег. Проявляется как в положительных стремлениях (аффилиация, опека, внимание), так и в социально отрицательных (унижение, подчинение, агрессия, угодничество).
Мотивация творческой активности отражает стремление субъекта использовать свою энергию и возможности для получения творческих результатов. Содержит: создание, достижение, понимание, познание.
Мотивация общей пользы отражает положительные результаты работы, направленные на оказание помощи другим, при этом использующие творчество в деятельности.
Вопросы для обсуждения

  • Удовлетворены ли вы полученными результатами?
  • Хотели ли бы вы что-либо изменить?
  • Что для этого нужно?
  • Какие из вышеперечисленных мотивов стимулируют достижение творчества в работе?
  • Какие препятствуют?

Данное упражнение можно также проанализировать по количественным показателям.
Если участник написал меньше 20 предложений, то он недостаточно мотивирован на самопознание.

Упражнение «Берег осуществлённых надежд» (5 мин)
Участникам предлагают подойти к нарисованному «Берегу надежд», сказать, оправдались ли их ожидания, и если да, то переклеить свой
стикер на «Берег осуществлённых надежд».

Упражнение «Чемодан, прачечная и мусорка» (10 мин)
На доску вывешивают три плаката, на которых нарисованы чемодан, прачечная и мусорка. Участникам предлагают взять стикеры соответствующего цвета (зелёный, жёлтый и розовый) и определиться, какие новые знания они
возьмут с собой (прикрепить зелёный стикер на плакат «Чемодан»), какие надо ещё отработать (прикрепить жёлтый стикер на плакат «Прачечная»), а какие вообще не понадобятся (прикрепить розовый стикер на плакат «Мусорка»). Участникам предлагают высказать свои мысли по поводу занятия. Таким образом подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сформированность мотивации обучения как показатель результативности введения ФГОС второго поколения.

О положительной практике повышения мотивации при  введении ФГОС ООО....

Практикум «Способы повышения мотивации обучающихся в условиях дополнительного образования»

В презентации рассматриваются способы повышения мотивации обучающихся.Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. И ее недостаток – одна из главных причи...

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологически...

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.Формирование учебной мотивации у учащихся...

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологически...