"УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ"
статья по психологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг качества предоставления услуг отделения дополнительного образования детей образовательного учреждения ГБОУ школы №338 Провела и обработала результаты педагог-психолог Морозова М.А
Целью: мониторинга является изучение степени удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов услугами ОДОД . Объект: данного исследования учащиеся, родители и педагоги ГБОУ школы №338. Задачи: исследовать показатель удовлетворённости родителей, детей и педагогов услугами ОДОД
Необходимость выработки социально-педагогического подхода к оценке уровня востребования Значимость услуг дополнительного образования Возрастание и дифференциация образовательных запросов Актуальность исследования обусловлена
Методы диагностического исследования 1)«Методика изучения удовлетворённости учащихся», разработанная А.Андреевым 2) Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”, для диагностического исследования учащихся 3)Изучение познавательной активности учащихся, автором опросника является А.А . Горчинская 4) Анкета «Ваше мнение» составленная И.Л . Забуслаевой для диагностического исследования родителей и педагогов 5)«Методика изучения удовлетворённости педагогов в образовательном учреждении» разработанная Е.Н.Степновым .
Направления деятельности ОДОД
По результатам мониторинга было охвачено: 312 из 450 учащихся , обучающихся в нашей школе 15 из 24 педагогов, со стажем работы в системе образования 1 35 родителей детей посещавших занятия ОДОД ..
Сравнительная диаграмма количества детей, посещавших занятия ОДОД
Сравнительное распределение числа учащихся по возрасту
Учащиеся – победители, призёры соревнований и конкурсов разного уровня
Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и планирующих пройти
Работа с родителями в ОДОД
Количественные параметры выборки опроса с учетом возраста учащихся Возрастные группы Количество респондентов % Учащиеся 1-4 классов 161 51,6 Учащиеся 5-9 классов 140 44.8 Учащиеся 10-11 классов 11 4,2
Родители, указавшие, что их дети посещают программы дополнительного образования соответствующей направленности (%) Направленность программы дополнительного образования Количество респондентов, указавших соответствующую направленность % от количества указанных респондентами программ % от количества респонден-тов* Художественно-эстетическая 12 3,8 14,2 Физкультурно-спортивная 34 10,8 26,5 Социально-педагогическая 23 7,3 20,1 Культурологическая 37 11,8 6,6 Курсы иностранного языка 0 0 0 Научно-техническая 4 1,2 5,7 Туристско-краеведческая 137 44 3,3 Военно-патриотическая 7 2,2 2,2 Эколого-биологическая 21 6,7 2,0 Естественнонаучная 9 2,8 1,8 Доп. занятия по школьным предметам 12 3,8 1,6 Спортивно-техническая 17 5,4 1,6 Социально-экономическая 125 40 0,3 Всего 450 139,8 122,3 * Здесь и далее суммарный процент ответов на вопросы, предусматривающие возможность выбора нескольких вариантов может превышать 100%
Причины выбора родителями отделения дополнительного образования (%) Причина выбора % Хорошие педагоги 52,3% Удобство расположения, близость к месту жительства 45,3% ОДОД посещают одноклассники ребенка 22,4% Развивает способности ребенка 54,2 Ребенок получает удовольствие 43,6 Ребенок увлечен направленностью этой программы 33,8 Позволяет ребенку формировать, развивать характер 29,7 Полезно для расширения кругозора ребенка 26,9 Занимаются друзья (знакомые, одноклассники) ребенка 10,9 Чтобы чем-то занять ребенка 3,2
Ответы родителей об уровне интереса ребенка к программе дополнительного образования (%) Уровень интереса ребенка к программе % Ребенок всегда с удовольствием посещает занятия 88,2 Временами интерес ребенка к занятиям снижается 11,4 Часто приходится уговаривать ребенка посещать занятия 0,4
Данные диагностики, полученные в ходе исследования удовлетворённости учащихся Класс/уровень достаточный чел./% Частичный чел./% недостаточный (или чел./% 1-2 классы 94/34% 13/33% 2 29 3-4 классы 14/5% 3/8% 2 29 5-10 классы 172/61% 23/59% 3 43 Всего:312 уч-ся / 100% 280/90% 39/12,5% 7 / 2%
Данные диагностики, полученные в ходе исследования удовлетворённости родителей Уровень показателя удовлетворенности По направлениям Художественно-эстетическая Физкультурно-спортивная Культурологическая Туристско-краеведческая Военно-патриотическая Естественнонаучная Эколого-биологическая Всего Опрошено 119 чел . Высокий 1 6 чел. -30% 5 чел. -23% 10 чел. -41% 14 чел. -70% 18 чел. -53% 9 чел. -64% 8 чел 52 чел. -45,6% Средний 14 чел.-70% 11 чел. -52% 9 чел.-37,5% 6 чел. -30% 7 чел. -47% 5 чел. -36% 19 52 чел. -45,6% Низкий 3 2 чел. -23% 5 чел. -20% 0% 0% 3 5 чел. 15 чел.-8,7%
Данные диагностики, полученные в ходе исследования удовлетворённости педагогов Уровень удовлетворенности педагогов деятельностью в ОДОД Количество респондентов, % Показатели удовлетворенности Организация труда Проявление и реализация качеств личности педагога Отношения с коллективом Отношения с учащимися и их родителями Обеспечение деятельности Высокий 7(54%) 5(38%) 11(85%) 6(46%) 3(23%) Средний 4(31%) 6(46%) 2(15%) 3(23%) 4(31%) Низкий 2(15%) 2(38%) 0% 4(31%) 6(46%)
Данные диагностики, полученные в ходе исследования удовлетворённости педагогов
Влияние возраста ребенка на уровень интереса к программам дополнительного образования (%)
Мнения родителей о влиянии программ дополнительного образования различной направленности на школьную успеваемость ребенка (%)
Оценка родителями уровня учебной нагрузки на ребенка в связи с освоением им программ дополнительного образования (%) Оценка уровня учебной нагрузки % Дополнительная нагрузка совсем невелика, ребенок легко с ней справляется 79,9 Время от времени ребенок испытывает перегрузки, совмещая дополнительное образование и учебу в школе 19,0 Ребенок часто испытывает перегрузки в связи с совмещением школы и занятий дополнительного образования 1,1
Ответы родителей, чьи дети вовлечены в программы дополнительного образования различной направленности (%)
Ответы родителей о влиянии программ дополнительного образования на развитие личности ребенка (%) Эффект % Развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п.) 53,4 Приобретение полезных навыков и умений 46,6 Расширение кругозора, повышение эрудированности 45,0 Развитие физических качеств (сила, ловкость, координация и т.п.) 38,0 Развитие интеллектуальных способностей (четкость мышления, способность делать выводы и т.п.) 35,5 Развитие навыков общения и самопрезентации 34,4 Повышение общего культурного уровня (развитие речи, вежливость) 33,9 Повышение мотивации к учебной деятельности 26,8 Ничего из перечисленного 2,7 Затрудняюсь оценить 1,3
Мнения родителей об эффективности программ дополнительного образования в зависимости от возраста ребенка (%)
Мнения родителей об эффективности программ дополнительного образования различной направленности (%)
Источники информации об отделении дополнительного образования (%) Источники информации об учреждении (программе) дополнительного образования % От знакомых, друзей 59,9 Из объявлений 9,5 От школьных педагогов 7,6
Ответы родителей, чьи дети посещают программы дополнительного образования различных направленностей (%)
Удовлетворённость педагогов повышением заработной платы в сравнении с прошлым годом Оценка уровня оплаты (% от числа указавших) % Незначительный 39,6 Средний 59,5 Высокий 0,9
Условия, при выполнении которых, можно повысить уровень показателя удовлетворённости всех участников отделения дополнительного образования в зависимости направленности программы (%) Условия Худ.-эст. Физ.-спорт. Соц.-пед. Культ-ая Науч.-тех. Тур.-краевед. Воен.-патр. Экол.-био. Если у кружка будут более хорошие помещения 9,2 20,1 5,6 3,9 7,1 0,0 11,8 0,0 Если будет установлена новая мебель, оборудование и др. 8,2 7,3 6,4 3,9 10,7 8,1 0,0 4,8 Если будет увеличен штат педагогов, персонала 2,9 7,8 8,0 9,8 10,7 2,7 5,9 4,8 Если улучшится квалификация работников 1,2 4,1 1,6 0,0 0,0 0,0 0,0 4,8 Если увеличится время (частота) занятий 26,1 24,2 32,8 35,3 32,1 0,0 58,8 19,0 Если группы будут меньше 15,4 13,2 11,2 19,6 28,6 10,8 11,8 47,6 Если будет набираться лучший контингент 2,3 3,7 2,4 2,0 3,6 0,0 5,9 0,0 Не готовы платить больше ни в коем случае 47,0 34,2 43,2 39,2 21,4 94,6 5,9 28,6
Оценка условий и организации учебного процесса (ср. балл) Оцениваемая характеристика ОДОД Средний балл Квалификация педагогов 4,9 Степень индивидуализации обучения 4,7 Удобство расписания занятий 4,7 Объем учебной нагрузки на ребенка 4,6 Контингент обучающихся 4,6 Состояние помещений (ремонт, состояние мебели и т.п.) 4,2 Оснащённость (наличие необходимого оборудования, компьютеров, спортивных снарядов и т.п.) 4,1
Оценка удовлетворённости родителей условиями и организацией учебного процесса ( средний балл) Оцениваемая характеристика ОДОД Квалификация педагогов 4,9 4,7 4,9 4,9 5,0 4,8 4,6 4,8 4,9 4,9 Степень индивидуализации обучения 4,6 4,7 4,7 4,8 4,9 4,6 4,6 4,7 4,7 4,7 Объем нагрузки на ребенка 4,6 4,6 4,8 4,8 4,8 4,5 4,5 4,5 4,8 4,2 Удобство расписания занятий 4,6 4,6 4,7 4,7 4,8 4,6 4,5 4,5 4,7 4,7 Контингент обучающихся 4,6 4,6 4,7 4,5 4,8 4,3 4,5 4,4 4,6 4,6 Оснащенность (наличие необходимого оборудования, компьютеров, спортивных снарядов и т.п.) 4,3 4,5 4,0 4,2 4,1 3,9 3,8 3,9 4,5 3,6 Состояние помещений (ремонт, состояние мебели и т.п.) 4,5 4,6 3,9 4,3 4,0 4,3 4,0 4,1 4,7 3,8 Среднее значение по оценке всех выделенных параметров 4,6 4,6 4,5 4,6 4,6 4,4 4,3 4,4 4,7 4,3
П ричины, вызывающие у родителей желание сменить программу и/или учреждение дополнительного образования ребенка (%) Причины, вызывающие желание сменить программу и/или учреждение % Не устраивает квалификация педагогов 9,0 Нет программ желаемого профиля 22,0 Плохая материально-техническая база учреждения 15,0 Неудобное расписание занятий 12,0 Неудобное расположение учреждения 28,0 Не устраивает контингент детей 14,0
Основные выводы по результатам проведенного исследования: разнообразие программ дополнительного образования, безусловно, позволяет удовлетворять различные образовательные запросы родителей и их детей, и даёт возможность профессионально развиваться педагогам ОДОД ; наиболее массовыми и популярными программами дополнительного образования являются программы художественно-эстетической, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности; основными причинами выбора родителями образовательного учреждения и программы дополнительного образования ребенка являются достоинства педагогов и качество педагогической работы в учреждении; наиболее оправданной и перспективной стратегией информирования родителей о дополнительном образовании является интернет-коммуникация, индивидуальные консультации и беседы; отмечается высокий уровень осведомленности родителей о наличии в школе отделения дополнительного образования удовлетворённость родителей бесплатностью обучения их детей в отделении дополнительного образования на высоком уровне; родители очень высоко оценивают условия и качество организации учебного процесса в отделении дополнительного образования, которые посещают их дети.
Представленные в настоящем отчёте данные позволяют дать объективную оценку состоянию отделения дополнительного образования детей. Определить проблемы и «болевые точки» отделения дополнительного образования, а также наметить перспективы развития ОДОД . Следует отметить, что полученные в ходе исследования данные показали, что все удовлетворены услугами, предоставленными в ОДОД . Это значит, что их дети, их родители и педагоги удовлетворены услугами ОДОД , и деятельность, проводимая в ОДОД вполне устраивает всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях вечерней школы"
Презентация по теме: "Дифференцированное обучение в услових вечерней школы"...
«Учебная мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования».
Цель: ознакомить педагогов с понятием мотивация, её разновидностями, сформировать навыки взаимодействия с детьми, придать педагогам мотивационный заряд и положительные эмоции....
Сформированность мотивации обучения как показатель результативности введения ФГОС второго поколения.
О положительной практике повышения мотивации при введении ФГОС ООО....
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологически...
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.Формирование учебной мотивации у учащихся...
Формирование учебной мотивации как условие повышение результативности обучения
Оценка факторов влияющих на учебную мотивацию...
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологически...