ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО КОРРЕКЦИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
проект на тему
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО КОРРЕКЦИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Поскольку словообразование существительных детей старшего дошкольного возраста имеет ряд недостатков, нами была разработана логопедическая технология по коррекции словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, в основу которой были положены следующие цели, задачи и принципы: При составлении данной технологии были использованы авторские разработки Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, О.А. Новиковской, Шевченко.
Целью создания нашей логопедической технологии являлось повышение эффективности работы по формированию словообразования существительных, для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи логопедической технологии:
- Формировать образование существительных единственного и множественного числа с помощью суффиксов.
- Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова.
- Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Принципы логопедической технологии:
1. Принцип взаимосвязи речи и других психических процессов (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн [6, 7, 2, 31]) – предполагает использование в коррекционно-логопедическом процессе для формирования языковых и логических обобщений воздействие на те или иные психические процессы, способствующие нормализации анализаторной, аналитико-синтетической, регуляторной деятельности, активизацию средств чувственного и эмоционального познания.
2. Принцип использования сохранных психических процессов и сохранных анализаторных систем как опоры при обучении (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский) – предполагает развитие направлений приспособительной деятельности сохранных процессов и анализаторов с целью не замещения нарушенного процесса, а постепенного его формирования и интериоризации: разработка и применение методических пособий, приёмов, учитывающих степень экстериоризации.
3. Принцип деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) – предполагает организацию коррекционно-логопедического воздействия не как простую тренировку умений и навыков, а как целостную, осмысленную деятельность учащихся, органически вписывающуюся в систему их повседневных жизненных отношений:
- учёт ведущей деятельности в дошкольном возрасте;
- использование продуктивных видов деятельности.
4. Принцип личностного подхода и социальной природы человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) – предусматривает подход к ребёнку как целостной личности с учётом всей её сложности и индивидуальных особенностей, максимальное использование всех его возможностей, способностей и влияния окружающей среды.
Модель содержания нашей логопедической технологии по коррекции словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития (Схема 1).
Содержание коррекционного блока логопедической технологии по коррекции нарушений словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Логопедическая технология по формированию словообразования существительных детей предусматривала три последовательно реализуемых этапа, которые сменяли друг друга циклично по мере отработки каждого развиваемого параметра. В программу включены фронтальные занятия, которые проводились с использованием наглядности, в интересной и доступной для детей форме.
Логопедическая технология включает пять этапов:
- Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
- Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
- Образование существительных с помощью суффикса -инк-.
- Образование названий детенышей животных и птиц.
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).
С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словообразования существительных проводилась в следующей последовательности:
I этап. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности :
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом — домик, куст — кустик
нос — носик, халат — халатик
хвост — хвостик, лист - листик
карандаш — карандашик;
б) с чередованием глухих и звонких звуков
в корне:
таз — тазик, гвоздь — гвоздик,
сад — садик, сад — садик,
клюв — клювик, лоб — лобик.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
забор — заборчик, костюм — костюмчик,
шкаф — шкафчик, стул — стульчик,
стакан — стаканчик, вагон — вагончик,
блин — блинчик, суп — супчик,
трамвай — трамвайчик, диван — диванчик;
б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав — рукавчик.
3. Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:
лапа — лапка, мышь — мышка,
яблоня — яблонька, лошадь — лошадка,
туча — тучка, ночь — ночка;
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):
шуба — шубка, капля — капелька,
береза — березка, книга — книжка,
корова — коровка, бумага — бумажка,
синица — синичка, рука — ручка,
страница — страничка, птица — птичка;
4. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:
вода — водичка, сестра — сестричка,
коса — косичка.
5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -онък-, -енък- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:
Маша — Машенька, Надя — Наденька,
Даша — Дашенька, Петя — Петенька,
Миша — Мишенька, Коля — Коленька;
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
береза — березонька, дядя — дяденька,
дочь — доченька, мама — маменька,
тетя — тетенька;
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:
рука — рученька, дорога — дороженька,
нога — ноженька.
6. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
дед — дедушка, голова — головушка,
соловей — соловушка, зима — зимушка,
скворец — скворушка, рябина — рябинушка,
поле — полюшко;
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо — перышко, стекло — стеклышко,
солнце — солнышко, горло — горлышко,
зерно — зернышко, гнездо — гнездышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
— суффикс -иц- в существительных женского рода:
лужа — лужица, земля — землица,
кожа — кожица, роща — рощица;
— суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:
мороз — морозец, хлеб — хлебец,
письмо — письмецо;
— суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
пыль — пыльца, мыло — мыльце,
дерево — деревцо, зеркало — зеркальце,
корыто — корытце, одеяло — одеяльце.
Игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
II этап. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:
суп — супница, соус — соусница,
чай — чайница, салат — салатница,
сахар — сахарница, конфеты — конфетница.
2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:
хлеб — хлебница, пепел — пепельница,
сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница.
Игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).
После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.
Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.
Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.
В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)
- Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)
- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
III этап. Образование существительных с помощью суффикса -инк-.
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:
бусы — бусинка, дождь — дождинка,
пыль — пылинка, изюм — изюминка,
солома—соломинка, роса—росинка,
икра — икринка, мармелад — мармеладинка.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:
горох — горошинка, снег — снежинка,
чай — чаинка, песок — песчинка,
пух — пушинка.
Изменить слово по аналогии.
а) виноград — виноградина, горох — ...
свинья — ... жемчуг— ..
баран — ... картофель — ...
теленок — ... лед — ...
б) бусы — бусинка, дождь — ...
пыль — ... снег— ...
дождь — ... песок — ...
изюм — ... пух — …
IV этап. Образование названий детенышей животных и птиц.
В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:
Гусь-гусенок - гусята,
Еж - ежонок - ежата,
лось - лосенок — лосята,
тигр - тигренок - тигрята,
лиса - лисенок - лисята,
слон - слоненок - слонята,
кот - котенок - котята,
ворона - вороненок - воронята.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:
волк - волчонок - волчата,
орел - орленок - орлята,
индюк - индюшонок - индюшата,
лев - львенок - львята,
медведь - медвежонок - медвежата,
белка - бельчонок - бельчата,
заяц - зайчонок - зайчата,
галка - галчонок - галчата,
кролик - крольчонок - крольчата.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
овца — ягненок — ягнята,
свинья — поросенок — поросята,
корова — теленок — телята,
собака — щенок — щенята,
лошадь — жеребенок — жеребята,
курица — цыпленок — цыплята.
Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.
Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…
Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)
Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.
— Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок)
«Назвать животных парами».
Детям предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
— Кто это? (Белка)
— А как называют детеныша белки? (Бельчонок)
На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).
Логопед показывает картинку дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.
— А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок)
Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
На доске картинки «Лиса и лисята».
Сначала дети вспоминают название одного детеныши.
— Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)
— А теперь поиграем с мячом.
Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.
Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
На доске картинка по сказке «Три медведя».
— Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)
— Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица — Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк —волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.
— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок.)
V этап. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ЗПР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:
1.Словообразование существительных мужского рода:
— с суффиксом -щик-
барабанщик, кладовщик, часовщик,
угольщик, танцовщик, сварщик,
стекольщик, дрессировщик, носильщик;
— с суффиксом -чик-
летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.
2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами -ниц-, -иц-:
художник — художница, учитель — учительница,
работник — работница, писатель — писательница,
проводник — проводница, певец — певица.
Назвать профессии (по картинкам).
Логопед предлагает детям ответить на вопросы:
Кто носит багаж? Носильщик.
Кто сваривает трубы? Сварщик.
Кто вставляет стекло? Стекольщик.
Кто работает на кране? Крановщик.
Кто укладывает камни? Каменщик.
Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
Далее логопед задает вопрос:
— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?
При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.
Игра «Как назвать того, кто...?»
Логопед предлагает детям назвать того, кто ...
— Кто на паровозе ездит? (Машинист)
— Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
— Кто песни сочиняет? (Композитор)
— Кто играет на рояле? (Пианист)
— Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
Логопедическая технология включала 20 занятий. Занятия проводили во фронтальной форме четыре раза в неделю. Каждое занятие имело свою цель, состоит из организационного момента, основной и заключительной частей:
- организационный момент включает: настрой детей на активную познавательную деятельность;
- основная часть включает в себя основные коррекционно-развивающие упражнения;
- заключительная часть – подведение итогов занятия;
К каждому ребенку применялся индивидуальный подход. Речь ребенка во время занятия тщательно контролировалась, требования предъявляемые детям были адекватными, так как мы учитывали речевые возможности и особенности их личности.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ЗПР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее звучанием. Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, дуб-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Формирование системы словообразования существительных определяется последовательностью появления форм словообразования в онтогенезе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая технология - как средство коррекции мыслительных и эмоционально - волевых нарушений у детей с задержкой психического развития» в урочной и внеурочной деятельности
Игравой метод имеет большое значение для процессов воображения и мышления. Значение игры для ребенка определяется тем, что затрагивает наиболее существенные с...
Проект программы психологической коррекции памяти у детей с задержкой психического развития в МОУ СОШ № 24 КГО.
Целью программы является коррекция и развитие мнестической деятельности учащихся с задержкой психического развития.Задачи программы:·...
Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития.
Теория и практика дефектологической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы ребенка с особыми возможностям...
Лыжная подготовка как фактор коррекциидвигательной сферы детей,имеющих задержку психического развития
Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....
Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток
Е.М. Кудряшова, ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенкаКарельская государственная педагогическая академияГ. Петрозаводск Статья написана на основе исследовательской...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...