Проект программы психологической коррекции памяти у детей с задержкой психического развития в МОУ СОШ № 24 КГО.
материал по психологии на тему
Целью программы является коррекция и развитие мнестической деятельности учащихся с задержкой психического развития.
Задачи программы:
· выявить уровень и особенности развития памяти учащихся, имеющих ЗПР;
· разработать комплекс упражнений по развитию и коррекции памяти учащихся подросткового возраста с ЗПР;
· определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на коррекцию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsim_pamyati_uchashchikhsya_s_ovz.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Копейского городского округа
Номинация:
авторские программы и разработки занятий по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. материалы по организации коррекционно-развивающих занятий, индивидуализации образования.
Автор-составитель:
Жидкова Татьяна Сергеевна
Проект программы психологической коррекции памяти у детей с задержкой психического развития в МОУ СОШ № 24 КГО.
Аннотация работы:
Целью программы является коррекция и развитие мнестической деятельности учащихся с задержкой психического развития.
Задачи программы:
- выявить уровень и особенности развития памяти учащихся, имеющих ЗПР;
- разработать комплекс упражнений по развитию и коррекции памяти учащихся подросткового возраста с ЗПР;
- определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на коррекцию
Результатами реализации программы является увеличение процента учащихся с высоким уровнем развития всех видов памяти. Также четко прослеживается динамика в развитии слуховой, логической и долговременной памяти.
- Пояснительная записка
Кардинальные изменения, происходящие в нашей стране за последние 15-20 лет, затронули все сферы общественной жизни, в том числе и образование, которое переживает сегодня период реформ. Повышение качества знаний учащихся с особыми образовательными потребностями – как основа их социальной реабилитации – одна из основных задач настоящей реформы.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как дети с задержкой психического развития (ЗПР). Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных и педагогических факторов. С учащимися с ЗПР работают по особым программам, которые носят коррекционную направленность и разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации. Педагоги-практики постоянно находятся в поиске эффективных средств коррекции познавательной деятельности в целом и отдельных ее функций, в частности, памяти. При этом они используют дополнительные нетрадиционные формы работы: игры, задания, упражнения для повышения эффективности своей деятельности.
В МОУ СОШ № 24 в 2013-2014 учебном году также была разработана программа «Психокоррекция памяти у детей с задержкой психического развития». Работа по программе носит системный характер, сочетает в себе индивидуальные и групповые формы работы, дополнительные занятия. Были подобраны и апробированы эффективные упражнения для развития и коррекции памяти учащихся подросткового возраста с ЗПР, уточнены и конкретизированы условия развития памяти учащихся с ЗПР. Программа была признана эффективной - коррекция процессов памяти учащихся с ЗПР дает положительные результаты.
Цель программы - изучить пути развития памяти детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие на уровне ЗПР и включить эффективные методики в специально организованный коррекционно-образовательный процесс. Цель: коррекция и развитие мнестической деятельности учащихся с задержкой психического развития.
Задачи программы:
- изучить проблемы развития и коррекции памяти учащихся подросткового возраста, имеющих ЗПР, в психолого-педагогической литературе;
- изучить особенности познавательной деятельности учащихся с ЗПР;
- изучить основные формы работы по коррекции познавательной процессов подростков с ЗПР;
- выявить уровень и особенности развития памяти учащихся, имеющих ЗПР;
- разработать комплекс упражнений по развитию и коррекции памяти учащихся подросткового возраста с ЗПР;
- определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на коррекцию
Проблема формирования и развития памяти - одна из интереснейших и активно развивающихся в психологической науке. Вопросам памяти посвящены работы многих крупных отечественных и зарубежных ученых. Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.
Память - это психический механизм ориентации человека, как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают
нарушения личности (6,29)
Организационно-методические требования к проведению занятий
Коррекционно-развивающий процесс регламентируется типовым базисным планом МОУ СОШ № 24 с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными программами Министерства образования и науки Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5 п. 1) в целях организации коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ; в соответствии с рекомендациями муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центра диагностики и консультирования Копейского городского округа (№ 457/1 от 14.09.2011г.) «Об организации специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях Копейского городского округа Челябинской области в 2013-2014 учебном году»; согласно учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утверждённому приказом МОиН Челябинской области от 10.08.2012г. № 01-2205 (Приказ МОУ СОШ № 24 № 89/2 от 01.09.2011г.) организовано обучение и воспитание детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах - 9в-12 человек.
Условия формирования группы
В МОУ СОШ № 24 комплектование коррекционных классов осуществлялось по заявлению родителей (законных представителей) и на основе заключения ПМПк (также обучающихся интегрировано в массовых классах).
Сроки и временной режим занятий
- Понедельник и четверг – занятия индивидуальные и два раза в месяц – групповые (по 3- человека)
- вторник – консультативная и психологическая помощь педагогам
- суббота – консультативная помощь родителям
Сроки проведения коррекционных занятий с учащимися запланированы на учебный год, т.е. в начале учебного года проводится диагностическая процедура (индивидуально) с целью выявления психологических особенностей ребенка: диагностика обучаемости, степень сформированности познавательной деятельности, тревожности, комфортности, успешности учения, затем разрабатывается индивидуальная психокоррекционная программа, согласованная с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития).
Требования к созданию материально-предметной среды
В МОУ СОШ № 24 имеется материально-техническая база, позволяющая обеспечить работу по коррекции памяти у учащихся с ЗПР. Имеются специально оборудованные учебные места, специализированное учебное оборудование и технические средства обучения для организации коррекционных мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания. В школе функционирует кабинет психолога (две небольшие комнаты), оборудованный мягкой мебелью, игрушками. В кабинете присутствует зона консультативной работы, рабочая зона психолога и зона коррекционно-развивающей работы. Последняя зона оснащена доской (над ней световая лампа), два рабочих стола.
Программное содержание занятий для разных возрастных групп
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные модули (направления).
- Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Психолого – педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ | Наблюдение, психологическое обследование, анкетирование детей и родителей, беседы с педагогами | сентябрь | Педагог- психолог, классный руководитель |
Углубленная диагностика детей с ЗПР | Получение сведений об обучающемся на основании диагностики специалистов разного профиля | Диагностирование, заполнение диагностических документов | октябрь | Педагог- психолог |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении, выявить резервные возможности | Индивидуальная коррекционная программа соответствующая выявленному уровню развития ребенка | Разработка коррекционной программы | Сентябрь, Октябрь | Педагог- психолог |
- Коррекционно - развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной, специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ЗПР.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР | Планы, программы | Индивидуальная программа по предмету, воспитательная работа с классом, индивидуальная воспитательная программа для детей с ОВЗ | сентябрь | Учителя предметники, классный руководитель, социальный педагог и психолог |
Обеспечить психологическое сопровождение детей с ЗПР | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписаний занятий. 3. Проведение коррекционных занятий 4.Отслеживание динамики развития ребенка | Сентябрь-ноябрь | Педагог- психолог |
Методы и приёмы, используемые на занятиях
Наблюдение, словесные методы (беседа, рассказ, объяснение), метод интервью, диагностические методы, эксперимент, игры, упражнения, а также при необходимости техники нейролингвистического программирования, техники и приёмы, используемые в психотерапии.
Методика «Изучение типа памяти».
Примерные конспекты занятий
Цель - коррекция различных видов памяти.
Задачи:
- определение преобладающего вида памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная, зрительная, слуховая, кратковременная, долговременная);
- определение характера процесса запоминания и прочность сохранения (темп, объем, прочность);
- формирование полноты воспроизведения словесного материала, умения составлять план ответа и пользоваться им, умение дать правильный краткий ответ;
- обучение умениям и навыкам релаксации.
Занятие № 1 Изучение типа памяти
Цель - дать информацию о значении памяти для человека, определить тип памяти ребенка.
Оборудование - бумага, ручки.
Ход выполнения задания: Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки слов прилагаются).
Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, которые он читает молча, и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые он запомнил. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.
После выполнения задания подводится итог: «Как ты считаешь, при выполнении задания, где ты был (а) наиболее успешен, где наименее?» Релаксирующее упражнение.
Результаты сообщаются после обработки на следующем занятии.
Обработка результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С) С = а:10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит тип памяти.
Занятие № 2 Развитие зрительной памяти
Цель – развитие и коррекция зрительной памяти
Оборудование – набор разрезных картинок, цветная бумага, где крупно написаны имена обитателей НЛО.
Ход занятия:
Разминка. «Передай предмет…» (цветок, мяч, арбуз, грязь, печеную картошку, воздушный шарик…)
Задание 1. Имена обитателей НЛО (см. Приложение)
Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО. Детям раздаются разрезные картинки, где изображена космическая ракета , на ней красным желтым и зеленым написаны имена обитателей: ВЕН, МАЛ, ЧУК; НАФ, ТАД, МАГ, ПАК, КАН, ДЕН.
Задание 2 Повтори эти имена.
Задание 3 Что можно предпринять, если имена не запоминаются? (предложены дополнительные картинки: город, поросёнок, маг-кудесник, мак- цветок и т. д.) Школьникам необходимо побеседовать друг с другом в течение 5 минут, найти 2 способа, которые помогут запомнить обитателей.
Попытайтесь связать каждое имя с цветом, и на то, на что похоже это слово, с тем, что хорошо известно, и найти соответствующую картинку. Например, ВЕН звучит как «N», ЧУК и ГЕК, НАФ и НЕФ картинка и т. д.
Занятие №3 Развитие слуховой памяти.
Цель: развитие и коррекция слуховой памяти.
Разминка. Делаем друг другу комплимент.
Задание.
Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемым говорят следующие слова:
«Сейчас я буду называть вам разные слова и предложения, и после этого делать паузу. Во время этой паузы вы должны будете на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайтесь рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
Детям последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
После прочтения каждого слова или словосочетания, экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
Подведение итогов.
»
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в О баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка — О баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
3.2 Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы
В результате обследования различных видов памяти у подростков с ЗПР до начала коррекционных занятий были получены следующие результаты
Таблица № 2 Уровень развития слуховой и зрительной, логической и механической, кратковременной и долговременной памяти у учащихся с ЗПР
Виды памяти | Норма | Уровень развития в процентах | |||
высокий | Средний | низкий | Очень низкий | ||
Зрительная | 30,8 | 7,7 | 23,1 | 46,1 | 23,1 |
Слуховая | 30,8 | - | 30,8 | 53,8 | 15,4 |
Логическая | 15,3 | - | 15,3 | 77 | 7,7 |
Механическая | 46,2 | 7,7 | 38,5 | 46,2 | 7,7 |
Кратковременная | 53,9 | 23,1 | 30,8 | 30,8 | 15,3 |
Долговременная | 30,8 | - | 30,8 | 38,4 | 30,8 |
Для удобства анализа результатов обследования учащихся с ЗПР вводим понятие «уровень развития психической функции, находящейся в пределах возрастной нормы». Оно включает в себя сумму показателей высокого и среднего уровня развития памяти (НОРМА= ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ+СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ).
Анализ результатов исследования позволяет сделать выводы о том, что общий уровень развития памяти у большинства испытуемых находится на уровне ниже средних показателей возрастной нормы. Так, например, у 69,2% испытуемых уровень развития зрительной и слуховой памяти низкий. Уровень развития логической памяти слабо развит у 84,7% испытуемых. Только у 7,7% учащихся зафиксирован высокий показатель развития зрительной и механической памяти, и у 23,1% – высокий показатель развития кратковременной памяти.
Таким образом, память в целом как функция у учащихся развита недостаточно, 100% испытуемых нуждаются в специально-организованном коррекционном обучении. В процессе работы были предложены 2 формы занятий – индивидуальные и групповые. 53,8% испытуемых, т.е. 7 человек, составили контрольную группу. 46,2%, т.е. 6 человекам, было предложено посещать экспериментальную группу, т.е. требующую коррекционной работы.
В результате проведения коррекционной работы по различным типам памяти были получены следующие результаты.
Таблица № 3 Уровень развития видов памяти после проведения коррекционной работы
Виды памяти | Норма | Уровень развития в процентах | |||
высокий | Средний | низкий | Очень низкий | ||
Зрительная | 76,9 | 15,3 | 61,6 | 2,1 | - |
Слуховая | 84,7 | 7,7 | 77 | 7,7 | 7,6 |
Логическая | 76,9 | 15,3 | 61,6 | 15,3 | 7,7 |
Механическая | 92,4 | 30,8 | 61,6 | 7,7 | - |
Кратковременная | 84,7 | 23,1 | 64,6 | 15,3 | - |
Долговременная | 61,4 | 15,3 | 46,1 | 23,1 | 15,3 |
Таким образом, результаты диагностики после коррекционной работы показывают, что зрительно увеличился процент учащихся с высоким уровнем развития всех видов памяти. Так, если на первом этапе исследования было всего 7,7% учеников с высоким уровнем развития зрительной и механической памяти, то на втором этапе их количество возросло до 15,3% и 30,8% испытуемых соответственно. Также четко прослеживается динамика в развитии слуховой, логической и долговременной памяти. После первого исследования показатели уровня развития этих видов памяти были равны нулю, а после коррекционной работы они составили 7,7%, 15,3%, 15,3% соответственно.
4. Тематическое планирование групповых занятий по теме «Память»
№/№ | Тема занятия | Цель | Общее кол-во часов |
1. | Изучение типов памяти | Значение памяти для человека, определение типа памяти | 2 |
2. | Развитие зрительной памяти | Развитие и коррекция зрительной памяти | 2 |
3. | Развитие слуховой памяти | Развитие и коррекция слуховой памяти | 2 |
4. | Развитие кратковременной памяти | Развитие и коррекция кратковременной памяти | 2 |
5. | Развитие долговременной памяти | Развитие и коррекция долговременной памяти | 2 |
6. | Развитие долговременной памяти | Развитие и коррекция долговременной памяти | 2 |
7. | Развитие логической памяти | Развитие и коррекция логической памяти | 2 |
8. | Развитие механической памяти | Развитие и коррекция механической памяти | 2 |
9. | Итоговое занятие | Определение уровня и успешности обучения | 2 |
10. | Использование вида памяти высокого уровня развития (в сравнении). | Как быть успешным, какой вид памяти использовать | 2 |
5. Литература
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 2000. - 376с.
- Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68с.
- Быстрее, выше, сильнее: сб.развивающих игр. – М.,1998. - 208 с.
- Выготский, Л.С. Этюд по истории поведения / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1993.
- Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. - М.: Просвещение, 1985.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001.- 464с.
- Кабанов, М.М. Методы психологической диагностики коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.Е. Личко. – Л., 1983. - 312с.
- Косуров, О.В. Коррекция психоэмоционального состояния методами психической саморегуляции. – Челябинск: ЦПНПИ, 1999.
- Кузнецова, Л.В. Дети с задержкой психического развития / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1989. - 109с.
- Лебединский, К.С. Дети с задержками психического развития / К.С. Лебединский. - М.: Просвещение, 1981.- 602с.
- Лубовский, В.И. Коррекционное обучение детей / В.И. Лубовский. - М.: Просвещение, 2000. - 118с.
- Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов.- М.: Центр Владос, 1999. - 640с.
- Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1: Основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Центр Владос, 1999.- 688с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педаг. об-во России, 1999.- 422с.
- Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Стол. - М., 1987.- 304с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: СФЕРА, 2001.- 240с.
- Психодиагностика и школа. - Таллин, 1980.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Акадет, 2001. - 160с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1999. - 345с.
- Психологическая диагностика - проблемы и исследования / под ред. Е.М. Гуревича. – М, 1981.- 232с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 480с.
- Савицкий, И.И. Дети с задержками психического развития / И.И. Савицкий // Воспитание и обучение детей. – 2002. - № 4.
- Сухомлинский, А.В. О воспитании / А.В. Сухомлинский. - М.: Политиздат. 1985.
- Танаев, С.П. Психическое недоразвитие подростков / С.П. Танаев // Дефектология. - 2001. - №5.
- Трынский, К.П. Психическое развитие детей / К.П. Трынский // Воспитание и обучение детей. – 2000. - № 10.
- Турнер, Д. Ролевые игры: практ. руководство / Д. Турнер. – СПб.: Питер, 2002.
- Умаров, М.А. Дети с задержкой психического развития / М.А. Умаров. – М.: Просвещение,1985. - 113с.
- Филиппова, Т.А. Память как психическая функция / Т.А. Филиппова. – М.: Просвещение, 1989. - 295с.
- Школьный психолог. - 2010. - № 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Риторика" для детей с задержкой психического развития» (5-6 классы)
Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «шк...
коррекционная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «Алгебра-8класс» 2015-2016 уч. г.
Настоящая программа по математике для 8 класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе примерной программы основного (общего) образования по математике, М: Дрофа, 2008 год, федера...
коррекционная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «математика-5 класс» 2015-2016 уч. г.
Настоящая программа по математике для 5 «д» класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе примерной программы основного (общего) образования по математике, – М.: Просвещение, 201...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития...
Лыжная подготовка как фактор коррекциидвигательной сферы детей,имеющих задержку психического развития
Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «Алгебра-8 класс» 2018-2019 уч. г.
Рабочая программа по алгебре по УМК С. М. Никольский...
Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития...