Рецензия на сборник стихотворений для детей дошкольного и школьного возраста Гайфуллиной М.И. «Звон серебряной подковы» (на татарском языке)
консультация на тему
Рецензия на сборник стихотворений для детей дошкольного и школьного возраста Гайфуллиной М.И. «Звон серебряной подковы» (на татарском языке)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
retsenziya_na_sbornik_stihotvoreniy_zvon_serebryanoy_podkovy.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на сборник стихотворений для детей дошкольного и школьного возраста Гайфуллиной М.И.
«Звон серебряной подковы» (на татарском языке)
Автор литературно-художественного издания для детей дошкольного и школьного возраста, сборника стихотворений «Звон серебряной подковы» Гайфуллина М.И. – член Союза писателей РТ, поэтесса, обладающая высокой техникой стихосложения, лирически тонко и чувственно пишущая о жизни и о прекрасном. Ее стихотворения отличают сильные рифмы, чёткий ритм, интересные образы и разнообразные художественно-выразительные средства. Однако это только одна яркая грань таланта Миннеруй Исламовны. Вот уже более трех десятков лет она - чуткий, грамотный, творческий учитель татарского языка и литературы высшей квалификационной категории, учитель по призванию, ежедневно раскрывающий мир для своих учеников, отдающий им частичку себя.
В условиях быстро меняющегося, развивающегося мира важным остается поиск источника духовного, нравственного обогащения подрастающего поколения. Каким будет моральный облик выпускника школы? В Федеральных государственных образовательных стандартах представлен четкий портрет выпускника основной школы: любящий свое отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, активно и заинтересованно познающий мир и дт. Учитывая это, Гайфуллина М.И. разрабатывает собственную методику обучения татарскому языку и литературе учащихся среднего звена, в основу которой, помимо обязательной системы знаний, умений и навыков, составляющих, инструментальную основу компетенций учащихся, легли ценностные ориентиры для полноценного развития личности. В качестве источника формирования языковой компетенции и духовно-нравственного воспитания Гайфуллина М.И. использует произведения собственного сочинения, что является новаторским подходом в образовании.
Рецензируемый нами сборник стихотворений «Звон серебряной подковы» представлен в методике автора в качестве дополнительного к основной образовательной программе текстового материала для изучения речевых, грамматических структур, синтаксиса, стилистики текста, художественно-выразительных средств языка, морфем, орфограмм, фонетики татарского литературного языка. При этом, по мнению автора, в целях нравственного воспитания учащихся, задачей первостепенной важности является акцентирование внимания учеников на идейно-тематическую направленность текстов и философский аспект произведений.
Сборник стихотворений отличает хороший лирический текст, оптимизм, гармоничность, яркие, легкие восприятию учеников образы. Лирический образ стихотворений привлекателен, прост и понятен ребенку. Легкая, непринужденная форма стихотворений, естественность в системе образов и сюжете, лаконичные характеристики героев, простые реплики, скрытая дидактика и воспитательная нагрузка текстов – находка для современного учителя, работающего в условиях ФГОС. Стихотворения отвечают особенностям восприятия учащихся среднего звена, их психики. Вечные темы добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, отцов и детей, дружбы и предательства, смысла человеческой жизни и бытия, сохранения народных традиций, связи поколений представлены в сборнике легко и непринужденно с позиции ребенка, при этом в стихотворениях решаются важнейшие дидактические задачи. Поэт стремится пробудить в ребенке творческое начало, воспитать любовь к своей малой родине, национальной культуре и традициям, доверие к окружающим, радость общения.
Ключевой в сборнике стихотворений является концепция «Человек - творец собственной истории, представитель сложившейся веками культуры, неотъемлемая часть своего народа и его истории». Перед лирическим героем стихотворений сборника сегодня стоит нелегкая задача сохранения и передачи последующим поколениям культурного богатства, наследия нации, достойного представления своего народа на мировом уровне. По мнению автора, воспитанность, интеллигентность, нравственность человека определяется его отношением к историческим корням, родному языку, традициям, его толерантностью и стремлению к знаниям, совершенствованию себя как личности.
Татарларга хас түгел лә
Телләргә өстән карау...
Халкым өчен күп тел белү –
Сандугач булып сайрау!
...Нишләп инде яратмыйбыз?
Яратабыз дус телен!
Рәхәтләнеп өйрәнәбез –
Яшермичә бар серләрен
Безгә ачкан рус телен!
(“Яратабыз рус телен”)
Подводя итог, следует отметить, тот факт, что, используя в процессе обучения и воспитания произведения собственного сочинения, Гайфуллина М.И., помимо всего, реализует на практике технологию проблемного обучения и продуктивного чтения, технологию оценивания учебных успехов, что способствует формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответсвенности, целеустремленности и самоорганизации.
Миннеруй Исламовна открыта для инноваций и не боится премен. Ее педагогические исследования, поиск и изучение новых методов и технологий направлены на усвоение обучающимися необходимых знаний и на развитие личности школьников, их познавательных и созидательных способностей. Считаем, что использование автором сборника стихотворений «Звон серебряной подковы» в процессе обучения татарскому языку и литературы в качестве дополнительного материала к основной программе является актуальным в контексте современной школы и носит характер педагогической целесообразности.
Рецензент
Мингалиева Л.Э.,
к.ф.н. ____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по спортивной гимнастике для детей дошкольного и школьного возраста
Календарно тематическое планирование по спортивной гимнастике для детей дошкольного и школьного возраста....
Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...
Повышение эффективности коррекционно – развивающего обучения детей дошкольного и школьного возраста через взаимодействие работы учителя - логопеда и педагога-психолога.
С целью повышения уровня воспитательного и коррекционного процессов, повышения эффективности работы с ребёнком необходимо постоянно изменять условия её организации, использовать...
Формирование грамотного звукопроизношения и лексико - грамматических конструкций в речи детей дошкольного и школьного возраста.
Данные статьи, презентация, конспекты зянятий - предложены автором для пополнения практического опыта учителей - логопедов. Родителям данный материал поможет в ежедневном общении с р...
Протоколы обследования детей дошкольного, младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта
Методические разработки протоколов обследования детей 4г.ж., 5 г.ж., 6 г.ж., 7 г.ж, детей младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта, а также...
Доклад :ИКТ на занятиях по ритмике и танцам для детей дошкольного и школьного возраста.
Доклад: ИКТ на занятиях поритмике итанцам для детей дошкольного и школьного возраста....
Программа психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста
Психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье...