Протоколы обследования детей дошкольного, младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта
методическая разработка по теме

Иванникова Ольга Анатольевна

  Методические разработки протоколов обследования  детей 4г.ж., 5 г.ж., 6 г.ж., 7 г.ж, детей младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта, а также диагностические материалы были разработаны и апробированы в 2013 году. Заключение по обследованию позволяет выбрать индивидуальный маршрут для ребенка. Протоколы опубликованы на сайте https://educontest.net/ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 41.doc62 КБ
Microsoft Office document icon 51.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon 61.doc70 КБ
Microsoft Office document icon 71.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon mladsh.shk_.1.doc157 КБ
Microsoft Office document icon diagnostich._metodiki_dlya_doshk.doc52 КБ
Microsoft Office document icon perechen_metodik_1-4_klass.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования ребенка 4 года жизни.

Дата______

Ф.И. ребенка______________________________________ Возраст ____

Учитель-дефектолог _________________________________________________

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  • Как тебя зовут?        
  • Сколько тебе лет?        
  • Как зовут твою маму (папу)?_________________________________________________
  •  Какие дома есть игрушки?        
  • Чем ты занимаешься дома?        

Исследуемые параметры

Содержание

выполнение

Сам.

С пом.

Не вып.

З р и т е л ь н о е     в о с п р и я т и е

Восприятие цвета

Узнавание, соотнесение и называние 4 основных цветов;

Выделение цвета в окружающей среде

Восприятие формы

Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника; шарик, кубик

Восприятие величины

Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания;

(3 матрешки, пирамидка с 3-мя кольцами)

Соотнесение предметов по величине

Сюжетные картины

Нахождение и называние объектов на сюжетной картине;

Ответы на вопросы по содержанию рассматриваемой картины

Часть и целое

Составление целого изображения из 2 - 3-х частей (горизонтальный, вертикальный разрез)

Сходство и различие изображений

Нахождение одного явного отличия между двумя предметами или предметными изображениями

Изображения разных модальностей

Соотнесение реального предмета с цветным, силуэтным и контурным изображением

Наложенные и зашумленные изображения

Узнавание и называние 2-3 крупных контуров знакомых предметов;

Узнавание и называние 1-2 изображений знакомых предметов на зашумленном фоне

О р и е н т и р о в к а   в   п р о с т р а н с т в е и времени

Ориентировка на себе

Знать и называть части тела и их пространственное расположение (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа)

Макроориентировка

Различать и обозначать пространственные направления относительно себя (впереди – позади, вверху – внизу, далеко – близко);

Находить и располагать предметы в ближайшем пространстве вокруг себя

Микроориентировка

Ориентироваться на плоскости стола, листа (середина и стороны: верхняя, нижняя)

Временные представления

Определять части суток (день, ночь)

Р а з в и т и е   м е л к о й   м о т о р и к и  

Ручная умелость

Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (щипки, последовательное соединение пальчиков).

Графические навыки

Владение карандашом, фломастером, кистью.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

О себе и других людях

Знать свое имя и фамилию, имена близких людей. Уметь различать по внешним признакам мальчика и девочку (причёска – одежда), мужчину и женщину (в реальной жизни и на изображениях).

О профессиях

Наличие элементарных знаний и представлений о труде повара, водителя, врача.

Предметные представления

Узнавать и называть предметы ближайшего окружения; знать их назначение; выделять признаки и свойства предметов, уметь группировать предметы.

Называть и выполнять действия с предметами.

Понимать обобщающие слова (игрушки, посуда, одежда)

О природе

Умение различать характерные признаки времен года. Узнавать и называть 2-3 домашних/диких  животных/птиц (собака, кошка, корова; лиса, заяц, медведь; курица, петушок, утка; голубь, воробей, ворона), названия овощей, фруктов. Различать виды растений (дерево, цветок, гриб).

Явления общественной жизни

Наличие элементарных представлений о праздниках: Новый год, 8 Марта.

Элементарные математические представления

Количество

Различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного».

Уметь сравнивать две группы предметов на основе из взаимного сопоставления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Протокол обследования ребенка 5 года жизни.

Дата______

Ф.И. ребенка______________________________________ Возраст ____

Учитель-дефектолог _________________________________________________

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  • Как тебя зовут?        
  • Где ты живешь? (адрес)        
  • Как зовут твою маму (папу)?_________________________________________________
  •  Какие дома есть игрушки?        
  • Чем ты занимаешься дома?        

Исследуемые параметры

Содержание

выполнение

Сам.

С пом.

Не вып.

З р и т е л ь н о е     в о с п р и я т и е

Восприятие цвета

Узнавание, соотнесение и называние 4 основных цветов, а также белого, серого, черного, оранжевого и коричневого цветов;

Фиксация и локализация по насыщенности (3 оттенка). Выделение цвета в окружающей среде.

Восприятие формы

Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника; шара, куба, цилиндра.

Выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении.

Дифференцирование близких /сходных/ форм (круг-овал; квадрат-прямоугольник).

Восприятие величины

Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания

(5 матрешек, пирамидка с 5-ю кольцами);

Соотнесение предметов по величине

Сюжетные картины

Нахождение и называние объектов на сюжетной картине.

Составление небольших описательных рассказов по рассматриваемой картине с направляющей помощью педагога. Установление простейших причинно-следственных связей.

Часть и целое

Составление целого изображения из 3 - 4-х частей, разрезанных в разных направлениях.

Сходство и различие изображений

Нахождение  двух – трех  отличий между двумя предметами / предметными изображениями, а также между двумя сюжетными картинками.

Изображения разных модальностей

Сличение и соотнесение реального предмета с реальным, цветным, силуэтным и контурным изображением.

Наложенные и зашумленные изображения

Узнавание и называние 3-4  средних наложенных контуров знакомых предметов.

Узнавание и называние 2-3 изображений знакомых предметов на зашумленном фоне (средняя степень зашумления).

О р и е н т и р о в к а   в   п р о с т р а н с т в е и времени

Ориентировка на себе

Знать и называть части тела и их пространственное расположение (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа); использовать в речи пространственные термины (грудь – впереди, спина – сзади и т.д.).

Макроориентировка

Различать и обозначать пространственные направления относительно себя (справа – слева, впереди – позади, вверху – внизу, далеко – близко, дальше – ближе), передвигаться в названном направлении и обозначать его словесно;

Находить и располагать предметы в ближайшем пространстве вокруг себя;

Обозначать словами положение предмета по отношению к себе.

Микроориентировка

Ориентироваться на плоскости стола, листа, словесно обозначать пространственное расположение предметов на микроплоскости  (середина и стороны: верхняя, нижняя, правая, левая, располагать предметы слева направо)

Временные представления

Определять части суток и их последовательность.

Р а з в и т и е   м е л к о й   м о т о р и к и  

Осязательное восприятие

Узнавание и называние различных поверхностей

(узнавание –  4-6 видов поверхностей;

нахождение по названию – 4 вида:  гладкое – шершавое – пушистое - колючее);

Узнавание и различение геометрических форм (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

Узнавание на ощупь знакомых игрушек, моделей животных.

Ручная умелость

Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки.

Графические навыки

Владение карандашом, фломастером, кистью.

Зрительно-двигательная координация

Умение совершать точные координированные движения обеими руками; владение навыком прослеживания глазами за действием руки.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

О себе и других людях

Знать свое имя и фамилию, имена и отчества близких людей. Уметь различать по внешним признакам (причёска – одежда) мальчика и девочку, мужчину и женщину (в реальной жизни и на изображениях). Иметь представление о строении собственного тела и назначении некоторых частей тела

О профессиях

Наличие элементарных знаний и представлений о труде повара, водителя, врача, пожарного, милиционера, продавца.

Предметные представления

Узнавать и называть предметы ближайшего окружения; знать их назначение; выделять признаки и свойства предметов, их существенные детали; уметь группировать предметы.

Сравнивать предметы по различным признакам (форма, цвет, материал)

Понимать обобщающие слова (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт)

О природе

Знать название времен года. Знание 2-3 характерных признаков каждого времени года.

Узнавать и называть 3-4 дерева (береза, рябина, клён, ель), 1 кустарник (шиповник/смородина) и 3-4 цветка. Выделять корень, ствол/стебель, ветки, листья (иголки), цветок.

Узнавать и называть 4-5 домашних, диких животных и их детенышей, птиц (зимующих и перелётных). Узнавать и называть 1-2 насекомых, пресмыкающихся (лягушка,  черепаха).

Узнавать и называть 4-5 овощей и фруктов. Делать обобщение.

Явления общественной жизни

Наличие элементарных представлений о праздниках: Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества.

Знать название родного города, название улицы, на которой ребенок живет.

Элементарные математические представления

Количество

Считать до 5 (количественный счет с соотнесением количества). Отвечать на вопрос «Сколько всего?» Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предмета.

Мыслительная деятельность

Конструирование

Конструировать по подражанию или простому образцу.

Мыслительные операции

Делать простые обобщения, группировать предметы по заданному основанию (цвет, форма, величина). Находить сходства и различия между двумя предметами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Протокол обследования ребенка 6 года жизни.

Дата______

Ф.И. ребенка        возраст        

Учитель-дефектолог _________________________________________________

I. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  • Как тебя зовут?        
  • Сколько тебе лет?        
  • Где ты живешь? (адрес)        
  • Как зовут твою маму (папу)?_________________________________________________
  •  Где работает мама (папа)?        
  • Какие дома есть игрушки?        
  • Чем ты занимаешься дома?        

Исследуемые параметры

Содержание

выполнение

Сам.

С пом.

Не вып.

З р и т е л ь н о е     в о с п р и я т и е

Восприятие цвета

Узнавание, соотнесение и называние  основных цветов, а также оранжевого, коричневого, голубого, фиолетового, белого, серого и черного  цветов;

Фиксация и локализация по насыщенности

(7 оттенков);

Выделение цвета в окружающей среде.

Восприятие формы

Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, ромба; шара, куба, цилиндра, конуса;

Выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении.

Восприятие величины

Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания

(6-7 матрешек, пирамидка с 7-ю кольцами);

Соотнесение предметов по величине;

Словесное обозначение величины.

Сюжетные картины

Составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине по вопросам педагога. Установление  причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.

Часть и целое

Составление целого изображения из 5-6-ти частей

Сходство и различие изображений

Нахождение  до пяти  отличий между двумя предметами / предметными изображениями, а также между тремя сюжетными картинками.

Изображения разных модальностей

Сличение и соотнесение реального предмета с реальным, цветным, силуэтным и контурным изображением.

Наложенные и зашумленные изображения

Узнавание и называние 5-6  средних наложенных контуров знакомых предметов;

Узнавание и называние 5-6 изображений знакомых предметов на зашумленном фоне (средняя степень зашумления).

О р и е н т и р о в к а   в   п р о с т р а н с т в е и времени

Ориентировка на себе

Знать и называть части тела и их пространственное расположение (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа); использовать в речи пространственные термины (грудь – впереди, спина – сзади и т.д.).

Макроориентировка

Различать и обозначать пространственные направления относительно себя (справа – слева, впереди – позади, вверху – внизу, далеко – близко, дальше – ближе), передвигаться в названном направлении и обозначать его словесно.

Определение своего местонахождения среди окружающих людей и предметов («Я стою между …, около…, за…., позади…).

Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Обозначать словами положение предмета по отношению к себе.

Микроориентировка

Ориентироваться на плоскости бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине.

Временные представления

Определять временные понятия: сутки (утро, вечер, день, ночь), раньше, позже, вчера, сегодня, завтра. Называть текущий день недели.

Р а з в и т и е   м е л к о й   м о т о р и к и  

Осязательное восприятие

Узнавание и называние различных поверхностей

(узнавание – 6-7 видов поверхностей.

нахождение по названию – 5 вида:  гладкое – шершавое – пушистое – колючее, ребристое).

Узнавание и различение геометрических форм (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Узнавание различных поверхностей и материалов

Узнавание на ощупь знакомых предметов (двумя руками и одной рукой).

Ручная умелость

Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки.

Графические навыки

Владение карандашом, фломастером, кистью.

Зрительно-двигательная координация

Умение совершать точные координированные движения обеими руками; владение навыком прослеживания глазами за действием руки.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

О себе и других людях

Знать свое имя, отчество и фамилию, имена и отчества близких людей. Уметь различать по внешним признакам (причёска – одежда) мальчика и девочку, мужчину и женщину (в реальной жизни и на изображениях), знать названия и назначение частей тела и органов чувств.

Понимание жестов, мимики и эмоций человека.

О профессиях

Наличие  знаний и представлений о труде повара, водителя, врача, пожарного, милиционера, продавца, воспитателя, строителя, земледельца.

Знать трудовые обязанности и последовательность действий в трудовых процессах (на примере 2 профессий).

Предметные представления

Узнавать и называть разнообразные предметы и материалы; знать их назначение; выделять признаки и свойства предметов и материалов;  существенные детали предметов; уметь группировать предметы.

Сравнивать предметы по различным признакам (форма, цвет, материал, назначение и строение)

Делать обобщения  (родовые и видовые)

О природе

Знание  характерных признаков каждого времени года.

Узнавать и называть 4-5 деревьев (береза, рябина, клён, ель, дуб), 1-2 кустарник (шиповник, смородина) и 4-7 луговых, садовых и лесных цветков. Выделять корень, ствол/стебель, ветки, листья (иголки), цветок (середина, лепестки).

Узнавать и называть 4-5 видов  домашних, диких животных и птиц (зимующих и перелётных). Узнавать и называть 4-5 видов насекомых, пресмыкающихся (лягушка,  черепаха, ящерица). Выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животных, птиц, насекомых и т.д.

Узнавать, называть и отличать  овощи, фрукты и ягоды. Делать обобщения.

Явления общественной жизни

Наличие  представлений о праздниках: Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День города, День космонавтики.

Знать название родного города, название улицы, на которой ребенок живет, улицы, на которой стоит детский сад.

Знать, называть и понимать назначение некоторых общественных учреждений: поликлиника, школа, библиотека, магазины, театр и т.д.

Элементарные математические представления

Количество

Считать (отсчитывать) в пределах 10. Правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность). Устанавливать какое число больше или меньше другого и уравнивать.

Мыслительная деятельность

Конструирование

Конструировать по образцу, складывать простые узоры.

Мыслительные операции

Проводить соотносительный анализ изображений, находить сходства и различия предметов и объектов окружающей действительности, выделять «лишний» предмет среди предъявленных, объединяя по общему признаку, делать обобщения по существенному признаку, группировать предметы по заданному основанию. Устанавливать причинно-следственные зависимости, закономерности на наглядно демонстрируемом материале.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Протокол обследования ребенка 7 года жизни.

Дата_________

Ф.И. ребенка        возраст        

Учитель-дефектолог _____________________________________________________

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  • Как тебя зовут?        
  • Сколько тебе лет?        
  • Где ты живешь? (адрес)        
  • Как зовут твою маму (папу)? ________________________________________________
  • Где работает мама (папа)?        
  • Какие дома есть игрушки?        
  • Чем ты занимаешься дома?        

Исследуемые параметры

Содержание

Выполнение

Самост.

С пом.

Не вып.

З р и т е л ь н о е     в о с п р и я т и е

Восприятие цвета

Узнавание и называние  хроматических и ахроматических цветов спектра и их оттенков.

Выделение цвета в окружающей среде.

Восприятие формы

Узнавание, соотнесение и называние круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, ромба, трапеции; шара, куба, цилиндра.

Иметь представления о многоугольниках.

Выделение и соотнесение формы в окружающей среде и в предметном изображении.

Восприятие величины

Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания (10 матрешек, пирамидка с 9-ю кольцами).

Соотнесение предметов по величине.

Словесное обозначение величины.

Сюжетные картины

Самостоятельное составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине. Установление  причинно-следственных связей и составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Часть и целое

Составление целого изображения                                                                                  («Кубики» 9-12 штук, методика с применением разрезных картинок «Мальчик», «Бабочка», «Петух».

Сходство и различие изображений

Нахождение  до 7-8  отличий между двумя предметами / предметными изображениями, а также между сюжетными картинками.

Изображения разных модальностей

Сличение и соотнесение реального предмета с реальным, цветным, силуэтным и контурным изображением.

Наложенные и зашумленные изображения

Узнавание и называние 5-6  средних  и мелких наложенных контуров  предметов.

Узнавание и называние 7-8 изображений знакомых предметов на зашумленном фоне (средняя и сильная степень зашумления).

О р и е н т и р о в к а   в   п р о с т р а н с т в е и времени

Ориентировка на себе

Знать и называть части тела и их пространственное расположение; использовать в речи пространственные термины.

Соотнесение пространственных направлений собственного тела и стоящего напротив человека.

Макроориентировка

Различать и обозначать пространственные направления относительно себя (8 направлений), передвигаться в названном направлении и обозначать его словесно.

Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга, используя предлоги.

Обозначать словами положение предмета по отношению к себе и к другому человеку.

Микроориентировка

Ориентироваться на плоскости стола, листа, доски, словесно обозначать и воспроизводить пространственное расположение предметов на микроплоскости  (середина и стороны: верхняя, нижняя, правая, левая; углы: правый верхний, левый нижний и т.д., располагать предметы слева направо \справа налево; снизу вверх \ сверху вниз, по диагонали).

Временные представления

Называть месяцы года и дни недели, их последовательность.

Р а з в и т и е   м е л к о й   м о т о р и к и  

Осязательное восприятие

Узнавание и называние различных поверхностей

(узнавание – 8-10 видов поверхностей;

нахождение по названию –  вида:  гладкое, шершавое, пушистое, колючее, ребристое, скользкое, твердое, мягкое и т.д.).

Узнавание и различение геометрических форм.

Узнавание различных поверхностей и материалов.

Узнавание на ощупь знакомых предметов (двумя руками и одной рукой).

.

Ручная умелость

Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки.

Графические навыки

Владение карандашом, фломастером, кистью.

Зрительно-двигательная координация

Умение совершать точные координированные движения обеими руками; владение навыком прослеживания глазами за действием руки.

Ознакомление с окружающим и развитие речи  

О себе и других людях

Знать свое имя, отчество и фамилию, дату рождения, имена и отчества близких людей, домашний адрес и телефон. Уметь различать по внешним признакам мужской и женский пол, знать названия и назначение частей тела и органов чувств.

Понимать и распознавать жесты, мимику и эмоции человека.

О профессиях

Наличие  знаний и представлений о труде повара, водителя, врача, пожарного, милиционера, продавца, воспитателя, строителя, земледельца, животновода, учителя.

Знать трудовые обязанности и последовательность действий в трудовых процессах (на примере 2-3 профессий).

Предметные представления

Узнавать и называть разнообразные предметы и материалы; знать их назначение; выделять признаки и свойства предметов и материалов;  существенные детали предметов; уметь группировать предметы.

Сравнивать предметы по различным признакам (форма, цвет, материал, назначение и строение).

Делать обобщения  (родовые и видовые).

О природе

Знание  характерных признаков каждого времени года.

Узнавать и называть 5-6  деревьев (береза, рябина, клён, ель, дуб, сосна), 2-3 кустарник (шиповник, смородина, сирень) и 4-7 луговых, садовых и лесных цветков. Выделять корень, ствол/стебель, ветки, листья (иголки), цветок (середина, лепестки).

Узнавать и называть 5-6 видов  домашних, диких животных и птиц (зимующих и перелётных). Узнавать и называть 5-6 видов насекомых, пресмыкающихся. Выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животных, птиц, насекомых и т.д..

Узнавать, называть и отличать  овощи, фрукты и ягоды. Делать обобщения.

Явления общественной жизни

Наличие  представлений о праздниках: Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День города, День космонавтики.

Знать название своей страны, столицы, название улицы, на которой ребенок живет, адрес детского сада. Иметь представление о государственной символике. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.

Знать, называть и понимать назначение некоторых общественных учреждений: поликлиника, школа, библиотека, магазины, театр и т.д..

Знать некоторых знаменитых людей России.

Элементарные математические представления

Количество

Считать до10 и дальше (количественный и порядковый счет). Называть числа в прямом и обратном порядке до 10. Соотносить цифру и количество предметов. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Пользоваться цифрами и арифметическими знаками. Знать состав числа чисел первого десятка.

Мыслительная деятельность

Конструирование

Конструировать по образцу, складывать простые узоры.

Мыслительные операции

Проводить соотносительный анализ изображений, находить сходства и различия предметов и объектов окружающей действительности, выделять «лишний» предмет среди предъявленных, объединяя по общему признаку, делать обобщения по существенному признаку, группировать предметы по заданному основанию. Устанавливать причинно-следственные зависимости, закономерности на наглядно демонстрируемом материале. Понимать скрытый смысл сюжетов, текстов, житейских пословиц и поговорок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Протокол обследования ребенка 1 класса.

Дата_________

Ф.И. ребенка        возраст        

Учитель-дефектолог _____________________________________________________

Исследуемые параметры

Содержание

выполнение

Самост./

сформирован

С пом./

сформирован частично

Не вып./ не сформирован

З р и т е л ь н о е     в о с п р и я т и е

Константность,

целостность , осмысленность

восприятия

Узнавать и называть «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры».

Восприятие сюжетного изображения

Самостоятельное составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине. Установление  причинно-следственных связей. Серия сюжетных картинок.

Часть и целое

Составлять «Разрезные картинки», проводить пространственный анализ и синтез элементов узора. Восполнять сюжетный рисунок недостающими элементами.

Ознакомление с окружающем миром, пространственно-временная ориентировка

Ориентировка в ближайшем пространстве

Знать и называть части тела и их пространственное расположение; использовать в речи пространственные термины, предлоги.

Временная ориентировка

Называть времена года, их признаки, месяцы времен года. Знать части суток.

Сведения об окружающем

Иметь знания и представления о себе и ближайшем окружении, ориентироваться в происходящих событиях, иметь представления по основным разделам окружающего мира «Человек», «Животный мир», «Природа» и др.

Р а з в и т и е   м е л к о й   м о т о р и к и  

Графические навыки

Владение карандашом, фломастером, кистью.

Навыки каллиграфического письма.

.

Зрительно-моторная

координация

Умение совершать точные координированные движения обеими руками; владение навыком прослеживания глазами за действием руки.

Общая моторика

Общая скоординированность действий, точность, ловкость.

Мышление

Конструирование

Складывать узоры из кубиков «Кубики КООСА» (4 кубика), конструировать палочки по демонстрируемому образцу.

Причинно-следственные зависимости

Устанавливать и соблюдать закономерность между объектами, выполнять серию из сюжетных картинок. Составлять по серии картинок логичный рассказ.

Понимание скрытого смысла

Понимать и объяснять скрытый смысл сюжета, текста, метафор, доступных пословиц.

Обобщение

Проводить обобщения. Выделять «4-й лишний» предмет на невербальном и доступном вербальном уровне. Объяснять свой выбор.

Выделение существенных признаков

Проводить аналогии, выполнять классификацию по самостоятельно найденному основанию, сравнивать житейские понятия.

Программные знания

Математика

Счет, состав числа до 10, счетные операции сложения и вычитания, решение простых задач.

Письмо

Выполнять письмо под диктовку слов, предложений по фонематическому принципу, соблюдать элементарные орфографические правила.

Чтение

Читать и понимать тексты небольшого объема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Протокол обследования ребенка 2-4 класса.

Дата_________

Ф.И. ребенка        возраст        

Учитель-дефектолог _____________________________________________________

Исследуемые параметры

Содержание

Выполнение/сформированность навыка

Самост./

сформирован

С пом./

сформирован частично

Не вып./ не сформирован

З р и т е л ь н о е     в о с п р и я т и е

Константность,

целостность , осмысленность

восприятия

Узнавать и называть «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры».

Восприятие сюжетного изображения

Самостоятельное составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине. Установление  причинно-следственных связей. Серия сюжетных картинок.

Часть и целое

Составлять «Разрезные картинки», проводить пространственный анализ и синтез элементов узора. Восполнять сюжетный рисунок недостающими элементами.

Ознакомление с окружающем миром, пространственно-временная ориентировка

Ориентировка в ближайшем пространстве

Использовать в речи пространственные термины, предлоги. Понимать и употреблять логико-грамматические конструкции.

Временная ориентировка

Называть времена года, их признаки, месяцы времен года. Знать части суток. Ориентироваться по часам.

Сведения об окружающем

Иметь знания и представления о себе и ближайшем окружении, ориентироваться в происходящих событиях, иметь представления по основным разделам окружающего мира «Человек», «Животный мир», «Природа», «Космос» и др.

Р а з в и т и е   м е л к о й   м о т о р и к и  

Графические навыки

Навыки каллиграфического письма.

.

Зрительно-моторная координация

Умение совершать точные координированные движения обеими руками.

Общая моторика

Общая скоординированность действий, точность, ловкость.

Мышление

Конструирование

Складывать узоры из кубиков (9-16 кубиков).

Причинно-следственные зависимости

Устанавливать и соблюдать закономерность между объектами, выполнять серию из сюжетных картинок. Составлять по серии картинок логичный рассказ.

Понимание скрытого смысла

Понимать и объяснять скрытый смысл сюжета, текста, метафор, пословиц.

Обобщение

Выделять «4-й лишний» предмет на невербальном и вербальном уровне, Объяснять свой выбор, проводить обобщения.

Выделение существенных признаков

Проводить аналогии, выполнять классификацию по самостоятельно найденному основанию, сравнивать понятия.

Программные знания

Математика

Числовой ряд, разряды чисел, запись многозначного числа, сравнение чисел, навык устных и письменных вычислений, решение простых и составных задач, элементарный геометрический материал.

Письмо

Выполнять письмо под диктовку с соблюдением орфографических и синтаксических правил.

Чтение

Читать и понимать тексты, проводить логическую обработку прочитанного (выделять основной смысл, главную мысль, делить текст на смысловые части, выборочный пересказ, озаглавливание и др.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             Протокол обследования ребенка    школьного возраста с глубоким нарушением интеллекта (примерный возраст 7-12 лет).

Дата_________

Ф.И. ребенка        возраст        

Учитель-дефектолог _____________________________________________________

Исследуемые параметры

Содержание

выполнение

Самост./

сформирован

С пом./

сформирован частично

Не вып./ не сформирован

Особенности познавательной деятельности

Особенности восприятия

Восприятие предметного окружения:

1. Показ предмета по словесной инструкции.

2. Называние предъявляемого предмета или его изображения.

3. Соотнесение идентичных предметов.

4. Соотнесение предметного изображения и реалистичного предмета.

5. Выделение предмета из окружающего поля, проявление интереса к предъявляемым объектам (игрушке, бытовым предметам, еде).

6. Проявление двигательных реакций на словесную инструкцию (возьми, дай, покажи, положи).

Восприятие сенсорных эталонов:

1. Показ по инструкции формы, величины, цвета.

2. Показ по предъявляемому образцу (по аналогии).

3. Выделение и называние признаков предметов.

Особенности внимания

1. Умение произвольно удерживать внимание на материале задания.

2. Проявление интереса и манипулирование предметом непродолжительное время.

3.  Проявление интереса к предмету, фиксирование взгляда.

Особенности памяти

1. Способность удержать предъявляемую слухо-речевую инструкцию.

2. Способность удержать предъявляемую инструкцию, используя помощь (опора на образец, подражание).

3. Возможность удерживать в памяти обиходно-бытовые простые понятия, инструкции, помнить круг близких людей.

Характер деятельности

1. Познавательная и поисковая активность.

2. Способность к произвольной деятельности.

3. Удержание интереса к выполняемой деятельности.

4  Проявление интереса к предлагаемым заданиям.

5. Выполнение простейших заданий за поощрение.

6. Взаимодействие с объектом (манипулирование, фиксация взгляда, направленная двигательная активность по отношению к объекту).

Речевое развитие

Особенности

речи

Понимание обращенной речи и сложных речевых инструкций.

Самостоятельное пользование речи для коммуникации.

Понимание обращенной речи, простых инструкций.

Использование штамповой речи, эхолалии.

Вокализация.

Реагирование на голос, имя, речевые звуки.

Проявление реакции на речь или речевые звуки.

Проявление реакции на шумы.

Использование речи

Рассказать, что нарисовано на картинке (дети катаются на санках с горы). Ответить на вопросы по картинке.

Повторить предложение за педагогом.

Повторить слова за педагогом.

Ознакомление с окружающем миром,

О себе и других людях

Знание своего имени и фамилии, возраста.

Знание близких людей, понимание родства.

 Умение различать по внешним признакам (причёска – одежда) мальчика и девочку.

Предметные представления

Называние изображений предметов (Что нарисовано на картинке?)

Узнавание предмета на картинке (Покажи картинку (набор картинок с изображением знакомых детям предметов)

Называние предметов ближайшего окружения (Что это?)

Выделение предметов в ближайшем окружении (Покажи/дай/принеси мяч, пирамидку, маму, шкаф, игрушку и т.д.)

Узнавание изображенного предмета по тождественной картинке (Найди такую же картинку)

Узнавание изображения тождественного предъявляемому предмету (Покажи такую игрушку)

Выделение предмета тождественного демонстрируемому (Покажи такую же)

Сведения об окружающем

Представление о мире людей (Беседа по быту людей: мама готовит, дочка спит, мальчик рисует и др)

Представление о мире животных (Соотнесение животных и их детенышей, кто как голос подает, кто что ест, где живет)

Предметно практическое выполнение по инструкции (Покорми зайчика морковкой, найди маму котенку)

Пространственно-временная ориентировка

Ориентировка на себе и другом

Знание частей собственного тела (Назови и покажи у себя)

Выявление представлений о частях тела человека  (Покажи где? Найди у себя?)

Микроориентировка

Показ и называние сторон листа (верхние, нижние, боковые), середины, углов.

Ориентировка на листе (Соединение двух точек)

Временные представления

Части суток (день, ночь)

Времена года (зима, лето)

Моторное развитие

Ручная умелость

Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (щипки, последовательное соединение пальчиков).

.

Графические навыки

Владение карандашом, фломастером, ручкой:

Рисование (нарисуй, обведи, соедини, закрась, штриховка в заданном направлении)

Обводка (обводка по трафарету в заданном направлении)

Удержание (возьми карандаш, закрась)

Зрительно-моторная

координация

Слежение взглядом за движением руки. Проведение пальцем руки по нарисованной линии.

Брось мяч …

Общая моторика

Координация крупных движений (Попрыгай на двух ножках, попрыгай на одной ножке, разведи руки в стороны, вытяни руки вперед, похлопай, пройди до стола)

Мышление

Конструирование

Складывание целой картинки из частей:

4 части

3 части

2 части

Конструирование из палочек:

Самостоятельно (по речевой инструкции квадрат, флажок)

по образцу (стол, стул, окно)

По образцу (наложением) - (стол, стул, окно)

по показу (поэлементному подражанию) - (стол, стул, окно, заборчик, дорожка)

Группировка

Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат - необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

Группировка предметов с учетом цвета.

Сгруппировать кубики по цвету. Назвать цвет.

Раскладывание разноцветных кружочков (красных, синих, желтых, зеленых, белые, черные) под полосками соответствующего цвета. Дать полоску кружок названного цвета (поочередно все).

Соотнесение и различение формы

Вкладывание фигур в соответствующие пазы (доска Сегена). Вставить в пазы фигурки знакомых животных (на таблице изображены заяц, лиса, медведь, петух. Необходимо соотнести форму прорези в таблице с изображением животного).

Понимание очевидных нелепых ситуаций

Понимание эмоционального состояния

Понимание нелепых ситуаций:

сюжетное изображение

предметное изображение.

Понимание эмоционального состояния человека:

Назови, кто веселый? (радость, гнев, страх)

Покажи (кто плачет, кто смеется)

Смысловое соотнесение, зрительная память.

Элементарная причинно-следственная зависимость

Нахождение предметов (Чего не стало?).

Узнать предмет по его контурному изображению (чашка, собака, лопата).

Показать или назвать, какая картинка не подходит (например, огурец, помидор, капуста, кошка, затем – туфли, сапоги, хлеб, ботинки)

Сказать, что на картинке изображено неверно (слон спит на кровати, на ели растут яблоки, из дупла высунулась голова собаки и т.д.)

Разложить простую последовательность из трех сюжетных картинок (девочка стирает белье, развешивает, гладит).

Программный материал

Математика

Элементарные математические представления

Понимание математических терминов: посчитай, сколько всего, положи столько же, сколько стало, сколько осталось.

Умение пересчитывать предъявляемые предметы:

- в пределах 10;

- в пределах 5;

- в пределах 3

Умение соотносить число с количеством предметов:

- до 10;

- до 5;

- до3.

Умение посчитать от 5 обратно.

Умение посчитать от 1 до 3, от 2 до 4.

Умение показать второй гриб, третье яблоко.

Установление тождества (положи столько-же).

Разложи кубики по величине (от большого к маленькому и наоборот).

Найди место матрешки в ряду.

Понимание задания и возможности выполнять задания по подражанию (сколько, посчитай)

Письмо

Элементы письма

Написание:

- слов;

- слогов;

- букв.

Написание по обводке:

- слов;

- букв.

Копирование фигур.

Обводка бордюров.

Чтение

Умение читать  небольшие тексты. Понимание смысла прочитанного.

Умение читать слоги.

Знание букв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В.Секачев, 2012

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований. В.Секачев, 2002.



Предварительный просмотр:

Диагностика развития детей дошкольного возраста

Разделы

Содержание

Примерные задания

Методики

Сенсорное развитие (эталоны)

- выделение и называние цвета, соотнесение и нахождение в окружающем

 - различение и называние признака формы, нахождение в окружающем

- определение величины,  умение сравнивать и различать, располагать в возрастающем и убывающем порядке

- «Назови, какого цвета кубик (шарик)»

«Покажи кубики (шарики) красного цвета», «Найди кубик (шарик) такого же цвета как у меня»

«Покажи игрушки (предметы) красного (оранжевого и др.) цвета»

- Назови фигуру, которую я тебе покажу» (самостоятельное называние)

«Покажи такую же фигуру как у меня» (соотнесение), «Покажи круг, квадрат и т.д.» (по словесной инструкции) -

«Вставь фигурку в подходящую прорезь и назови её»

«Какой предмет похож на круг, шар, треугольник и т.д.»

 «Покажи ромб, куб и т.д.» (по словесной инструкции) (6-7 лет)

- «Собери пирамидку», «Расставь матрешек по росту (от самой большой до самой маленькой)»

1. «Психологическая карта дошкольника (готовность к школе)» Графический материал, М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева, Москва – Воронеж, 2002

2. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», С. Д. Забрамная, «Владос», 2002

3.  «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005

Временные представления

- времена  года и их признаки (месяцы, дни недели, части суток)

- Беседа с опорой на иллюстративный материал «Когда это бывает?», Когда ты спишь?» (до 5 лет)

- «Назови летние месяцы», «Как называется третий день недели?» (6-7 лет)        

1. «От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

Количество и порядковый счет

- умение выполнять счетные операции

- умение соотносить число и количество

-  понимание понятий «больше» и «меньше» на один

- выполнение простых действий в пределах 10

- «Сколько матрешек (яблок и т.д.)?», «Дай 2 (3, 5)», «Чего больше?» (до 6 лет)

-  «Посчитай вперед и обратно», «Я назову число, а ты на 1 больше (меньше)», (6-7)

- «Сколько будет 2 яблока и 3 груши?», «Расставь знаки» (7 лет)

1. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005

Часть и целое

- способность целостного восприятия знакомых предметов (работа с разрезными картинками)

- узнавание по отдельным фрагментам знакомых объектов

- «Сложи картинку»

(без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания)

- «Сложи кубики» (6-7 лет)

1. «Психологическая карта дошкольника (готовность к школе)» Графический материал, М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева, Москва – Воронеж, 2002

2. «От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

Сюжетные картинки

-раскладывание в правильной последовательности и составление рассказов

- установление причинно-следственных связей

- «Назови что (кто) нарисовано на картинке», «Покажи домик, девочку, елочку и т. д »

«Расскажи, кого ты видишь на картине, что они делают, почему, зачем?»

- «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ». (6-7 лет)

1. «От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

2. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», С. Д. Забрамная, «Владос», 2002

Представления детей об окружающем мире

- о себе и других людях

- классификация понятий («овощи», «фрукты», «домашние животные», «дикие животные» и т.д.)

- Беседа с ребенком («Как тебя зовут? Назови имя и отчество мамы (папы)? Ты мальчик или девочка? А мама кто – мужчина или женщина?» и т.д);  

 - «Назови, что это и скажи, для чего это нужно?»;

«Опиши себя», «Какой ты?» (6-7 лет0

- «Назови одним словом», «Продолжи ряд»

1. «Диагностика познавательной сферы ребенка» Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова., «Роспедагенство», Москва, 1994

2. 1. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», С. Д. Забрамная, «Владос», 2002

Мыслительные операции

- выделение 4 лишнего, обоснование выбора

- противоположные понятия

- простые аналогии

- установление    закономерности

- пословицы и поговорки

- загадки

- «4-й лишний»

- «Скажи наоборот»

- «Чем похожи и чем отличаются ?»

- «Как ты понимаешь выражение? (например: «золотая голова (руки)»

1. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005

2. «От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

3. «Диагностика познавательной сферы ребенка» Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова, «Роспедагенство», Москва, 1994

4. «Исключение предметов (четвертый лишний)» Модифицированная психодиагностическая методика, «Когнито – Центр», Москва, 2002

Пространствен.

ориентировка

- умение дифференцировать понятия правое – левое. верх-низ и т.п.   (у себя, от себя, в изображении)

- умение ориентироваться на плоскости, листе

- в ближайшем пространстве и окружении

- «Покажи, где у тебя голова (ноги, руки и т.д)», «Назови, что это у куклы» (голова, рука, спина и т.д)», «Где у тебя расположены ноги, голова, спина, грудь», «В какой руке у тебя игрушка»

- «Расставь игрушки, там, где я скажу»

- «Украсим коврик», «Расставь игрушки, как я скажу»

- «Покажи свою правую руку. А где у меня правая рука? И т.п.» (6-7 лет)

1. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», С. Д. Забрамная, «Владос», 2002

Развитие мелкой моторики

- умение держать карандаш, ручку, кисть

- выявление уровня графического навыка

- «Нарисуй/обведи матрешку, машинку», « Разукрась забор, домик, пирамидку»

- «Заштрихуй», «Графический диктант» (6-7 лет)

 «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005



Предварительный просмотр:

Диагностика развития детей младшего школьного возраста

Разделы

Содержание

Примерные задания

Методики

Зрительное восприятие

- узнавание и называние реалистических, в перевернутом ракурсе, зашумленных, наложенных, недорисованных изображений

- самостоятельное составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине

- установление  причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок

- «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры»

- восприятие сюжетной картинки

- восприятие серии сюжетных картинок

- «Разрезные картинки»

- «Сюжетные «вкладки»

1 Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.

3.  Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005

4. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Ознакомление с окружающим миром, пространственно-временная ориентировка

- умение ориентироваться в ближайшем окружении

- временная ориентировка

- сведения об окружающем

- ориентировка в схеме тела и ближайшем пространстве

- называние и показ местоположения фигур

- определение частей суток, времен года, последовательности, признаков, месяцев,

дни недели

- понимание сложных логико-грамматических конструкций

- беседа об окружающем мире

1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.

 2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002

3. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Развитие   мелкой   м о т о р и к и  

- выявление уровня графического навыка

- зрительно-моторная

координация

- общая моторика

- графические пробы

- анализ школьных тетрадей

1. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал, М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева, Москва – Воронеж, 2002

Мышление

- конструирование

- установление причинно-следственных зависимостей

- понимание скрытого смысла

- обобщение

- «Сложи картинку»

(без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания)

- «Сложи узор» (Кубики Никитина, кубики Коса»)

- выбор по аналогии

- «Дополни набор» («9-я клеточка»)

- «Продолжи ряд» (установление закономерности)

- исключение предметов («4-й лишний»)

- предметная классификация

- сравнение понятий

- понимание картин со скрытым смыслом, с изображением нелепых ситуаций, серии картин, связанных единым сюжетом

- понимание метафор, пословиц и поговорок

- простые и сложные аналогии

- выделение существенных признаков

1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

3.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей С.Д. Забрамная, «Просвещение», 1995

4. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»

5. Тест умственного развития младшего школьника / Е.М.Борисова, В.П. Арсланьян., Психологический институт РАО, М., 1997

6. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. Л.И. Переслени, «Айрис Пресс», М.,2006

7. Диагностика познавательной сферы ребенка. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова, «Роспедагенство», М., 1994

Программные знания:

- Математика

     - Письмо

     - Чтение

Математика:

- счет, состав числа до 10, счетные операции, сложения и вычитания, решение простых задач (1 класс)

- числовой ряд, разряды чисел, запись многозначного числа, сравнение чисел, навык устных и письменных вычислений, решение простых и составных задач, элементарный геометрический материал (2-4 класс)

Письмо:

- письмо под диктовку слов, предложений по фонематическому принципу, соблюдение элементарных орфографических правил (1 класс)

Чтение:

- чтение и понимание текстов небольшого объема (1 класс)

Выполнять письмо под диктовку с соблюдением орфографических и синтаксических правил. (2-4 класс)

- чтение и понимание текстов, проведение логической обработки прочитанного (выделять основной смысл, главную мысль, делить текст на смысловые части, выборочный пересказ, озаглавливание и др.) (2-4 класс)

- анализ рабочих тетрадей

- диктант

- проверочная работа по математике

- чтение текста

1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...

Забавы из ржаного теста для детей и их родителей. Пособие для родителей по лепке из теста с детьми среднего дошкольного - младшего школьного возраста

Данное пособие адресовано родителям, желающим организовать полезную и увлекательную совместную деятельность с детьми. Мы часто задаем себе вопрос, как установить взаимопонимание с нашим ребенком? Пр...

Забавы из ржаного теста для детей и их родителей. Лепим выпечку. Методическое пособие для родителей Лепка из теста с детьми среднего дошкольного - младшего школьного возраста

Данный материал предназначен для родителей старших дошкольников и младших школьников. В нем приведены рекомендации по совместному творчеству, описания технологии лепки простейших изделий, имитирующих ...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Нейропсихологические упражнения для межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ младшего школьного и среднего школьного возраста.

Статья содержит примерные, вводные  упражнения для межполушарного взаимодействия для родителей и педагогов работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект коррекционно-развивающего занятия на преодоление негативизма, агрессии у детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

 Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу с...