Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка
статья на тему
Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка
Учитель английского языка СОШ №175
Советского района г.Казани
Пономаренко Регина Равилевна
Постепенно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в состоянии поиска. Как избежать монотонности и рутины? Что можно сделать, чтобы заинтересовать ученика своим предметом, чтобы ученик понимал необходимость изучения иностранного языка в современном поликультурном мире?
За рубежом очень популярно обучение в сотрудничестве и практически все Британские учебники основаны на данном принципе обучения. Обучение в сотрудничестве - это структурированная организация обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек), в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а, не потребляя их в уже готовом виде.
Лозунг данной технологии: «От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех».
Почему же обучение в Сотрудничестве так популярно за рубежом? Предлагаем вашему вниманию сравнение традиционного урока и современного урока:
Традиционный урок | Современный урок |
- обучение (натаскивание) для экзаменов; | - обучение для компетенций; |
- индивидуальное учение (соревнование); | - обучение в сотрудничестве; |
- в центре – учитель; | -в центре – ученик; |
«сильные» и «слабые» | - Равенство (равномерное участие всех учеников) |
Плюсы структур Обучения в Сотрудничестве:
Академический успех;
Развитие критического мышления;
Вербализация знаний;
Развитие чувства толерантности;
Социализация;
Возрастание симпатии по отношению к учителю, классу, предмету;
Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает современная методика обучения, которая активно внедряется в Республике Татарстан с 2012 года Министерством образования и науки РТ совместно с Сингапурской компанией Educare и все из нас имели возможность познакомиться с отдельными структурами данной методики в течение двух тренингов.
Можно спорить о том, использовать данную методику на своих уроках или нет, но, не попробовав, мы не можем утверждать хорошо это или плохо.
Я хотела бы поделиться некоторыми приемами, которые я использую на своих уроках.
Во-первых, чтобы взаимодействие учащихся было организовано быстро и без суеты, я использую так называемый Clock Buddies (свидание в определенное время). Вы ,наверное помните, что мы рисовали циферблат и назначали себе встречи с партнерами на 12, 3, 6, 9 часов, но можно заполнить на все 12 часов, тогда CLOCK BUDDIES можно будет использовать до конца четверти или полугодия. Эти часики я храню у себя, и всякий раз, когда нужно организовать парную или групповую работу , я достаю эти часики и пары или группы уже готовы.
Далее, очень эффективный прием, который я применяю на своих урок,ах, это структура quiz-quiz-trade (спроси-спроси-обменяйся карточками).
Я заранее готовлю карточки для каждого ученика с вопросами и ответами по нужной теме. Напомню, как выполняется данная структура. Получив карточки, ученики встают, находят ближайшую пару. Партнер А задает вопрос партнеру В. Ученик Б отвечает. Если он ответил правильно, то он его хвалит, если неверно, то партнер А дает ему подсказку. Если после подсказки ответ неверный, то партнер А должен научить партнера В. После этого переспрашивает и хвалит за правильный ответ. Хвалить – это социальный навык. Далее они меняются ролями, чем мы добиваемся равного участия. Ученик Б проделывает те же шаги. И в конце, ключевой момент - ученики должны обязательно обменяться карточками, что бы не повторить один и тот же вопрос несколько раз. Далее они прощаются и ищут себе нового партнера. Так за короткое время 7-10 минут можно повторить 7-8 вопросов.
Эта структура очень эффективна, когда нужно закрепить или повторить какой-либо материал, блок, тему. Так ,например, эту структуру я использую при отработке называния времени, т.к. всегда сложно запомнить, как проговаривать правильно на английском языке без 15 минут 6 или 15 минут третьего. Или данную структуру я использую при повторении 3-х форм неправильных глаголов. Ученикам очень нравится этот прием.
Еще одна структура, которая называется Corners (углы). Эта структура помогает ученикам научиться ценить разность точек зрения и идей, а так же великолепная возможность для развития мышления учеников. Например, при изучении темы «Защита окружающей среды» в 8 классе, я предлагаю альтернативы для 4х углов комнаты. «Если бы вы были министром экологии, какую проблему вы решали в первую очередь?( Переработка мусора. Защита исчезающих животных. Загрязнение воздуха. Загрязнение вод) Ученики выбирают себе углы, подходят к своему углу, выбирают партнера, который стоит рядом с ним и обсуждают причину своего выбора. Всегда необходимо устанавливать время, для выполнения заданий, н-р каждый партнер говорит по 30 сек. Далее учитель выбирает несколько учеников из каждого угла, чтобы они поделились мыслями своего партнера. Если позволяет время, то можно предложить встать в пары с партнерами не из их угла, тогда они услышат мнения по другой проблеме.
Чтобы научить детей совместной деятельности, предлагаю использовать специальные памятки. Памятка – это словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное задание. Предъявляется памятка непосредственно перед началом работы над новым заданием. Ученик (сначала под руководством учителя) сверяет каждый свой «шаг» с памяткой и постепенно овладевает алгоритмом работы. Далее используется метод обучения в сотрудничестве, т.е. дети помогают, друг другу контролировать ход действий пока памятка не становится лишней.
Используя структуры данной методики, мы соблюдаем 4 основных принципа: позитивная взаимозависмость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие.
Существует мнение, что сингапурская методика неэффективна, т.к. требует особого расположения парт в кабинете, шумно, затрачивается много времени, трудно оценивать работу каждого ученика и т.д. Но совсем не обязательно передвигать парты, шум исчезнет, когда дети привыкнуть выполнять структуры, а учитель будет давать четкие установки, после которых уже не последует лишних вопросов. Каждую структуру можно адаптировать к классу и систематически использовать в работе. Достаточно одной или двух структур на уроке, все зависит от целей, которые мы ставим на уроке, но это значительно повысит интерес учащихся к изучению предмета, т.к. они увидят свою значимость на уроке и практическую ценность знания английского языка.
Существуют так же классические формы организации совместной деятельности школьников для формирования мотивации, которые мы так же используем на уроках. Я перечислю лишь некоторые из них:
- групповая работа с текстом;
- использование аутентичных видеокурсов (“Family Albom” который, на примере семьи Стюарт знакомит с современной американской культурой, традициями, взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к особенностям американского варианта английского языка, после просмотра эпизода, следует работа с лексикой и далее драматизация в группах
- компьютерные презентации;
- проведение диспутов;
- проведение пресс-конференций;
- ролевые игры (Ток-шоу «Music in our life”)
Организация совместной деятельности в сочетании с другими формами обучения достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, боязнь исчезает, т.к. общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.
К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе – не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют во взрослых, а прежде всего, учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.
В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/28/picture-88573.png)
Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.
Аннотация В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, начинают играть новые информационные...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-145375-1353119000.jpg)
Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.
Обобщение опыта по теме"Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-539235-1459115907.jpg)
Организация учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.
Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах....
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)
Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...
Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения
Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...
Формирование самостоятельной деятельности школьников на уроке английского языка
Презентация дает общирный материал с яркими примерами для самостоятельной деятельности обучающихся на уроке английского языка....