Педсовет "Формирование УУД через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении"
учебно-методический материал по теме

             Актуальность  изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования,  как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  универсальных учебных действий

через реализацию системно-деятельностного подхода  

в обучении.

            Разговор по теме педагогического совета хочется начать с известной восточной мудрости: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.

               Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

           Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.  Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

             Актуальность  изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования,  как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода.

                В связи с переходом на ФГОС в школе вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения как в начальной школе, так и в старшей, по-прежнему,  остаётся урок, который  проводится по совершенно новой схеме. Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности ученика на основе освоения универсальных способов деятельности.

              Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем  развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.

              Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований  к структуре  основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.

               Приоритетная цель школьного образования: научить ребёнка  учиться,  развивая у него  способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и       оценивать свои       достижения.

              Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

            Программа формирования УУД  включает в себя: 

  • ценностные ориентиры содержания образования;
  • характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
  • преемственность УУД при переходе от начального к  общему образованию.

 Выпускник начальной школы должен:

  • Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
  • Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
  • Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.). Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
  • Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
  • Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

         Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

     В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

              11 марта 2015г. в рамках методической недели учителя начальных классов на своих уроках и мастер-классах показали на практике как формировать УУД у учащихся на уроках.

Для развития личностных УУД учителя применяют и вариативно используют разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников. Таким образом, педагоги на своих уроках  развивают у каждого ребенка интерес и стремление учиться.  

          Виды заданий при формировании личностных УУД:  участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений.

У выпускника    формируются:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи ;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм.
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;  
  •  понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

            Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.

            Виды заданий при формировании регулятивных УУД:  преднамеренные ошибки, поиск информации в предложенных источниках, самоконтроль и взаимоконтроль;    взаимный диктант;   диспут, заучивание материала наизусть в классе;   «Ищу ошибки», контрольный опрос на определенную проблему.

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  •   учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  •   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •   учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в  интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
    оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок.
  • использовать предложения и оценки для создания  нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и   иностранном языках;
  •  выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.

         Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.                        

       Познавательные  универсальные   действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом   пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
    самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные)
    и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • сообщения в устной и письменной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять  существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

            Виды заданий при формировании регулятивных УУД:  «найди отличия» (можно задать их количество), поиск лишнего, лабиринты, цепочки, составление схем – опор;  работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.

Выпускник научится:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,   свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
    класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения  существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

           Коммуникативные УУД – это:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  разрешение конфликтов;  управление поведением партнера;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
  • строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной  поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и  взаимодействии.

          Виды заданий при формировании коммуникативных  УУД:  Составь задание партнеру;   отзыв на работу товарища;   групповая работа по выполнению заданий;   парный опрос;   ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;   диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);   «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а  что нет;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций   сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

                Эффективность и успешность введения ФГОС НОО напрямую зависит от готовности к включению в данный процесс не только педагогов, но и родителей. От того,  насколько мотивированно и осознанно каждый учитель подходит  к  работе по стандартам второго поколения, зависит плодотворность и учебно- психологическая комфортность обучения детей.

                Классные руководители 4-х классов в ходе анкетирования  родителей своих учеников, бесед на родительских собраниях сделали следующие выводы о мнении родителей выпускников начальной школы об обучении по ФГОС.

  • «Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы «Кто я?" и "Зачем я?" Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Если эти качества формируются в процессе обучения, это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, да и необходимые знания поможет приобрести.»
  • « Выпускник начальной школы должен быть готов к обучению в среднем звене. А готов к этому он будет если будет здоров.  С современными образовательными технологиями это возможно . Он должен уметь самостоятельно добывать знания, быть воспитанным, коммуникативным, творческим и с желанием идти в школу.»
  • «Как родитель поняла, что главное в начальной школе научить ребенка добывать знания, уметь пользоваться справочной литературой, уметь формировать свою точку зрения по любому вопросу, а учителю быть координатором всех детский умений и возможностей.»

          В ООП НОО  в разделе «Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО»  прописан  Портрет выпускника начальной школы.

        Выпуская в этом учебном году четвероклассников, которых с 1-го класса учили по новым стандартам, мы смело можем сказать, что не только учителя, но и родители этих детей видят в них  сегодняшний стандартный портрет выпускника начальной школы.

          Общая цель обучения - формирование ведущей деятельности согласно возрасту ребёнка.

          Цель педагогов начальной школы - научить ребёнка  учить самого себя, т.е. учить учиться.

          Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться.

          Цель педагогов основной школы - дальнейшее развитие УУД, продолжение формирования  умения учиться.

             Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Т.е., преемственность  –  это двусторонний процесс.

               С одной стороны − начальная ступень, которая  закладывает фундамент  знаний, умений и навыков,  необходимых для обучения в основной школе.

             С другой стороны – основная школа, которая развивает, а  не  игнорирует (!) накопленный в начальной школе потенциал.

             Основанием преемственности  разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.  

              А системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа №9 г. Мценска Формирование универсальных учебных действий через реализацию системно- деятельностного подхода в обучении.

Слайд 2

ФГОС Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт , будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

Слайд 3

Преемственность в образовании – это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Слайд 4

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения . Научить учиться

Слайд 5

Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 6

Программа формирования УУД включает в себя: ценностные ориентиры содержания образования; характеристики УУД и типовые задачи их формирования; преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.

Слайд 7

Выпускник начальной школы должен: Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками). Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.). Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Слайд 8

Универсальные учебные действия УУД: Выпускник начальной школы Познавательные Регулятивные Личностные КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 9

Мнение родителей выпускников начальной школы «Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы «Кто я?" и «Почему я?" Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Если эти качества формируются в процессе обучения, это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, да и необходимые знания поможет приобрести.» « Выпускник начальной школы должен быть готов к обучению в среднем звене. А готов к этому он будет, если будет здоров. С современными образовательными технологиями это возможно . Он должен уметь самостоятельно добывать знания, быть воспитанным, коммуникативным , творческим и с желанием идти в школу .» «Как родитель я поняла, что главное в начальной школе - научить ребенка добывать знания, уметь пользоваться справочной литературой, уметь формировать свою точку зрения по любому вопросу, а учителю - быть координатором всех детских умений и возможностей.»

Слайд 10

Общая цель обучения - формирование ведущей деятельности согласно возрасту ребёнка. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели . Цель педагогов основной школы - дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжение формирования умения учиться.

Слайд 11

Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень , которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа , которая развивает, а не игнорирует (!) накопленный в начальной школе потенциал.

Слайд 12

ФГОС уровней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....

Доклад «Реализация системно –деятельностного подхода к обучению английского языка через ИКТ»

В обучении иностранным языкам существуют различные походы , различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным, на мой взгляд, является системно-деятельностный подход .Его сущн...

Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.

Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку......

Реализация системно - деятельностного подхода через формирование УУД в процессе обучения географии.

Статья, в которой описывается цель системно - деятельностного подхода ,  а также рассматривается структура урока и методы применяемые в процессе обучения географии....

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...