Реализация системно - деятельностного подхода через формирование УУД в процессе обучения географии.
статья по географии на тему
Статья, в которой описывается цель системно - деятельностного подхода , а также рассматривается структура урока и методы применяемые в процессе обучения географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sist-deyat._podhod.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Карагланова Г.А.
Реализация системно - деятельностного подхода через формирование УУД в процессе обучения географии.
Основная цель системно - деятельностного подхода в процессе обучения географии: научить учащихся добывать знания, работать на уроках.
Для этого учитель ставит ряд вопросов: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.
В основе системно - деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом, применяя при этом активные методы обучения.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность учеников. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы помогают обеспечивать многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
Так, например, содержание курса географии позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, географии, истории и культуре своего Отечества.
География - один из любимых учениками предметов. Каждый урок географии готовит учащихся к ориентации в мировом пространстве, способствует формированию экологического мышления, воспитывает любовь к своей Родине.
Географические умения, так же как метапредметные, формируются не только в процессе учебной деятельности на уроке, но и во внеурочной деятельности. Какие формы деятельности на отдельных этапах урока географии наиболее эффективны? Я предлагаю разные формы деятельности учеников на разных этапах урока, которые нравятся моим ученикам.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Таким образом, использование системно - деятельностного подхода в учебном процессе позволяет сформировать у учащихся умения добывать знания самостоятельно, а не усваивать их в готовом виде. Использование на уроках данного подхода позволяет учащимся заниматься познавательной деятельностью, у них развивается критическое мышление, творчество, взаимообучаемость, создается ситуация успешности каждого обучающегося, формируется мотивация к процессу обучения. Тем самым обеспечивается одна из основных целей нового стандарта: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация системно-деятельностного подхода через интерактивные методы в курсе истории и обществознания"
Обобщение педагогического опыта работы...
Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.
Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку......
Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность
Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, ...
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую деятельность на уроках математики
Государственный стандарт СПО третьего поколения характеризует переход от обучения, как усвоения набора знаний, к обучению, как процессу умственного развития, не только в познавательной деятельнос...
Профориентационное направление при реализации системно-деятельностного подхода через метапредметные связи физики и информатики и ИКТ
В статье рассматривается метапредметное взаимодействие как важнейший фактор при организации системно-деятельностного подхода к обучению, возможнсть включения профориентац...
Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность на уроках истории и географии и научного школьного общества «ЛИС – лицейское интеллектуальное сообщество».
статья, опубликованная во Всероссийском научно- педагогическом журнале "Академия педагогических знаний"...