Разработка мастер-класса с применением приемов работы с обучающимися на уроках биологии.
методическая разработка по биологии (5 класс)

Представлена разработка мастер-класса по теме "Новые подходы в обучении биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс81.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер–класса «Новые подходы в обучении биологии»

Автор: Коньшина Марина Александровна

Организация: МКОУ «Битковская СОШ»

Населенный пункт: с.Битки, Сузунский район, Новосибирская обл.

Тема конкурсной работы: Идеи, которые вы реализуете при обучении

Цель мастер - класса: ознакомление с методическими приемами, через систему заданий для обучающихся на уроке биологии в 5 классе по теме: «Наука о живых организмах».

Задачи мастер – класса: показать практическую значимость использования приемов на уроке биологии с целью формирования функциональной грамотности обучающихся и познавательной активности.

Ожидаемые результаты: участники мастер – класса ознакомятся с приемами, используемые на уроке биологии с возможным последующим применением их в своей практике.

Информационное обеспечение мастер – класс: мультимедийная презентация по теме: «Новые подходы в обучении биологии», учебник: Биология 5 класс И.Н.Пономарева»

Ход мастер- класс

Добрый день, участники мастер – класса

Представляю вашему вниманию приемы, которые использую на уроках биологии.

Примером урока является урок в 5 классе по теме: «Наука о живых организмах»

#1055;рием обратной связи «Ладошки»

-Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить.

Он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:

- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»

- Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Я надеюсь, что и на сегодняшнем мастер-классе всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.

Добрый день уважаемые участники! Я рада встрече с Вами и надеюсь на ваше сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю Вас к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.

Спасибо, что вы приняли мое предложение.

2. Прием " Ассоциации"

Биология …… это слово рождает у нас различные ассоциации и образы.

-Какие ассоциации возникли у вас с этим словом.

(Учащиеся называют свои ассоциации, а на доске появляются их образы.)

А теперь скажите, как можно назвать биологию.

Биология – это наука о живой природе.

Биология многообразна и интересна.

Она способна дать описание вашим ассоциациям и образам.

#1055;рием «Зеркало»

-Посмотрите в зеркало, кого Вы в нём увидели?

Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть природы.

И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся.

А какой это мир, и что в нём является интересным, нам расскажут ваши одноклассники.

#1055;риём "Самый-самый".

Вот некоторые из них:

  • самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг
  • самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час
  • самое толстое дерево-баобаб, при высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.
  • самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см

5. Приём "Третий - лишний"

Как и в любой науке у неё есть свои объекты.

Найти объекты изучения биологии поможет Вам моя подсказка.

Из предложенных объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

Бактерии - книга-солнце

Ручка-астра -пенал.

Роза- тополь-лошадь

Стол- подосиновик-туча

Что же у нас получилось?

Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

А почему все они стали объектами изучения биологии?

Все названные объекты-живые организмы, а биология наука, изучающая живую природу.

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными.

Посмотрите, " Что бы это значило?"

#1055;риём "Что бы это значило?

Папоротник лишайник палочник

-Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми?

Признаки живых организмов:

  • растут, размножаются, питаются, дышат, состоят из клеток

В настоящее время живые организмы испытывают влияние со стороны человека, что приводит к обеднению видового разнообразия

#1043;рафический конструкт «Фишбоун»

Предлагаю вам вместе со мной заполнить графическую схему «Фишбоун» по теме «Причины вымирания животных »

Перед нами проблема: «Почему уменьшается численность животных»

Факты:

-41 вид птиц занесены в Красную книгу Республики Хакасия.

-15 видов млекопитающих занесены в Красную книгу Республики Хакасия

А сейчас прочитаем отрывок из стихотворения Самеда Вургуна.

Участники читают по цепочке по одной строчке.

Давайте пройдемся медленно по лугу,
И “здравствуй” скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.

Показывайте только добрые лица и не вредите окружающей вас природе.

#1055;риём "Сочиняй-ка, методом «Сиквейн»"

Какой, сегодня перед нами раскрылась биология.

Предлагаю составить «сиквейн»

Ключевое слово - БИОЛОГИЯ

#1058;ема, ключевое слово

#1054;писание понятия (2 прилагательных)

#1044;ействие (3 глагола)

#1063;увства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к вопросу)

#1055;овторение сути (синоним 1 строки)

Пример:

Биология

Разнообразная, красивая

Развивается, распространяется, охраняется

Могучая, величественная, прекрасная, любимая

Природа.

#1056;ефлексия. Приём обратной связи "Смайлик".

Я прошу нарисовать эмоцию, которая присутствовала у вас на мастер-классе (используются смайлики)

Благодарю вас за совместную работу.

На мастер-классе мною были использованы следующие приемы:

#1055;рием обратной связи «Ладошки»

2. Прием " Ассоциации"

#1055;рием «Зеркало»

#1055;риём "Самый-самый".

5. Приём "Третий - лишний"

#1055;риём "Что бы это значило?"

#1043;рафический конструкт «Фишбоун»

#1055;риём "Сочиняй-ка, методом «Сиквейн»"

#1055;риём обратной связи "Смайлик".

Думаю, что методические приёмы, продемонстрированные на мастер- классе, возможны для использования на ваших уроках и будут способствовать активизации учебной деятельности обучающихся. Спасибо за сотрудничесво.

Список литературы

#1040;смолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - М.: Просвещение, 2009.

#1043;ин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.

3. Пономарева И.Н. Биология 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"

В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...

Методы или приемы работы с понятиями на уроке биологии

В данной призентации раскрывается технология способа диалектического обучения при работе с понятиями на уроке биологии....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...

Мастер-класс "Демонстрационные опыты как катализатор учебной мотивации обучающихся на уроках биологии"

Мастер-класс "Демонстрационные опыты как катализатор учебной мотивации обучающихся на уроках биологии"...

Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...