Разработка мастер-класса с применением приемов работы с обучающимися на уроках биологии.
методическая разработка по биологии (5 класс)
Представлена разработка мастер-класса по теме "Новые подходы в обучении биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 81.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер–класса «Новые подходы в обучении биологии»
Автор: Коньшина Марина Александровна
Организация: МКОУ «Битковская СОШ»
Населенный пункт: с.Битки, Сузунский район, Новосибирская обл.
Тема конкурсной работы: Идеи, которые вы реализуете при обучении
Цель мастер - класса: ознакомление с методическими приемами, через систему заданий для обучающихся на уроке биологии в 5 классе по теме: «Наука о живых организмах».
Задачи мастер – класса: показать практическую значимость использования приемов на уроке биологии с целью формирования функциональной грамотности обучающихся и познавательной активности.
Ожидаемые результаты: участники мастер – класса ознакомятся с приемами, используемые на уроке биологии с возможным последующим применением их в своей практике.
Информационное обеспечение мастер – класс: мультимедийная презентация по теме: «Новые подходы в обучении биологии», учебник: Биология 5 класс И.Н.Пономарева»
Ход мастер- класс
Добрый день, участники мастер – класса
Представляю вашему вниманию приемы, которые использую на уроках биологии.
Примером урока является урок в 5 классе по теме: «Наука о живых организмах»
#1055;рием обратной связи «Ладошки»
-Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить.
Он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
- Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Я надеюсь, что и на сегодняшнем мастер-классе всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.
Добрый день уважаемые участники! Я рада встрече с Вами и надеюсь на ваше сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю Вас к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Спасибо, что вы приняли мое предложение.
2. Прием " Ассоциации"
Биология …… это слово рождает у нас различные ассоциации и образы.
-Какие ассоциации возникли у вас с этим словом.
(Учащиеся называют свои ассоциации, а на доске появляются их образы.)
А теперь скажите, как можно назвать биологию.
Биология – это наука о живой природе.
Биология многообразна и интересна.
Она способна дать описание вашим ассоциациям и образам.
#1055;рием «Зеркало»
-Посмотрите в зеркало, кого Вы в нём увидели?
Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть природы.
И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся.
А какой это мир, и что в нём является интересным, нам расскажут ваши одноклассники.
#1055;риём "Самый-самый".
Вот некоторые из них:
- самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг
- самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час
- самое толстое дерево-баобаб, при высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.
- самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см
5. Приём "Третий - лишний"
Как и в любой науке у неё есть свои объекты.
Найти объекты изучения биологии поможет Вам моя подсказка.
Из предложенных объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
Бактерии - книга-солнце
Ручка-астра -пенал.
Роза- тополь-лошадь
Стол- подосиновик-туча
Что же у нас получилось?
Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.
А почему все они стали объектами изучения биологии?
Все названные объекты-живые организмы, а биология наука, изучающая живую природу.
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными.
Посмотрите, " Что бы это значило?"
#1055;риём "Что бы это значило?
Папоротник лишайник палочник
-Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми?
Признаки живых организмов:
- растут, размножаются, питаются, дышат, состоят из клеток
В настоящее время живые организмы испытывают влияние со стороны человека, что приводит к обеднению видового разнообразия
#1043;рафический конструкт «Фишбоун»
Предлагаю вам вместе со мной заполнить графическую схему «Фишбоун» по теме «Причины вымирания животных »
Перед нами проблема: «Почему уменьшается численность животных»
Факты:
-41 вид птиц занесены в Красную книгу Республики Хакасия.
-15 видов млекопитающих занесены в Красную книгу Республики Хакасия
А сейчас прочитаем отрывок из стихотворения Самеда Вургуна.
Участники читают по цепочке по одной строчке.
Давайте пройдемся медленно по лугу,
И “здравствуй” скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Показывайте только добрые лица и не вредите окружающей вас природе.
#1055;риём "Сочиняй-ка, методом «Сиквейн»"
Какой, сегодня перед нами раскрылась биология.
Предлагаю составить «сиквейн»
Ключевое слово - БИОЛОГИЯ
#1058;ема, ключевое слово
#1054;писание понятия (2 прилагательных)
#1044;ействие (3 глагола)
#1063;увства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к вопросу)
#1055;овторение сути (синоним 1 строки)
Пример:
Биология
Разнообразная, красивая
Развивается, распространяется, охраняется
Могучая, величественная, прекрасная, любимая
Природа.
#1056;ефлексия. Приём обратной связи "Смайлик".
Я прошу нарисовать эмоцию, которая присутствовала у вас на мастер-классе (используются смайлики)
Благодарю вас за совместную работу.
На мастер-классе мною были использованы следующие приемы:
#1055;рием обратной связи «Ладошки»
2. Прием " Ассоциации"
#1055;рием «Зеркало»
#1055;риём "Самый-самый".
5. Приём "Третий - лишний"
#1055;риём "Что бы это значило?"
#1043;рафический конструкт «Фишбоун»
#1055;риём "Сочиняй-ка, методом «Сиквейн»"
#1055;риём обратной связи "Смайлик".
Думаю, что методические приёмы, продемонстрированные на мастер- классе, возможны для использования на ваших уроках и будут способствовать активизации учебной деятельности обучающихся. Спасибо за сотрудничесво.
Список литературы
#1040;смолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - М.: Просвещение, 2009.
#1043;ин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
3. Пономарева И.Н. Биология 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"
В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...
Методы или приемы работы с понятиями на уроке биологии
В данной призентации раскрывается технология способа диалектического обучения при работе с понятиями на уроке биологии....
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Применение технологии кейс-стади в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС»...
Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии в основой и старшей школе ”
Работа содержит методические приемы работы с текстом...
Мастер-класс "Демонстрационные опыты как катализатор учебной мотивации обучающихся на уроках биологии"
Мастер-класс "Демонстрационные опыты как катализатор учебной мотивации обучающихся на уроках биологии"...
Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации
Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...
Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии”
Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна....