"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"
статья по биологии по теме

Рысова  Светлана  Борисовна

В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющими преодолеть некоторые недостатки данных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom_na_urokah_biologii_i_geografii.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы  работы  с  текстом  на  уроках  биологии   и  географии.

С. Б. Рысова

   «Главная  цель  российского  образования  заключается  в  повышении  его  качества  и  эффективности  получения  и  практического  использования  знаний.  Для  решения  этой  важнейший  задачи  был  принят  новый  государственный  образовательный  стандарт  общего  образования». (1)

   «Отличительной особенностью нового Стандарта  является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции». (4)
  Для  реализации  данных  целей  недостаточно  традиционных  методических  приемов,  необходимо  внедрение  в  образовательный  процесс  новых  педагогических  технгологий  направленных  на  развитие  у  учащихся  не  только  предметных,  но  и  метапредметных  и  личностных  компетенций.  

В  Росси  с  1997  года  применяют  технологии  развития  критического  мышления  (ТРКМ),  «которые  представляют  собой  целостную  систему,  формирующую  навыки  работы  с  текстом.  Особенность  технологий – работа  с  информацией – чтение  и  письмо».  (2)  Данные  технологии  существенно помогают  в  формировании  познавательных  универсальных  учебных  действий.

   Однако  опыт  применения  выявил  ряд  проблем,  с  которыми  сталкиваются  участники  образовательного  процесса  при  применении  ТРКМ.  Например,  такие  как:  разная  скорость  чтения  и  работы  учеников,  недостаточность  информации  в  данном  источнике,  разная  степень  сформированности  умений  работы  с  текстом,  обусловленные  особенностями  мышления  учеников.

   Рассмотрим  некоторые  варианты  использования  ТРКМ  с  учетом  возникающих  трудностей.

  Прием  «кластеры»  учит  выделять  смысловые  блоки  и  графически  изображать  информацию.  Ученики  нередко  ошибаются  в  установлении  соответствия  и  причинно-следственных  связей,  в  выделении  основных  смысловых  блоков.  Не  всегда  могут  кратко  сформулировать  выделенные  блоки,  изучаемого  материала.  Поэтому  для  оптимизации  (иногда  упрощения) данного  приема  считаю  возможным  предлагать  «Слепой  кластер»  с  уже  заданным  количеством  смысловых  блоков  и  установленной  иерархией.  

   Прием  «Таблицы»  всегда  применялись  на  уроках  биологии  и  географии.  Заполнение  различных  таблиц  позволяет  обобщить,  систематизировать  знания;  сравнить  изучаемые  объекты  или  явления  и  делать  выводы.   Но  нередко  для  качественного  заполнения  таблицы  источник    содержит  недостаточное  количество информации.  Другая  особенность – это  слишком  подробное  или  слишком  краткое  заполнение  таблицы  учениками.  Для  преодоления  данных  сложностей  на  уроках  использую  «Таблицу – пазл».  Это  уже  заполненная  таблица,  но  разрезанная  на  блоки.  Учащиеся  с  помощью  учебника  складывают  эту  таблицу – пазл.  Для  этого  им  приходится  неоднократно  прорабатывать  текст,  находить  положение  каждого  блока  в  таблице,  анализировать  содержание  блоков,  сравнивать  его  с  формулировками  в  учебнике.  Когда  таблица – пазл  готова  ее  переносят  в  тетрадь.  В  зависимости  от  объема  таблицы  работу  можно  организовывать  индивидуально,  в  группах  или  парах.  

    Для  развития  умения  анализировать прочитанное,  формулировать  определения  хорошо  показал  себя  прием  «вопросы».  Ученикам  предлагают  ознакомиться  с  описанием  какого-либо  явления.  Важно  чтобы  данный  текст  не  содержал  четкого,  выделенного  определения.  Затем  задают  вопрос:  выбрать  определение  данного  явления  из  предложенных  вариантов  и  записать  его  в  тетрадь. Этот  прием  позволяет  прорабатывать  правила  формирования  определений  и  более  глубокое  понимание  данного  явления.

   Прием  «ИНСЕРТ»  позволяет  не  только  опираться  на  уже  имеющиеся  опыт  и  знания  учащихся,  но  и  выявлять  их.  Например,  понятия  биосфера,  человеческие  расы формируются  на  уроках  и  биологии,  и  географии.  Применение  данного  приема  может  быть  для  учителя  обратной  связью  или  средством  интегрирования  знаний.   Считаю  более  корректно  не  делать  разметку  в  книге,  а  заполнять  таблицу  с  соответствующими  графами  (новое,  думал  иначе,  знал,  не  понял  или  есть  вопрос).

   Прием  «верю -  не  верю»  или  «да – нет»  часто  используют  на  стадии  актуализации  знаний  или  рефлексии.  Однако  для  более  детальной  проработки  информации  на  основе  этого  приема  можно  предложить задание: найти  предложения,  содержащие  ошибки,  и  выписать  их  в  исправленном  виде.  Такой  прием  принуждает  внимательнее  изучать  текст,  анализировать  его  и  исключает  произвольные  ответы.

   На  уроках  биологии  большое  внимание  уделяется  биологическим  рисункам.  Однако  ТРКМ  не  предлагают  приемов  работы  с  ними.   На  рисунке  не  всегда  возможно  отобразить  все  условия,  особенности  того  или  иного  опыта,  возникает  возможность  создать  проблемную  ситуацию,  для  решения  которой  нужно   перейти  от  рисунка  к  тексту  и  найти  недостающие  элементы.  Другой  вариант,  применяемый  мной  на  уроке, - составить  рассказ  по  рисунку.  На  первый  взгляд,  задание  кажется  примитивным,  но  есть  рисунки,  не  содержащие  подписей  и  другой  вспомогательной  информации,  например:  рис.  Прорастание  семян.  Ученик  сам  довольно  быстро  приходит  к  выводу,  что  для  качественного  выполнения  данного  задания  ему  необходимо  обратиться  к  тексту.

   Описанные  приемы – это  лишь  небольшая  часть  технологий,  применяемых  в  современной  школе.  Они  с  небольшими  изменениями  могут  применяться  для  изучения  биологии  и  географии  обучающимися  разных  возрастов  и  разной  степени  сформированности  универсальных  учебных  действий. Они  помогают  развивать  способность  самостоятельно  учиться  и  самосовершенствоваться.  Комфортно  чувствовать  себя  в  современном  информационном  пространстве.  

Литература:

  1.  Рабочие  программы.  Биология.  5-9  классы : учебно-методическое  пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2014. – 382с.
  2. Муштавинская  И. В.  Технология  развития  критического  мышления  на  уроке  и  в  системе  подготовки  учителя. – СПб.:  КАРО,  2009
  3. Интеграция  как  методология  естественно-научного  образования:  материалы  городской  научно-практической  конференции  «Интеграция  как  методология  естественно-научного  образования» / под.ред.  И.Ю. Алексашиной. – СПб АППО,  2012 – 286 с.
  4. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2589


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии

Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии...

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...

Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...

Методические приемы работы с текстом учебника на примере курса географии 7 класса "Полярная звезда"

Данная методическая разработка  была представлена  на педагогическом совете школы по теме: "2023 год педагога и наставника" и содержит обобщенный опыт учителя работы с текстом на у...

Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии”

Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна....

Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.

Смысловое чтение  отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....