"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"
статья по биологии по теме
В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющими преодолеть некоторые недостатки данных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_tekstom_na_urokah_biologii_i_geografii.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии.
С. Б. Рысова
«Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейший задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования». (1)
«Отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции». (4)
Для реализации данных целей недостаточно традиционных методических приемов, необходимо внедрение в образовательный процесс новых педагогических технгологий направленных на развитие у учащихся не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций.
В Росси с 1997 года применяют технологии развития критического мышления (ТРКМ), «которые представляют собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологий – работа с информацией – чтение и письмо». (2) Данные технологии существенно помогают в формировании познавательных универсальных учебных действий.
Однако опыт применения выявил ряд проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при применении ТРКМ. Например, такие как: разная скорость чтения и работы учеников, недостаточность информации в данном источнике, разная степень сформированности умений работы с текстом, обусловленные особенностями мышления учеников.
Рассмотрим некоторые варианты использования ТРКМ с учетом возникающих трудностей.
Прием «кластеры» учит выделять смысловые блоки и графически изображать информацию. Ученики нередко ошибаются в установлении соответствия и причинно-следственных связей, в выделении основных смысловых блоков. Не всегда могут кратко сформулировать выделенные блоки, изучаемого материала. Поэтому для оптимизации (иногда упрощения) данного приема считаю возможным предлагать «Слепой кластер» с уже заданным количеством смысловых блоков и установленной иерархией.
Прием «Таблицы» всегда применялись на уроках биологии и географии. Заполнение различных таблиц позволяет обобщить, систематизировать знания; сравнить изучаемые объекты или явления и делать выводы. Но нередко для качественного заполнения таблицы источник содержит недостаточное количество информации. Другая особенность – это слишком подробное или слишком краткое заполнение таблицы учениками. Для преодоления данных сложностей на уроках использую «Таблицу – пазл». Это уже заполненная таблица, но разрезанная на блоки. Учащиеся с помощью учебника складывают эту таблицу – пазл. Для этого им приходится неоднократно прорабатывать текст, находить положение каждого блока в таблице, анализировать содержание блоков, сравнивать его с формулировками в учебнике. Когда таблица – пазл готова ее переносят в тетрадь. В зависимости от объема таблицы работу можно организовывать индивидуально, в группах или парах.
Для развития умения анализировать прочитанное, формулировать определения хорошо показал себя прием «вопросы». Ученикам предлагают ознакомиться с описанием какого-либо явления. Важно чтобы данный текст не содержал четкого, выделенного определения. Затем задают вопрос: выбрать определение данного явления из предложенных вариантов и записать его в тетрадь. Этот прием позволяет прорабатывать правила формирования определений и более глубокое понимание данного явления.
Прием «ИНСЕРТ» позволяет не только опираться на уже имеющиеся опыт и знания учащихся, но и выявлять их. Например, понятия биосфера, человеческие расы формируются на уроках и биологии, и географии. Применение данного приема может быть для учителя обратной связью или средством интегрирования знаний. Считаю более корректно не делать разметку в книге, а заполнять таблицу с соответствующими графами (новое, думал иначе, знал, не понял или есть вопрос).
Прием «верю - не верю» или «да – нет» часто используют на стадии актуализации знаний или рефлексии. Однако для более детальной проработки информации на основе этого приема можно предложить задание: найти предложения, содержащие ошибки, и выписать их в исправленном виде. Такой прием принуждает внимательнее изучать текст, анализировать его и исключает произвольные ответы.
На уроках биологии большое внимание уделяется биологическим рисункам. Однако ТРКМ не предлагают приемов работы с ними. На рисунке не всегда возможно отобразить все условия, особенности того или иного опыта, возникает возможность создать проблемную ситуацию, для решения которой нужно перейти от рисунка к тексту и найти недостающие элементы. Другой вариант, применяемый мной на уроке, - составить рассказ по рисунку. На первый взгляд, задание кажется примитивным, но есть рисунки, не содержащие подписей и другой вспомогательной информации, например: рис. Прорастание семян. Ученик сам довольно быстро приходит к выводу, что для качественного выполнения данного задания ему необходимо обратиться к тексту.
Описанные приемы – это лишь небольшая часть технологий, применяемых в современной школе. Они с небольшими изменениями могут применяться для изучения биологии и географии обучающимися разных возрастов и разной степени сформированности универсальных учебных действий. Они помогают развивать способность самостоятельно учиться и самосовершенствоваться. Комфортно чувствовать себя в современном информационном пространстве.
Литература:
- Рабочие программы. Биология. 5-9 классы : учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2014. – 382с.
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009
- Интеграция как методология естественно-научного образования: материалы городской научно-практической конференции «Интеграция как методология естественно-научного образования» / под.ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб АППО, 2012 – 286 с.
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2589
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии в основой и старшей школе ”
Работа содержит методические приемы работы с текстом...
Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии
Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии...
Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...
Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации
Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...
Методические приемы работы с текстом учебника на примере курса географии 7 класса "Полярная звезда"
Данная методическая разработка была представлена на педагогическом совете школы по теме: "2023 год педагога и наставника" и содержит обобщенный опыт учителя работы с текстом на у...
Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии”
Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна....
Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.
Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....