Компетентностный урок
статья на тему
Формирование ключевых компетентностей на уроке физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_urok.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд 1) КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОК.
(слайд 2) Сегодня успешность самореализации человека в обществе во многом зависит от способности развивать и применять на практике полученные в образовательном учреждении знания, значимые умения и навыки. В Концепции модернизации российского образования ставится задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся. Есть основания предполагать, что решению указанных проблем будет способствовать введение в систему образования компетентностного подхода.
(слайд 3) При компетентностном подходе эффективность обучения определяется не, сколько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать своим запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в жизни.
Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»
(слайд 4) Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
(слайд 5)Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
Ключевые компетентности (слайд 6)
Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.
А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен. Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир.
2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры.
3. Учебно-познавательные компетенции. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
При компетентностном подходе эффективность обучения определяется не, сколько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать своим запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в жизни.
В методике преподавания физики, например, полезны для адаптации в наших условиях перечисленные ниже типы заданий.
- Задания с недостающими данными, точнее, задания, в которых вместо расчетов или оценок необходим здравый смысл. Например:
Петр налил себе в чашку кофе, температура которого была около
90о С, и чашку холодной минеральной воды с температурой около 5оС.
Обе чашки одинаковые и объем напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Петр, была около 20оС. Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?
А) 70оС и 10оС ; С) 70оС и 25оС;
В) 90оС и 5оС; D) 20оС и 20оС».
Хорошо «обученные» дети, не привычные видеть в учебных заданиях реальную жизнь, тут же вспомнят о том, что напитки должны прийти в тепловое равновесие, и выберут ответ (D). Однако обычный здравый смысл подсказывает, что за 10 минут чашка почти кипящего кофе обычно не остывает до комнатной температуры. Поэтому правильным будет ответ (А), как наиболее подходящий для данного случая.
( слайд 7)Реализация компетентностного подхода в преподавании физики
На основании анализа «перечней» ключевых компетенций и оценки спектра возможностей физики как учебного предмета, можно предположить, что компетентностный подход в обучении физики должен быть направлен на то, чтобы научить школьников:
- Анализировать ситуации практического характера, распознавать в них знакомые физические явления и применять знания для их объяснения;
- Решать задачи, распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, уметь разрешать проблему как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и при недостатке необходимого материала с помощью методов оценки, на качественном уровне или на основе здравого смысла;
- Навыкам эффективного поиска информации, понимания физического содержания информации научно-популярного характера в СМИ, умению критически ее оценивать, приемам достоверности информации, использования полученной информации для принятия решений практического характера.
(слайд 8) На примере урока физики «Сила трения» в 7 классе, я продемонстрирую, способы реализации компетентностного подхода.
Цель урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.
Задачи:
- Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;
- Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
- Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Основные этапы урока:
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичное закрепление.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
С целью мотивации учащимся был продемонстрирован фрагмент фильма о проявлении силы трения в повседневной жизни. Учащимся предложено проанализировать ситуацию практического характера, распознавать в ней знакомое физическое явление. Совместно с учащимися были сформулированы тема и цель урока, определен план действий учащихся на уроке.
Этап целеполагания с позиции компетентностного подхода предусматривает качественные изменения: учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемных нестандартных ситуаций. (ситуаций учебного действия, которую нельзя разрешить посредством использования известных учащимися знаниевых алгоритмов).
Проверка домашнего задания проходила в форме фронтального опроса.
Важным элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В компетентностном уроке самостоятельная работа, спланирована учеником для достижения его образовательной цели. Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя – обеспечить условия, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы.
При изучении нового материала учащимся была предложена: самостоятельная работа с учебным текстом, выполнение экспериментальных исследований в группах с использованием индивидуальных маршрутов, демонстрационный эксперимент, использование анимационных сюжетов. Ребята, используя маршрутные листы, работали в парах, проводили эксперимент, формулировали выводы, полученные в результате исследований, озвучивали их перед классом. Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.
На уроках физики предлагаю в основном следующее: учебники и задачники, справочную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.
Чтобы удержать внимание учеников на изучаемых явлениях, необходимо, чтобы на уроке была смена видов деятельности учащихся. (5-8 классы: три-четыре вида деятельности, иначе дети в этом возрасте не высидят урок; 9-11 классы: два-три вида).
На этапе первичного усвоения новых знаний учащимся были предложены примеры проявления сил трения из литературы, истории. Учащиеся анализировали ситуации, распознавали в них знакомые физические явления и применяли знания для их объяснения.
На этапе закрепления учащиеся выполнили тест с проверкой по эталону и самооцениванием.
На всех уроках в качестве материалов для закрепления знаний и умений использую готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, большую часть материалов разрабатываю сама на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний.
Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, также учащиеся предлагают свои творческие разработки.
Было прокомментировано дифференцированное домашнее задание. В качестве творческого задания учащимся было предложено написать сочинение на тему «Мир без трения». (Трое учащихся заинтересовались и выполнили это задание).
В заключении были подведены итоги урока. Ученикам было предложено выбрать любое начало фразы и продолжите ее
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Я научился…
- У меня получилось…
Рефлексия является важным элементом методической структуры компетентностного урока. Рефлексия определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Ценность урока была, несомненно, в наглядности изучаемых явлений и показанные учителем опыты и проведенные учащимися эксперименты помогли ученикам сделать обобщение о той роли, которую играет сила трения в жизни человека.
( слайд 9) Соотношение компетентностей с видами ученической деятельности и формами диагностики
Виды деятельности | Формы диагностики | Компетентность |
Работа с учебником | Выполнение заданий «на соответствие» | Информационная, познавательная |
Работа с простым и сложным текстом | Включение текстовых заданий в плановые контрольные работы | Познавательная, информационная |
Выполнение презентации информационной работы | Демонстрация презентации в классе | Информационная, коммуникативная |
Выполнение наблюдения за ходом физического явления, процесса дома, написание краткого или развёрнутого отчёта. | Демонстрация на уроке, на факультативном занятии, кружке, предметной декаде | Познавательная, информационная |
Выполнение фронтального физического опыта в классе парами, в группе, оформление выводов | Выборочная устная проверка, итоговая проверка работ учащихся по окончании занятия | Познавательная, информационная, коммуникативная |
Творческие работы исследовательского характера, как одна из форм домашнего задания | Демонстрация на уроке, на факультативном занятии | Познавательная, информационная |
Каким образом можно было повысить качество образования средствами образовательной среды школы. Для данного урока были использованы реальные эксперименты, анимационные, видеофильмы с демонстрацией жизненных ситуаций с физическими явлениями, работа с текстом. У меня есть опыт организации группового проекта по теме «Сила трения». Учащиеся моего класса, будучи учениками 7 класса, выполняли этот проект. Вопросы проекта были следующие: 1) Полезные и вредные свойства силы трения; 2) Определение коэффициента трения спортивной обуви; 3) На чем лучше кататься с горки.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проблема должна быть взята из реальной жизни, и быть значимой для подростка. Проект является средством реализации компетентностного подхода при обучении физики.
Но реализация проекта осуществлялась во внеучебное время.
На следующем сладе (слайд 10) вы видите этапы проектирования компетентностного урока.
(слайд 11) Результат компетентностного обучения – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, что необходимо сегодня в условиях быстроменяющегося общества. В самом общем виде сущность компетентностного обучения заключается в перенесении акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный урок по английскому языку в 7 классе по теме "Англо-говорящие страны"
Урок, основными задачами которого являются:тренировка устной монологической и диалогической речи; совершенствование навыков чтения; актуализация лексических единиц; совершен...
Компетентностный урок по физике 7 класс. "Физические величины и их измерение"
Урок "Физические величины и их измерения" 7 класс - урок изучения нового материала. Направлен на формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций. Обучающиеся выс...
Разработка компетентностного урока "Family teenager\'s problems" для 8 класса
Разработка урока как результат прохождения курсов по данной теме...
Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.
В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...
Методический семинар "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"
Цель семинара: создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов в построении компетентностного урока, разработке его критериев анализа и самоанализа.Задачи семинара:1. Соз...
Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...
Практический семинар по теме: "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"
Работа семинара посвящена проблеме проведения компетентностного урока. Рассматриваются суть компетентностного подхода в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», а...