Методический семинар "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"
методическая разработка на тему
Цель семинара: создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов в построении компетентностного урока, разработке его критериев анализа и самоанализа.
Задачи семинара:
1. Создать условия для методического самоопределения педагогов по теме «Компетентностный урок, его критерии и анализ».
2. Познакомить с алгоритмом проектирования урока, методическими рекомендациями по теме данной проблеме.
3. Развивать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности.
4. Развивать рефлексивные умения педагогов при анализе своей деятельности и деятельности коллег.
Планируемые результаты:
Обучающийся на данном семинаре будет:
знать
1) основные критерии компетентностного урока, алгоритм его построения;
2) понятия, входящие в тезаурус "компетентностный урок";
3) схему анализа эффективности урока;
уметь:
1) применять критерии отбора методического инструментария, адекватного целям проектирования компетентностного урока;
2) проектировать, проводить анализ и самоанализ компетенностного урока;
иметь практический опыт владения:
1) понятийным аппаратом, описывающим деятельность по проектированию компетентностного урока;
2) современных подходов к сравнительному анализу компетентностного урока;
3) технологией проектирования компетентностного урока.
Применяемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).
Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Рабочая группа семинара: заместитель директора по учебной работе (ЗУР), руководители методических объединений школы, педагог-психолог.
Средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы (приложения 1-3), методический материал А. В. Пашкевич "Компетентностно-ориентированный урок" (скан-копия на ПК для работы в парах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_seminaru.docx | 27.92 КБ |
kompetentnostnyy_urok.docx | 55.2 КБ |
kompetentnostnyy_urok.pptx | 549.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Показатели | Традиционный подход | Системно-деятельностный подход | Компетентностный подход |
Цели | ЗУНы, отраженные в ГОС (обязательный минимум). Предмет выступает самоцелью, ученик всего лишь средство | Развитие личности учащегося на основе освоения совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Главной задачей является научить ребенка учиться через освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции. Образование с помощью предмета. Акцент перенесен с содержания на результат образования. | Целевой основой проектирования образовательного процесса выступает компетентностная модель выпускника той или иной ступени обучения. В соответствии с компетентностной моделью от учителя требуется создать организационно-педагогические условия для развития личностных качеств и компетенций прописанных в матрице компетенций. Цели носят деятельностно-ориентированный характер. Главная цель компетентностно-ориентированного образования: развитие личности, раскрытие и развитие задатков и способностей учащихся. |
Содержание | Ориентация на фундаментальный характер содержания образования без учета необходимости значимости этого содержания в жизни. Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки "Чему учу". | Содержание определяется в соответствии с фундаментальным ядром, где фиксируются основополагающие элементы научного знания, понятийный аппарат, на основе которого формируются научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентации и др. Формирование межпредметных, практико-ориентированных представлений о мире, способах практического действия в нем. Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности "с помощью чего учу". | Предметные знания как способ действий, которые осваивает учащийся в учебном предмете. ученик не только знает, "что", но и "как". В предмет закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания того, что учащийся будет уметь делать на "выходе". Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности "с помощью чему учу". |
Пути | Трансляция знаний, приобретение необходимых ЗУНов. Монолог учителя. | Через освоение УУД способов действий и достижение на этой основе способности к развитию "компетентности к обновлению комиетенций". Обеспечение соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями. | Освоение новых видов деятельности, затребованных в любых жизннных ситуациях (быстрая актуализация знаний в нужной ситуации). Использование адекватных образовательных технологий, многообразие методов и форм организационной деятельности, увеличение роли самостоятельной работы учащихся (реферирование, проектирование, исследование и т.д.), в обучении акцент делается на практике решения учебных проблем на основе полученного знания, приобретении опыта самостоятельного решения разнообразных проблем, формы работы основаны на ответственности самих учащихся. |
Оценивание | Оценивание приобретенных ЗУНов, в терминах единиц содержания: "чему учим, то и измеряем". Учебный процесс оценивается учителем путем сравнения с неким эталоном, оценка определяется через число допущенных ошибок. Оценивается по 5-ти бальной системе. | Единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Система оценивания учебных достижений учащихся через многообразие педагогического инструментария мониторинга (портфолио, карта самостоятельной работы, комбинированные тесты и т.д.). Задача учителя - обеспечение соответствия методов обучения и процедур оценивания. Оценивание личностных, познавательных и коммуникативных УУД. | Единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Система оценивания учебных достижений учащихся через многообразие педагогического инструментария мониторинга (портфолио, карта самостоятельной работы, комбинированные тесты и т.д.). Задача учителя - обеспечение соответствия методов обучения и процедур оценивания. Основная цель оценивания - развитие познавательной активности и мотивации к изучению предмета. |
Роль учителя | Транслятор "истинного" знания. | Организатор учебной деятельности учащихся. Сотрудничество, сотворчество. Диалог. | Организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. Диалог. |
Результат образования | Результатом образования выступают предметные знания, умения, навыки - они усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах. Ученик знает: математику, историю... Чем больше знаний, тем лучше. | Результат определяется многообразием и характером УУД, которыми должны овладеть учащиеся. | Готовность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. КП не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Ответ на вопрос - чему научился ученик за годы обучения в школе; способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. |
Формула | Знание + понимание + запоминание | Компетенция - деятельность - компетентность | Компетенция - деятельность - компетентность |
Определение урока | Это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляются передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. | Это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотезы, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности. | Это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляются саморазвитие и самореализация учащихся. |
Приложение 2
К | ||||
О |
| |||
М | ||||
П | ||||
Е | ||||
Т | ||||
Е | ||||
Н | ||||
Т | ||||
Н | ||||
О | ||||
С | ||||
Т | ||||
Ь |
Приложение 3
Схема анализа компетентностно-ориентированного урока
Учитель | |||||||||||||||||
Предмет, класс | |||||||||||||||||
Тема урока | |||||||||||||||||
Целеполагание | |||||||||||||||||
Отсутствует | Цель формулирует учитель | Совместное с учащимися | |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
Цели урока | |||||||||||||||||
Нельзя измерить, продиагностировать | Диагностичны, измеряемы | ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
Создание мотивационного поля | |||||||||||||||||
Отсутствует | На этапе целеполагания | На отдельных этапах урока | |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
Содержание урока | |||||||||||||||||
Нет связи с жизнью, практической деятельностью. | Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. | Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания. | |||||||||||||||
Формы организации деятельности учащихся на уроке | |||||||||||||||||
Неактивные | Активные | Интерактивные | |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
Фронтальные | Групповые | Парные | Индивидуальные | ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Использование методов, приемов | |||||||||||||||||
Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные | Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные | Предполагают включе-ние учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный | Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный | ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Использование технологий | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Рефлексивность | |||||||||||||||||
Отсутствует | Эмоциональная рефлексия | Оценка деятельности | Оценка результата | Рефлексия учителя | |||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||
Результативность урока | |||||||||||||||||
Результат не достиг-нут или достигнут учителем | Сформирована нап-равленность на пред-метные компетент-ности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися. | Сформирована направ-ленность на предметные, общепредметные компе-тентности (указать какие); наличие продукта деятель-ности, знаний о его практи-ческом применении. Боль-шая часть класса достигла результата. | Сформирована направ-ленность на предмет-ные, общепредметные компетентности, разви-вались ключевые ком-петентности (указать, какие); Результат дос-тигнут каждым уча-щимся. | ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Оценивание | |||||||||||||||||
Традиционное, по 5-бальной шкале | Качественная, словесная оценка деятельности | Другие виды оценивания | |||||||||||||||
|
|
|
Карта анализа и самоанализа урока с позиции компетентностного подхода
Направления | Критерии оценивания | Мнение присутствующего | |
Деятельность учителя | |||
Мотивация учащихся на освоение материала в начале урока | Создание настроя на деятельность в решении поставленных задач | ||
Организация совместного формулирования целей | |||
Содержание учебного материала, особенности его предъявления | Эффективность подбора учебного материала | ||
Включенность учащихся в проектирование способов деятельности | |||
Проблемность, открытость вопросов учителя, позволяющие искать варианты ответа. | |||
Структура урока | Соответствие выбранной структуры цели урока | ||
Формы и методы обучения | Соответствие выбранных организационных форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная) запланированной цели | ||
Организация диагностики результатов деятельности учащихся | |||
Организация рефлексии | |||
Взаимоотношения «учитель-ученик» | Выбор позиции сотрудничества во взаимодействии с учащимися | ||
Спокойное реагирование учителя на ошибки учащихся | |||
Внимание учителя ко всем учащимся | |||
Предоставление возможности высказать свою точку зрения, поддержка, одобрение | |||
Создание условий для развития способностей | - к осознанному поведению в различных жизненных ситуациях | ||
- к ориентации в мире социально значимых ценностей | |||
- к выполнению социальных ролей в соответствии с позициями других участников | |||
Деятельность учащихся | |||
Активная позиция | Включенность в урок | ||
Сосредоточенность на достижении результата | |||
Внимание | |||
Построение диалога | |||
Полные, рассудительные ответы | |||
Позиция сотрудничества | Взаимопонимание | ||
Умение оценить работу свою и одноклассников | |||
Поведение спокойное, уверенное | |||
Положительный эмоциональный тон | |||
Рефлексия работы | |||
Культура слушания | Умение вслушиваться в вопросы и задания | ||
Умение слушать ответы других | |||
Формирование личностных качеств | Оптимизм | ||
Активность | |||
Дисциплинированность | |||
Ответственность | |||
Адекватность | |||
Формирование ключевых компетентностей | |||
Компетентность решения проблем | Целеполагание и планирование | ||
Оценка собственного продвижения | |||
Информационная компетентность | Поиск информации | ||
Критическое осмысление информации | |||
Умение делать выводы | |||
Коммуникативная компетентность | Письменная | ||
Устная коммуникация | |||
Умение работать в группе, паре |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Компетентностный урок, его критерии и самоанализ»
Цель семинара: создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов в построении компетентностного урока, разработке его критериев анализа и самоанализа.
Задачи семинара:
- 1. Создать условия для методического самоопределения педагогов по теме «Компетентностный урок, его критерии и анализ».
- 2. Познакомить с алгоритмом проектирования урока, методическими рекомендациями по теме данной проблеме.
- 3. Развивать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности.
- 4. Развивать рефлексивные умения педагогов при анализе своей деятельности и деятельности коллег.
Планируемые результаты:
Обучающийся на данном семинаре будет:
знать
1) основные критерии компетентностного урока, алгоритм его построения;
2) понятия, входящие в тезаурус "компетентностный урок";
3) схему анализа эффективности урока;
уметь:
1) применять критерии отбора методического инструментария, адекватного целям проектирования компетентностного урока;
2) проектировать, проводить анализ и самоанализ компетенностного урока;
иметь практический опыт владения:
1) понятийным аппаратом, описывающим деятельность по проектированию компетентностного урока;
2) современных подходов к сравнительному анализу компетентностного урока;
3) технологией проектирования компетентностного урока.
Применяемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).
Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Рабочая группа семинара: заместитель директора по учебной работе (ЗУР), руководители методических объединений школы, педагог-психолог.
Средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы (приложения 1-3), методический материал А. В. Пашкевич "Компетентностно-ориентированный урок" (скан-копия на ПК для работы в парах).
№ п/п | Этапы | Средства | Форма |
1 стадия. ВЫЗОВ | |||
1 | Установочный доклад по целям, задачам, содержанию семинара | Интерактивный доклад, слайды | Фронтальная |
2 | "Метод ассоциаций" | Информационный текст, таблица - приложение 2, слайд | Групповая работа |
3 | Прием «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» | Опросник, слайд | Групповая работа |
4 | Обобщение | Интерактивный доклад, слайды | Фронтальная |
2 стадия. ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ | |||
1 | Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) -заполнение 2-3 столбца | Таблица "Как построить компетентностный урок" | Индивидуальная работа |
2 | Практическое задание 1 Изучение сравнительной характеристики тради-ционного, системно-деятельностного и компетентностного подхода в образовании (самоопределение) | Раздаточный материал - приложение 1 | Групповая работа |
3 | Обобщение | Интерактивный доклад, слайды | Фронтальная |
4 | Практическое задание 2 Создание интеллект-карты 1 группа Требования к целям урока 2 группа Требования к структуре и организации урока 3 группа Требования к содержанию урока 4 группа Требования к методике проведения урока 5 группа Требования к работе обучающихся на уроке 6 группа Требования к оцениванию результатов | Теоретический материал на ПК | Работа в парах, групповая работа |
5 | Общее заседание - доклады от группы | Презентация | Групповая работа, индивидуальная работа |
6 | Игра "Аплодисменты по кругу" | фронтальная работа, индивидуальная работа | |
7 | Знакомство с памяткой "Самоанализ компетентностного урока" | Раздаточный материал- приложение 3 | Фронтальная работа |
3 стадия. РЕФЛЕКСИЯ | |||
1 | Составление синквейна по теме семинара | Информационный текст | Групповая работа, индивидуальная работа |
2 | Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) -заполнение 4 столбца | Таблица "Как построить компетентностный урок" | Индивидуальная работа |
Ход семинара
1 стадия. ВЫЗОВ (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
ЗУР: Уважаемые коллеги! Сегодняшний методический семинар мне хотелось бы начать со слов Р.У. Эмерсон " По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна". Уходит эпоха "образования на всю жизнь", на смену приходит новая эпоха, принцип которой "образование длиною в жизнь". По данным ученых общественного института развития школы в Российском образовании знания занимают 65%, умения - 25%, обобщенные умения - 10 %. Проблемой Российского образования не то что плохо учим, а то что даем знания готовыми. В начале XXI века ЮНЕСКО сформулированы фундаментальные цели школьного образования в современном мире:
- научить получать знания (учиться учиться);
- научить работать и зарабатывать (учиться для труда);
- научить жить (учиться для бытия);
- научить жить вместе (учиться для совместной деятельности).
В соответствии с пониманием этих фундаментальных образовательных целей на рубеже веков появилась новая концептуальная линия российского образования - компетентностный подход. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.
ЗУР: Работа в группах (по методическим объединениям)
1) На карточках напишите какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "компетентность" (таблица - приложение 2)? Обсудите вопрос в группах. Все слова должны начинаться с букв данного слова:
К | креативность | компетенция | ||
О | организованность | опыт |
| |
М | мотивация | модернизация | ||
П | планирование | перспектива | ||
Е | единство | единение | ||
Т | технология | терпимость | ||
Е | единомышленники | единодушие | ||
Н | новизна | навыки | ||
Т | творчество | творение | ||
Н | научность | новаторство | ||
О | осведомленность | освоение | ||
С | сотрудничество | соединение | ||
Т | толерантность | талант | ||
Ь |
2) Прием «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Педагоги выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ:
1) Верите ли вы, что компетенностный подход формирует готовность человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности?
2) Верите ли вы, компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен?
3) Верите ли вы, компетентность "появляется" из приобретенных знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения?
Каждая группа озвучивает свои ответы.
Делается вывод о многогранности понятия "компетентность".
ЗУР : Разберемся в особенностях терминов, связанных с компетентностным подходом в образовании.
Толковый словарь Ушакова дает такие определения:
- компетентность –осведомленность, авторитарность.
- компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом.
Применительно к образовательному процессу можно дать такие определения этих понятий:
- компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности.
- компетентность - «знание в действии» – способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям.
- компетентностный подход - подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования, формирование компетенций.
Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
- Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
- Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
- Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
- Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
- Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
- Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
- Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.
2 стадия. ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ( получение новой информации).
Для того чтобы понять, чем отличается компетентностный подход в образовании от традиционного, что при этом меняется в уроке, рассмотрим , что такое компетентностно-ориентированный урок.
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) "Как построить компетентностный урок"
Заполним первые два столбца таблицы:
Вопрос | Знаю | Хочу знать | Узнал |
Как построить ком-петентностный урок | |||
Из каких этапов состоит компетент-ностный урок | |||
Что такое активное целеполагание | |||
Что изменилось в содержании основного этапа урока | |||
Что появилось нового в оценивании |
Практическое задание 1.
Давайте сравним характеристики традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подхода в образовании (по материалам А.В. Пашкевич "Компетентностно-ориентированный урок", Издательство "Учитель", Волгоград, 2013 г.). Внимательно читайте и осмысливайте - групповая работа (по методическим объединениям) с таблицей "Сравнительная характеристика традиционного, системно-деятельностного и компетентностного подхода в образовании" (методическое пособие "Компетентностно-ориентированный урок" А. В. Пашкевич, стр. 11-12 - приложение 1).
ЗУР: Таким образом, проектирование урока предполагает деятельность по определению целей занятия, планированию форм, методов, средств обучения, организации взаимодействия преподавателя и обучающихся для реализации поставленных целей.
Алгоритм проектирования урока в логике компетентностного подхода включает следующие этапы:
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. Ученик сам ставит цель или участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Ещё один принцип компетентностного подхода - диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?» Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.
Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал на уроке можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений. В компетентностном уроке на этапе целеполагания возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
2-й этап – проектирование содержания.
Акцент в содержании урока должен быть сделан на двух важных моментах:
- ориентация учебного материала на решение профессиональных и жизненных задач;
- интеграция содержания, т. е. опора на знания и умения, полученные при изучении других учебных, общепрофессиональных дисциплин (на занятиях по междисциплинарному курсу данная позиция реализуется наиболее полно).
3-й этап – выбор типа и вида учебного занятия. Урок, его тип (определяется по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, формирования умений, обобщающий урок и т. д.) и вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения на уроке: урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок и т. д.); лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т. д.) и формы организации познавательной деятельности обучающихся на занятии (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная).
4-й этап – подбор методов и приемов обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения: методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.); метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар); методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм; модернизированные традиционные методы обучения; методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология развития «критического мышления», проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная система обучения, технология развивающего обучения, технология «дебаты», игровая технология (ролевые, деловые игры), обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), кейс - технология, технология учимся вместе (Learning together)
5-й этап – отбор учебно-методического обеспечения, определение средств достижения цели: дидактические, материально-технические, информационные средства (учебные пособия, дидактический раздаточный материал, аудиовизуальные и электронные средства), оборудование, материалы и т. п.
6-й этап – определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, проведения рефлексии занятия, «подбор диагностического инструментария (первичного, промежуточного, итогового) для проверки уровней освоения компетенции».
7-й этап – фиксирование результатов проектирования. При планировании компетентностного урока, нацеленного на результат, целесообразнее использовать технологическую карту урока.
«Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута» (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998).
Практическое задание 2. Создание интеллект-карты.
Теперь, предлагаю разбиться на 5 групп и, познакомившись с теоретическим материалом (папка "Компетентностный урок") поработать в группах по созданию интеллект-карты по темам:
1 группа Требования к целям урока: что должен учитывать педагог при формировании целей урока.
2 группа Требования к структуре и организации урока: чему должна соответствовать структура урока и как должны быть взаимосвязаны этапы урока; что должен учитывать педагог при организации урока.
3 группа Требования к содержанию урока: чему должно соответствовать содержание урока.
4 группа Требования к методике проведения урока: что учитывает педагог при выборе методов и приемов; как педагог плагнирует освоение обучающимися новых знаний; как и какие формы организации познавательной деятельности вводятся на уроке при введении самостоятельной работы.
5 группа Требования к работе обучающихся на уроке: что ожидает от обучающихся на уроке педагог.
Работа с теоретическим материалом с последующим представлением каждой группой интеллект-карты. Схема работы в группе: работа индивидуально с теоретическим материалом (папка на ПК "Компетентностный урок"); обсуждение в паре, группе; оформление результатов: презентация; представление итогов обсуждения: лидер группы.
Игра "Аплодисменты по кругу"
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники становятся в круг. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
ЗУР: мы немного отдохнули, и сейчас давайте внимательно прочитаем и обсудим схему анализа компетентностного урока, составленную рабочей группой. Работа с раздаточным материалом (приложение ).
3 стадия. РЕФЛЕКСИЯ
Составьте синквейн по теме семинара: урок, компетенция, компетентность, самоанализ. Напомним: «Синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Пример
Компетентность
Субъектный, творческий
Мотивирует, активизирует,
Компетентность - мера освоения компетенции.
Каждое методическое объединение озвучивает свои варианты.
Теперь, давайте вернемся к таблице "Как построить компетентностный урок" и заполним последний столбец "Узнал".
Закончить семинар хочется следующей мудростью Л.Н. Толстого: "Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По –настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай – нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна» Эмерсон Р.У.
В Российском образовании занимают знания – 65%, умения – 25%, обобщенные умения – 10%. Проблема Российского образования: причина не в том, что плохо учим, а том, что даем знания готовыми!
В начале XXI века ЮНЕСКО сформулиро-ваны фундаментальные цели школьного образования в современном мире: научить получать знания (учиться учиться ); научить работать и зарабатывать (учиться для труда); научить жить (учиться для бытия); научить жить вместе (учиться для совместной деятельности).
Метод ассоциаций К - О - М - П - Е - Т - Е - Н - Т - Н - О - С - Т - Ь
«Верные и невырные утверждения» Верите ли вы, что … компетентностный подход формирует готовность человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности? компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен? компетентность «появляется» из приобретенных знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения?
Толковый словарь Ушакова компетентность –осведомленность, авторитарность. компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познаниями, опытом. Применительно к образованию компетенция –готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности. компетентность - «знание в действии» – способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям.
Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цели школьного образования: Нучить учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
Цели школьного образования: Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аапарат. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности . Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей. Научиться решать проблемы, общие для различных видов рпофессиональной деятельности. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.
Этапы проектирования компетентностного урока
«Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута» (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого . М., 1998).
Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений". Л. Н. Толстой
Успехов в проектировании компетентностного урока!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока
Самоанализ урока учителем...
Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
Методическая публикация по теме «Критерии современного урока»
Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок»....
Практический семинар по теме: "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"
Работа семинара посвящена проблеме проведения компетентностного урока. Рассматриваются суть компетентностного подхода в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», а...
Коучинг "Эффективный урок, его критерии и самоанализ"
Материал для проведения методического коучинга для педагогов....
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома...